Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Преимущества комбинирования BI- и BPM-технологий

В последние два года тенденция к консолидации двух технологий — BI и управления эффективностью бизнеса (BPM, CPM) — стала прослеживаться особенно четко.

Потребность клиентов в отчетности в реальном времени, проникновение BI на операционный уровень, соответствие нормативным требованиям, распространение множества источников данных — все это привело к резкому повышению статуса BPM-технологии, занимающей в рейтинге компании Gartner одно из первых мест.

Согласно материалам IDC отрасль развивается, и в ближайшие 5 лет предполагается ее 8%-й рост на рынке. В последние полтора года большинство поставщиков устремилось на рынок с новыми версиями продуктов; кроме того, началась очередная волна слияний и поглощений (в частности, многие крупные производители BI-продуктов приобретают небольших производителей BPM).

В погоне за созданием лучших BI- и BPM-приложений лидирующие поставщики постоянно меняют свои позиции. Несмотря на всеобщее использование BI-инструментов стоимость лицензий снижается, так как меняется состав пользователей (от экспертов составителей отчетов к потребителям — получателям отчетов). BI-поставщики испытывают давление со стороны производителей баз данных, специалистов в области ERP-систем, а также со стороны ряда компаний «лучших в своем классе» (best of breed), которые обеспечивают более широкую функциональность по низким ценам. Такая динамика предполагает дальнейшую консолидацию рынка и технологическое слияние с поставщиками аналитических программных средств.

BI-продукты предназначены для выполнения таких функций, как:

  • преобразование корпоративных данных в бизнес-информацию;
  • распространения этой информации;
  • помощь в оценке информации и в принятии решений.

Среди стимулирующих факторов в развитии рынка можно назвать следующие:

  • необходимость выполнения нормативных требований;
  • распространение множества источников данных;
  • необходимость извлечения максимальной пользы из существующих ERP-систем;
  • склонность к менее крупным, окупаемым технологическим инвестициям;
  • спрос на возможности принятия решений в реальном времени;
  • спрос на использование BI на операционном уровне в организации (широкий доступ);
  • спрос на корпоративные инструментальные панели и механизмы выявления узких мест
  • развитие стандартов SOA.

В результате развития всех этих факторов BI-отрасль расширилась и теперь охватывает несколько подкатегорий приложений, а также проектов для сбора, хранения и анализа данных. И хотя наиболее зрелые области BI (запросы, отчетность, OLAP и др.) развивались в том же темпе, что и вся IT-отрасль в целом, однако интерактивные приложения, использующие BI-инструменты для визуализации, анализа, планирования, оценки эффективности, бюджетирования и моделирования, обогнали по темпу развития все остальные сферы рынка. Это подстегнуло традиционных BI-поставщиков к созданию более удобных аналитических приложений, что и дало толчок к разработке управления эффективностью бизнеса (управления эффективностью предприятия, корпорации) — BPM (EPM, CPM).

Таблица 1. Спектр BI-функциональности

Источники и Базы данных ETL и Хранилища данных Ключевая BI-функциональность BPM/ Аналитические приложения Предоставление информации
Финансы ETL Data Mining Эффективность клиентов Web-интерфейс
Человеческие ресурсы Хранилище данных OLAP Финансовая эффективность Генерация отчетности
CRM Репозиторий метаданных Запросы и отчетность Операционная эффективность Анализ эффективности в реальном времени
SCM Управление хранилищем   Эффективность цепи поставок  
Старые (legacy) системы        

Новая волна

BPM (CPM) — это аналитические приложения для улучшения бизнес-процессов, охватывающие множество направлений, в том числе BI, ERP и CRM. Такие технологии как: визуализация данных, управление бизнес-операциями (Business Activity Monitoring — BAM), бюджетирование, планирование и прогнозирование, модели прибыльности, сбалансированные оценочные панели, инструменты финансовой консолидации, — делают ранее самостоятельные BPM-технологии критическими компонентами корпоративных BI-пакетов. Популяризация в традиционной BI-сфере вынудила многих поставщиков расширять свои решения и использовать эти дополнительные инструменты в качестве конкурентных преимуществ.

Эта стратегия открыла новые перспективы роста, добавила возможности продаж в BI-продукты и позволила поддержать определенный уровень цен за счет более качественных решений. В результате лидирующие BI и ERP-поставщики, такие как Business Objects (SRC Software, FirstLogic и Infommersion), Cognos (Adaytum/Frango), Microsoft (ProClarity), Geac (Systems Union и Comshare), Siebel (nQuire), Lawson (Closedloop/Numbercraft), Sage Group (IntelligentApps) и Actuate (PerformanceSoft) влились в новую волну консолидации в области BPM. Предполагается дальнейшее ее продолжение, так как небольшие производители, владеющие перспективной стратегией управления эффективностью, часто становятся объектами поглощений. Многие известные компании, такие как Hyperion, Cartesis, Oracle, SAS и SAP также развивают свои продукты в области управления эффективностью бизнеса. Для них это дополнительный рынок и возможность сохранения приемлемого уровня цен на свою продукцию.

В итоге на сегодняшний день можно сказать, что CPM это результат эволюции BI и ERP, определяемой желанием пользователей отслеживать одновременно и операционные, и финансовые показатели. К 2009 году предполагается 10% рост рынка в области управления корпоративной эффективностью, при этом объем рынка достигнет 900 млн. (источник — исследовательская компания Gartner).

Демократизация BI

Предпосылкой к эволюции CPM было развитие традиционных BI инструментов в операционные, где существенный упор делается на обработку данных в реальном времени, необходимую на аналитическом и операционном уровне в организации. Исторически BI использовалась на стратегическом уровне небольшой группой бизнес-аналитиков, руководителей или экспертов, в качестве инструмента рассмотрения статистических показателей эффективности, которые могли повлиять на процесс принятия решений. Однако недавно возросшая потребность клиентов в принятии решений в реальном времени существенно расширила применение BI-инструментов на всех уровнях для обеспечения адекватной производительности сотрудников, а также для выявления узких мест и новых возможностей в процессе продаж.

Эта тенденция потребовала от поставщиков расширения своих возможностей. Классически BI-платформы представляли информацию из Хранилища, которое разрабатывалось специально для этой цели. Операционная технология BI предполагает, что данные инструменты будут обращаться к ERP-системам, базам данных, BPM-средствам, CRM-инструментам и прочим клиентским приложениям. Поэтому возникла потребность в сложных технологиях интеграции, что существенно отразилось на поставщиках BI-пакетов, с учетом того, что большинство организаций владеют гетерогенной программной средой.

BI-стандартизация

Большинство лидирующих разработчиков пропагандирует интегрированные платформы для анализа, отчетности и управления эффективностью, которые клиенты могут использовать в рамках всего предприятия как конечный инструмент для автоматизации всех BI-задач. Концептуально это идеальный сценарий для пользователей, так как в этом случае сокращаются затраты на внедрение, поддержку, обеспечивается эффективность пакета программ, BI-средства становятся доступными лицам, принимающим решения, создается интегрированная BI-платформа, которая строится на основе SOA-инфраструктуры. В таком случае обеспечивается гомогенное представление всех корпоративных данных. Очевидно, что клиенты стремятся к такой стандартизованной картине. Однако ведущие производители пока все еще на пути к широкому внедрению этой идеи. Причин тут несколько.

Первая причина — поставщики платформ еще не вышли на нужный технологический уровень. Многие совсем недавно начали разработку (приобретение) ориентированных на клиентов аналитических приложений для анализа эффективности, оценочных панелей, прогнозной аналитики, средств финансовой консолидации и визуализации данных. В каждой из этих областей есть ряд производителей «лучших в своем классе», которые существенно опережают поставщиков платформ по объему и качеству функциональности. Дальнейшая консолидация этих технологий потребуется по мере развития стандартов.

Вторая причина в том, что большинство BI-поставщиков не добились тех возможностей интеграции, которые сделают эту тенденцию реальностью. Развитие стандартов SOA поможет разрешить часть этих проблем.

Развитые front-end возможности

Сложная визуализация стала в последнее время одним из самых быстро развивающихся секторов BPM-рынка. Так как разрастание данных продолжается, они становятся все более сложными, то потребность в анализе все более крупных объемов информации в реальном времени оказывается критически важным фактором успеха. Большинство BI-платформ представляют собой высоко эффективные системы с точки зрения технологии и интеграции, однако наблюдается недостаток новейшей функциональности и простоты использования для всех пользователей, что могло бы существенно увеличить потенциал технологии. Возможности визуализации информации образуют некий мост между всеми формами данных (структурированными и неструктурированными) и человеческим мозгом. Лидирующие BI-поставщики понимают, что интуитивное представление станет важным компонентом, особенно на этапе консолидации технологий BI и управления эффективностью.

Прогнозная аналитика — главный катализатор

Программное обеспечение для прогнозной аналитики — это следующая волна развития BI-индустрии и консолидации с управлением эффективностью. Классическая задача BI состояла только лишь в сборе и отчетности по историческим статическим данным. На сегодняшний день очевидна потребность в построении прогнозных моделей для расчета будущей эффективности. Эти модели позволяют оценить качество существующих бизнес-процессов и выбрать наиболее приемлемые методы для таких областей как клиентская аналитика, оптимизация маркетинговых кампаний и проч.

Тенденции консолидации

Консолидация с управлением эффективностью подстегивает крупных поставщиков к проведению множества сделок слияний и поглощений, которые позволяют представить уже существующую функциональность в более полезной для клиента форме, в частности в сочетании с финансовой аналитикой и CPM.

Одной из широко известных сделок на CPM-рынке было приобретение компанией Business Objects фирмы SRC Software в июле 2005 года. Далее последовало поглощение компанией Actuate фирмы Performancesoft. Очевидно эти поглощения были необходимы для поддержания репутации на рынке и обеспечения возможностей управления эффективностью в своем арсенале. Такому примеру последовала и компания Microsoft, приобретшая своего давнего партнера в области управления эффективностью бизнеса — ProClarity. Кроме того, Microsoft пытается развить свои собственные разрозненные продукты и объединить их в единую BI-CPM-платформу на базе SQL-сервера.

Существенно продвинулась в области управления эффективностью и компания Extensity (ранее Geac) с момента приобретения поставщика средств финансового управления Systems Union в апреле 2006 года. Ранее в 2003 году Geac приобрела компанию Comshare. Все эти поглощения имели своей целью добиться самого эффективного сочетания технологий BI и BPM. Большинство сделок такого характера имеют своей целью расширение собственного продукта, а не расширение рынка или вертикализацию.

Призыв к действию для поставщиков

По мере слияния технологий, а также возрастающего ценового давления BI-поставщики вынуждены внедряться на рынок BPM-продуктов, что в свою очередь стимулирует дальнейшую консолидацию в ближайшие полтора-два года. Возможность расширять свой продукт, новый потенциал для продаж за счет более широкой функциональности — все это гарантирует дальнейший переход BI-специалистов в область BPM.

И хотя успех в области консолидации пока в основном рекламный, однако все-таки таким магнатам как SAP, Oracle, IBM и Microsoft, удается связать BPM-функциональность со своими пакетами приложений и повлиять на уровень цен на рынке, что в свою очередь не устраивает специализированных поставщиков. Для них основной задачей является наиболее привлекательное позиционирование собственных продуктов в качестве объектов поглощения, так как вся отрасль двигается к платформенному типу продуктов.

Вероятно консолидация пройдет в несколько этапов, один из которых наблюдается сейчас. Сначала BI-поставщики включили в свои продукты ограниченный круг BPM-функций. Вероятно со временем BI-технологии вольются в единые платформы на базе технологий интеграции, что в свою очередь обеспечивает дальнейшее внедрение и модернизацию продукции в существующей клиентской базе.