Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

BI и BPM-продукты. Взгляд пользователей

В статье представлены результаты опроса пользователей BI- и BPM-продуктов,
проведенного компанией Hyperion в марте 2007 года. Наиболее востребованными,
как и в прежние годы, остаются функции планирования, бюджетирования и
управленческая отчетность. Заметно выросла популярность оценочных и
инструментальных панелей. В более крупных компаниях больше востребованы сложные
аналитические функции.

В марте 2007 года компания Hyperion провела опрос среди пользователей BI и BPM-продуктов с целью оценить требования клиентов к этим средствам, в особенности в малом и среднем бизнесе.

В опросе принимали участие 163 респондента из разных отраслей, из них 25% — финансовые руководители крупных компаний (с доходом выше 1 млрд. долл. в год), а 44 % — руководители фирм с доходом, не превышающим 100 млн. в год.

Основные тенденции внедрения

Первые несколько вопросов касались сегодняшнего внедрения различных функций BI и BPM, а также планов на будущее. Поскольку небольшие компании для решения многих BPM-задач по-прежнему используют электронные таблицы, то основными сферами вложения средств для них являются бюджетирование и планирование, а также управленческая отчетность. Далее следует финансовое моделирование, отчетность, оценочные и инструментальные панели. Более сложные функции (регулятивная отчетность, усложненный анализ и пр.) упоминаются реже (см. рис. 1). Тенденции использования BI/BPM в секторе малого бизнеса очень схожи с тенденциями в крупных организациях.

Внедрение различных функциональных возможностей
Рис. 1 . Внедрение различных функциональных возможностей.

Среди наиболее часто используемых инструментов для поддержки BI и BPM-процессов чаще всего называют электронные таблицы, за ними следует одновременное применение этих же таблиц с ERP-системами. Количество компаний, рассчитывающих на готовые пакетные приложения и инструменты, гораздо ниже среди мелких организаций (8%), чем среди крупных (24%). Большая доля респондентов (25%) рассчитывают на комбинацию пакетных приложений, ERP-системы и электронных таблиц (рис.2).

Используемые инструменты
Рис.2. Используемые инструменты.

Описывая свои планы инвестиций на ближайшие 12-24 месяца, в качестве основных приоритетов мелкие фирмы называют бюджетирование и планирование, а также управленческую отчетность, указывая на немалое количество трудностей в этой сфере. Следом идут продвинутые аналитические функции, оценочные и инструментальные панели, финансовое моделирование. Высокий рейтинг оценочных панелей в секторе малого бизнеса удивляет, так как их использование, как правило, предполагает применение определенной методологии управления (например, Kaplan & Norton Balanced Scorecard или Six Sigma). Что касается инструментальных панелей, то они могут применяться без внедрения специальной методологии. Результат опроса в данном случае может говорить о некотором недопонимании пользователями роли оценочных и инструментальных панелей (рис.3).

Области инвестиций
Рис.3. Области инвестиций.

Приоритеты инвестиций для крупных организаций существенно отличаются. Инструментальные и оценочные панели имеют самый высокий рейтинг, за ними следует управленческая отчетность, бюджетирование и планирование. В данном случае тенденция отражает зрелость процессов управления эффективностью в больших компаниях, а также их интерес к внедрению передовых технологий.

В опросе также поднималась тема использования программного обеспечения для BI и BPM в качестве сервиса. Среди малых компаний только 9% респондентов использует такую возможность. Однако 35% рассматривает такую возможность в будущем. Среди крупных компаний тенденция примерно такая же.

Требования к BI/BPM

Следующий блок вопросов в исследовании касался требований к BI/BPM-продуктам в целом, а также приоритетов выбора дополнительных возможностей.

Среди главных трех критериев качества программных средств были названы:

  • простота использования;
  • цена;
  • стабильность поставщика.

За ними следовали: дополнение существующих инвестиций, поддержка платформы Microsoft и масштабируемость.

Респонденты продемонстрировали предпочтение в отношении интегрированных пакетов и готовых универсальных (All-in-One) BPM-решений по сравнению с лучшими в своем классе приложениями (Best-of-Breed applications.) Наименее высокую оценку получили hosted[1]-решения, вертикализация и локализация. Удивляет слабый интерес к вертикально-ориентированным продуктам, так как обычно именно в малом и среднем бизнесе популярны продукты, предоставляющие готовую функциональность для конкретной отрасли (рис.4).


Важность критериев выбора продуктов
Рис.4. Важность критериев выбора продуктов.

Главные критерии оценки продукта у крупных предприятий совпадают с названными в среднем и малом бизнесе. Также важнейшую роль для больших компаний играют масштабируемость и производительность. Что касается стоимости продукта, то для этой категории клиентов она имеет существенно меньший приоритет. Это неудивительно, так как крупные компании меньше озабочены расходами, чем небольшие.

Функциональная специфика продуктов

Следующие вопросы касались предпочтений пользователей относительно трех важнейших функциональных сфер: BI, бюджетирования и планирования, финансовой консолидации.

В области business intelligence главнейшую роль играют:

  • интеграция электронных таблиц;
  • запросы и отчетность;
  • оценочные панели.

Производственная отчетность, визуализация и дополнительный анализ оказались в самом конце списка приоритетов. И это, в общем и целом, закономерно, так как базовые функции актуальнее, чем сложные. Снова заметим, что оценочные панели получили больший приоритет, чем инструментальные.

Мнение крупных компаний приблизительно такое же — отчетность, интеграция электронных таблиц и инструментальные панели выходят на первые места, а за ними следуют оценочные панели.

Среди важнейших функций бюджетирования и планирования снова приоритет получила интеграция с электронными таблицами, за ней следовали:

  • скользящие прогнозы;
  • финансовое моделирование,
  • подробные данные по каждой позиции.

Наименее интересными для пользователей оказались планирование капитальных вложений, офлайн-поддержка, сложные распределения (complex allocations). Вообще говоря, таких результатов стоило ожидать, так как, в отличие от корпораций, небольшие компании предпочитают менее сложные функции. Большие фирмы демонстрируют серьезный интерес к управлению процессами и другим сложным функциям, таким как сложные распределения. Вероятно, это связано с комплексной структурой самих компаний.

В области финансовой консолидации основной приоритет для небольших фирм получили :

  • управленческая отчетность,
  • интеграция электронных таблиц
  • аудиторские отчеты.

Сложные функции имеют самый низкий приоритет. С этой точки зрения можно сказать, что мелкие компании имеют довольно примитивные представления о финансовой консолидации, а также заниженные требования к отчетности по сравнению с большими предприятиями, ведущими бизнес на международном уровне.

В крупных организациях популярностью пользуются регулятивная отчетность, внутренние согласования и аудиторские отчеты.

Факторы, влияющие на выбор продукта

Следующие несколько вопросов касались факторов, влияющих на выбор BI/BPM продуктов.

Важнейшее значение имеют:

  • мнение высшего руководства,
  • популярность на рынке,
  • результаты отраслевых аналитических исследований.

Освещение в средствах массовой информации и мероприятия по продвижению имеют для участников опроса минимальное значение (рис.5). Однако в более крупных компаниях результаты отраслевых исследований являются более важным фактором, чем решение высшего руководства.


Влияние различных факторов на выбор продукта
Рис.5. Влияние различных факторов на выбор продукта.

Когда речь зашла о том, кто принимает решение о выборе программного обеспечения для BI/BPM, то 34% респондентов из мелких компаний назвали совет директоров, 25% — финансовых руководителей, и 23% упомянули исполнительное руководство (рис. 6).

Ответственные за выбор продуктов
Рис.6. Ответственные за выбор продуктов.

В крупных компаниях ситуация совершенно иная: 44% называли высшее руководство, за ними следовало финансовое руководство и IT-директора (29% и 22%) соответственно. Исполнительный директор фигурировал только в 5% ответов сотрудников крупных компаний.

Что касается малого бизнеса, то тут очевидна серьезная вовлеченность исполнительного директора в основные операционные задачи. Тогда как в более крупных корпорациях эти решения передаются финансовым-, IT-директорам или высшему руководству компании.

На вопрос о том, исследования каких аналитических компаний оказывают максимальное влияние на приобретение продукта, мелкие и крупные фирмы дали практически одинаковые ответы. На первом месте стоит компания Gartner, за ней следуют Forrester и AMR Research.

Заключение

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что для решения задач управления эффективности в большинстве мелких компаний по-прежнему доминируют электронные таблицы. Однако бюджетирование, планирование и управленческая отчетность становятся все более важными задачами и для их решения подбираются новые инструменты. Самым неожиданным результатом оказался высокий интерес к оценочным панелям. Возможно, тут играет роль растущий интерес к более формализованным BPM-методикам со стороны малого и среднего бизнеса.

Что касается критериев выбора, то простота использования и цена продуктов по-прежнему являются важнейшим приоритетом для небольших организаций. А значит, поставщики BI/BPM-средств должны гарантировать разумные цены на свои продукты, а также обеспечивать простоту установки, внедрения и использования.

С точки зрения функциональных особенностей во всех областях (BI, бюджетировании и планировании, а также в финансовой консолидации), важнейшую роль играет интеграция с электронными таблицами. Возможно, это связано с частым применением таких таблиц в самих BI- и BPM-приложениях, а также в необходимости простого перехода пользователей от старых средств к новым. Растущая популярность запросов и отчетности, оценочных и инструментальных панелей говорят о том, что у клиентов все чаще возникает необходимость в непрерывном мониторинге ключевых финансовых и операционных показателей (как в мелких, так и в крупных компаниях).

Среди прочих тенденций важно отметить то, что поставщикам BI/BPM-средств для малых и средних организаций важно обеспечивать модульный тип внедрения продуктов, а также расширять возможности использования, включения дополнительных инструментов и приложений со временем. Постепенно растет спрос на приложения, поставляемые в виде услуг. Это связано с тем, что такая модель поставки позволяет сократить расходы на внедрение и объемы требуемых ресурсов, которые часто оказываются основным препятствие на пути использования BI/BPM-проектов в малом и среднем бизнесе. Когда же речь заходит о процессе принятия решений, то в малом бизнесе основную роль играет исполнительное руководство, поэтому его прошлый опыт и успех в сотрудничестве с поставщиками может быть решающим фактором при выборе программного обеспечения.

В целом, можно отметить, что критерии небольших и крупных компаний относительно BI и BPM-продуктов в некоторой мере пересекаются, за исключением сложных и дорогостоящих функций.

Однако очевидно, что со временем — по мере роста и расширения компаний, выхода на международный уровень — требования к ПО становятся все более серьезными. Поставщики должны обеспечить гибкие возможности внедрения, услуги по реализации и хорошую окупаемость своей продукции.



[1] Решения с удаленным доступом (hosted solutions) — новый вид решений, при котором компания, вместо того чтобы организовывать и поддерживать собственную сложную компьютерную и программную систему, пользуется услугами удаленного сервера для хранения своей информации и операций с данными. То есть программный продукт размещается на сервере компании-поставщика и предлагается компании-пользователю в аренду

Автор: По материалам зарубежных сайтов