Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

BPM - путь к выполнению регулятивных требований

Соответствие нормативным требованиям (compliance) обязывает к своевременному и прозрачному отображению финансовой информации. При этом сроки предоставления регулятивной отчетности постепенно сокращаются. . Эта проблема решается в основном за счет автоматизации, применяемой к таким операциям, как сбор данных из разрозненных систем, сверка транзакций, генерирование отчетов, интеграция связей данных в исходные системы. Одним из несомненно важных средств решения всех этих задач является BPM-технология. Однако, приобретая системы управления эффективностью, компании не всегда представляют, каким образом BPM может помочь в удовлетворении нормативных требований.

Традиционные показатели эффективности, такие как ценность клиентов, непогашенные остатки, просроченные долги, оценки имущества, оценка фондового опциона (stock option) интересны как менеджерам и инвесторам, так и органам надзора. В многих случаях KPI (ключевые показатели эффективности) в BPM и KRI (ключевые показатели рисков), используемые в Базель II, оказываются тождественными. И любой показатель должен отражать общий контроль за финансовой отчетностью, что, как правило, и говорит об обеспечении нормативных требований.

Такие нормативы, как МСФО (IFRS) исходно были ориентированы на эффективность. Если управление компанией — это усилия, ориентированные на повышение эффективности, то соответствие нормативным требованиям можно считать процессом, который делает эти усилия прозрачными для надзорных органов.

Контролируемость, отслеживаемость и прозрачность — все это отличительные свойства BPM-решений, позволяющие проводить мониторинг финансовой и нефинансовой информации. Согласованный подход к отчетности, планированию, управлению показателями и финансовой консолидации, присущий BPM-технологии, стимулирует ряд факторов, критически важных для обеспечения соответствия нормативным требованиям.

Прозрачность

Повышение прозрачности информации внутри компании должно быть в центре любого проекта , призванного обеспечить соответствие регулятивным нормам. Многие законодательные акты требуют от компаний усовершенствования процессов, глубокого понимания финансовых и операционных результатов. Несогласованность (а следовательно, и вероятность мошенничества) может быть сокращена за счет обеспечения прозрачности, гарантирующей, что доступ к данным имеет строго определенный круг лиц. В идеале, все данные для финансовой и операционной отчетности должны поступать из единого согласованного репозитория (например, Хранилища данных) , связанного с BPM-процессами. В такой системе автоматизируется финансовая консолидация и упрощается создание внешних финансовых отчетов.

Согласованность отчетности

Регулятивная отчетность подразумевает, что компания постоянно оценивает свой финансовый контроль и исправляет слабые места. BPM-инструменты обеспечивают инфраструктуру, позволяющую собирать данные, необходимые для нормативной отчетности, в рамках всего предприятия. Постоянный мониторинг соответствующих нормативных показателей дает руководству уверенность в эффективности системы финансового контроля. В частности, любые отклонения в основных показателях от стандартных отраслевых норм, можно контролировать с помощью оценочных панелей.

Необходимо уделять пристальное внимание и внешней отчетности, а также консолидации, которая выходит за рамки простого сбора и предоставления корпоративных данных.

Выявление условий выхода за допустимые границы и предупреждения

Для финансовых или операционных показателей BPM-инструменты выявляют области, выходящие за предопределенные границы допустимого. Здесь учитываются результаты прогнозирования, анализ тенденций, а также возможности моделирования, в том числе такие, когда при выходе показателей за рамки тенденции или бюджетного плана или при наступлении некоторого события своевременно выдается предупреждение и процесс исследуется дополнительно.

Детализация и оперативная аналитическая обработка (OLAP)

Возможности анализа, в том числе OLAP, особенно важны для обеспечения прозрачности операций ( в частности, их детализации), которые привели к аномальным результатам. Детализация в BPM-среде предпочтительнее выполнения множества запросов в транзакционных системах (где может быть множество разных интерфейсов и инструментов отчетности). Это преимущество связано с процессом контроля операций и оценки достоверности данных. Средства управления эффективностью могут применяться в аналитических целях, вбирая в себя лучшие возможности BI и финансового анализа.

Финансово-ориентированные порталы и веб-инструменты отчетности дают возможность большей детализации и более точного отображения результатов операций.

Точность и безопасность данных

Подтверждение завершенности, точности и целостности данных отчетности – одна из главных проблем соответствия регулятивным требованиям. BPM обеспечивает функции, которые включают в себя проверку текущих и аудиторских отчетов, предоставляя руководству возможность разобраться в том, кто, где, когда и как изменял данные.

Безопасность – особенно важный фактор, относящийся к выполнению регулятивных норм и присущий BPM. С помощью инструментов управления эффективностью можно ограничить доступ к системе, при этом вероятность вмешательства посторонних лиц в основные стратегические задачи практически устраняется.

Многоуровневая система безопасности предполагает множество групп пользователей, включая внешних аудиторов, которые получают специальный доступ к любой области или набору данных, не затрагивая безопасности системы. Финансовые отделы также могут обеспечить все заинтересованные стороны необходимой информацией в нужное время и с полной уверенностью в безопасности данных.

Прогнозирование и управление рисками с ориентацией на регулятивные требования

Многие компании совершенно не знают, каким образом средства бюджетирования, планирования и прогнозирования могут поспособствовать удовлетворению законодательных требований. И если многие руководители требуют определенных правил отчетности по финансовым показателям, то, к сожалению, методы планирования и прогнозирования зачастую не подчиняются серьезному контролю.

Однако большинство BPM-систем обеспечивают:

  • более удобные прогнозы, с аудиторской точки зрения. В компаниях, где BPM не используется, прогнозы часто бывают несогласованными и неверифицируемыми. Недостаток надежности приводит к аудиторским предупреждениям в отношении тех предположений, на которых эти прогнозы базировались;
  • более качественное управление рисками. Нефинансовые показатели, применяемые в оценочных панелях, дают своего рода «предупреждения» в отношении финансовых и операционных рисков. Инструменты прогнозирования способствуют развитию управления рисками, позволяют четко отслеживать текущие риски ежедневно. Таким образом, в конце квартала или года не возникает «финансовых сюрпризов».

Взаимодействие и общение

Выполнение регулятивных требований подразумевает развитие возможностей взаимодействия. Поэтому многие компании внедряют внутренние и внешние порталы, процессы контент-менеджмента, а также электронный документооборот. Эти инструменты упрощают идентификацию и поиск изменений, причем в значительной мере за счет средств коллективного взаимодействия, заложенных в самих BPM-системах.

Сокращение расходов

Сокращение расходов на соответствие регулятивным требованиям в результате использования BPM очень существенно и проявляется в разных сферах.

По мнению экспертов и аналитиков, в арсенале IT-средств средней компании используется до шести систем, а, с точки зрения оптимального управления эффективностью, должно быть максимум три. Извлекая данные для выполнения нормативных требований из шести систем, а не из трех, можно получить гораздо больше ошибок и сложностей. У компаний, использующих BPM-функциональность, существенно сокращается количество отчетов, а следовательно, поиск важных данных требует меньше времени и остаются ресурсы на саму суть бизнеса.

В прошлом, многим компаниям необходимо было оплачивать труд внешних аудиторов для проверки отчетности и оценки ее соответствия законодательным предписаниям. Сегодня это перестало быть необходимостью, так как многие из этих задач решаются с помощью BPM-средства. И хотя разовые проверки все равно проводятся, постоянно оплачивать такой труд уже не приходится.

Заключение

Компании, не занимающиеся управлением эффективностью, к сожалению, обладают слишком узким видением, особенно в отношении регулятивных требований. В результате они тратят много времени и средств на выполнение ряда обязательств, но в целом своей эффективности они не видят.

И хотя BPM –не универсальный инструмент, тем не менее, это отличный фундамент для решения большинства задач соответствия законодательным нормам.

Среди прочих важно отметить следующие преимущества технологии управления эффективностью:

  • консолидация информации, предотвращение и выявление проблем, гарантирующее полноту и отсутствие ошибок в отчетности;
  • потенциальное сокращение расходов. Более согласованные и гладкие процессы – это основной плюс эффективного BPM-проекта. В менее сложных системах меньше вероятность ошибки и требуется меньше времени на мониторинг, что, в свою очередь, приводит к сокращению затрат.
  • широкий финансовый контроль за счет интеграции с другими системами.

В самом лучшем случае компания должна найти единое решение для планирования, консолидации и управленческой отчетности, тем самым гарантируя стандартную базу финансовой информации как для внутренних задач, так и для выпуска обязательных внешних отчетов . Такой подход, подразумевающий единственное приложение, может оказаться очень выгодным и эффективным, так как устраняется необходимость управления множеством разрозненных приложений или сложной интеграции. Как правило, компании, вступившие на этот путь, широко применяют нефинансовые показатели эффективности, которые становятся хорошей основой для прогнозирования, а также формируют удобную стройную инфраструктуру соответствия нормативам, в основе которой лежит BPM.

Однако справедливости ради стоит отметить, что не во всех случаях BPM может использоваться как единственное полное решение задач выполнения регулятивных требований. В некоторых ситуациях приходится обращаться к нескольким поставщикам и использовать специальные средства управления соответствием (Compliance management, СM).