Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Как ВРМ может способствовать росту стоимости акций компании

Проекты внедрения ВРМ - это хороший способ убедить инвесторов в том, что у организации есть перспективы роста и развития. Опытные финансовые директора уже давно знают, что динамические данные в режиме реального времени, которые обеспечивают эти системы, существенно облегчают прогнозирование будущей эффективности и принятие наиболее верных решений.

В то же время большинство финансовых директоров неохотно признают, что инструменты ВРМ оказывают какое-либо положителное влияние на стоимость акций компании. Но это, безусловно, не совсем так. Например, программные средства ВРМ являются ключевым элементом для оценки и мониторинга нефинансовых показателей, в том числе элементов сбалансированной системы показателей, таких как удовлетворенность клиентов, качество бизнес-процессов, разработка новых продуктов и верность работников своей компании, которые могут существенно влиять на эффективность работы организации. Неспособность учитывать эти показатели не позволяет компании прогнозировать эффективность своей работы в будущем. А это может привести к неприятным сюрпризам при подведении финансовых итогов, что способно существенно подорвать доверие акционеров.

Компании, использующие средства ВРМ, имеют больше шансов заранее распознать потенциальные финансовые потери. Это дает им время принять необходимые меры для устранения подобной опасности или хотя бы для смягчения негативного результата до окончания отчетного периода. Но возможности ВРМ гораздо шире. Эти инструменты обеспечивают целый ряд преимуществ, весьма привлекательных для акционеров, в том числе б?льшую прозрачность, расширенные возможности для выполнения законодательных требований, а также более быструю и аккуратную подготовку отчетности.

Увеличение прибыли

Исследования показывают, что успешный проект ВРМ может сыграть решающую роль в улучшении тех показателей, которые имеют основное значение для акционеров. Например, исследование консалтинговой компании Aberdeen Group, опубликованное в прошлом году, демонстрирует отчетливую связь между использованием средств ВРМ высшим руководством компании и хорошей эффективностью работы организации в отношении целого ряда показателей, в том числе прибыли. Эта исследовательская фирма провела изучение опыта практического управления эффективностью бизнеса в двухстах компаниях, которые внедрили так называемые "замкнутые" программы ВРМ ("closed loop" BPM programs). Эти программы устанавливают связь между корпоративными целями и определенными показателями, обеспечивают выполнение задач, ведущих к достижению этих целей, а затем дают возможность оценить полученные результаты с целью корректироваки общей стратегии организации. По результатам исследования все респонденты были разделены на три категории (лучшие в своем классе, соответствующие отраслевой норме и отстающие) на основании качества их проектов ВРМ.

Результаты исследования показывают, что компании, лучшие в своем классе в отношении проектов ВРМ, имеют более высокий и стабильный доход. Они также опережают своих конкурентов во всех отраслях, независимо от размеров компаний. Если их доход составляет 32.7%, то доход компаний, попадающих в категорию "норма", - 24.7%, а "отстающих" - 15.3%.

В исследовании также оценивались результаты работы респондентов в разных сегментах рынка. В среднем лидеры занимали 65.7% прибыльных сегментов, компании из категории "нормы" - 41.3%, а "отстающие" - всего 31.5%. Кроме того, компании-лидеры занимали б?льшую долю рынка в прибыльных сегментах - 27.2%, тогда как компании, представляющие отраслевую норму, - 20.1%, а доля "отстающих" составляла всего 14.9%.

Такие результаты, демонстрируемые компаниями, лучшими в своем классе, безусловно, способствуют росту стоимости их акций. По мнению авторов исследования, эти результаты также показывают, что разрыв в эффективности работы между данными компаниями и всеми остальными будет продолжать увеличиваться. "Отстающие" не выдержат конкуренции из-за своей медлительности и отсутствия четких целей.

То, что отличает компании, лучшие в своем классе, от компаний, попадающих в категорию "нормы", - это их большая оперативность и способность к изменениям. Им требуется меньше времени для понимания факторов, лежащих в основе проблем с эффективностью, и они быстрее осуществляют изменения, необходимые для увеличения прибыли.

"Отстающие" компании реже достигают успеха в выполнении намеченных планов, в основном по двум причинам: либо план изначально оказался неудачным, либо он был изменен под влиянием внешних условий. Компании-лидеры имеют лучшее представление о том, насколько их текущее состояние дел соотносится с планом, что дает им больше гибкости для внесения необходимых корректировок, а также более ясное представление о том, чего они хотят достичь.

Кроме того, между тремя названными выше группами существует ясное различие в тех инструментах управления эффективностью, которые они используют. "Отстающие", составлявшие 30% опрошенных, использовали электронные таблицы. Компании, представлявшие отраслевую норму (50%), пользовались основными приложениями планирования ресурсов предприятия и общего планирования, а также возможностями Business Intelligence, связанными с базами данных. Компании, лучшие в своем классе (20%), использовали "замкнутые" программные средства автоматизации деловых операций с возможностями анализа основных причин и определения зависимостей в данных.

Недавнее исследование, проведенное компанией Deloitte Consulting LLP, показывает, что лидеры в области осуществления проектов управления эффективностью достигают значительных успехов в понимании не только финансовых (таких как доход или прибыльность определенного сегмента рынка), но и нефинансовых показателей. В исследовании обращалось внимание именно на то, как компании используют нефинансовые показатели. Из почти 250 опрошенных высших руководителей компаний 86% считают, что их организации отлично справляются с мониторингом своих финансовых показателей. Способность следить за нефинансовыми показателями, такими как удовлетворенность потребителей, создание новых продуктов, качество бизнес-процессов и текучесть кадров, была оценена гораздо скромнее: только 34% респондентов дали отличную характеристику своей компании в этом аспекте.

Результаты данного исследования показывают, что лидирующие компании, уделяющие внимание как финансовым, так и нефинансовым показателям, отличаются высокой эффективностью своей деятельности. В отличие от "отстающих" компаний, пользующихся только финансовыми индикаторами, лидеры чаще считают, что именно нефинансовые характеристики имеют большее значение для эффективной работы. В целом компании, использующие средства ВРМ, находятся в гораздо более выигрышном положении для обеспечения роста стоимости своих акций.

Увеличение прозрачности бизнеса

Еще одно преимущество, которое компании получают от использования ВРМ, - б?льшая прозрачность всех операций. Вложения в ВРМ показывают потенциальным инвесторам и акционерам, что компания готова к увеличению прозрачности своей деятельности.

Организации, использующие инструменты ВРМ, обычно быстрее осуществляют закрытие бухгалтерских книг. Результаты исследований показывают, что у компаний, которым для подготовки квартальной финансовой отчетности требуется менее 29 дней, отношение рыночной цены акции компании к "чистой" прибыли последней (P/E ratios) на 10% выше, чем у тех организаций, кто тратит на подготовку квартальной финансовой отчетности более 29 дней. Причина заключается в том, что способность быстрее закрывать бухгалтерсике книги обычно означает, что эта компания более успешна и инициативна и, значит, больше заслуживает инвестиций.

Организации, инвестирующие в инструменты ВРМ для выполнения требований законодательства, демонстрируют своим акционерам, что они обладают средствами, необходимыми не только для отчетности об уже свершившихся событиях, но и для разработки эффективной политики управления рисками.

Важная составляющая ценности компании

На стоимость акций компании влияет множество различных факторов, но, по мнению Дэйва Стэка (Dave Stack), директора по финансовому планированию и анализу компании RSA Security Inc., возможности ВРМ являются одним из важнейших среди этих факторов.

Тем не менее, даже самые увлеченные приверженцы ВРМ признают, что успешная программа внедрения этих средств сама по себе еще не гарантирует более высокую стоимость акций. Но если данная технология сочетается с корпоративной культурой, основанной на тех же принципах, то это может помочь компании добиться существенно более высоких результатов, что подтверждается данными многочисленных исследований.

Проблемы менеджеров среднего звена

Одной из основных проблем при внедрении ВРМ всегда была задача изменения управленческих подходов. Многие проекты так и остались неоконченными из-за нежелания менеджеров среднего звена принять новую концепцию и приспособиться к новым условиям.

Высшее руководство компаний обычно понимает, как ВРМ может способствовать росту курса акций, и поэтому выражает желание внедрить эти средства. Но исторически сложилось так, что менеджеры среднего звена обычно очень неохотно воспринимают такую модернизацию. Это происходит потому, что большинство их возможностей основаны именно на непрозрачности и праве выбирать более удобную для них версию событий и показателей. Слишком "прозрачная" обстановка в отделе означает, что они могут потерять единоличный контроль над ситуацией, тогда как именно это является основным принципом их работы.

Если менеджеры среднего звена не примут программу внедрения ВРМ, то она никогда не заработает. Один из способов убедить их - указать на то, что эти инструменты способны упростить работу, связанную с выполнением требований законодательства. Средства ВРМ не только облегчат организации их выполнение, но и будут способствовать созданию открытой обстановки сотрудничества, способствующей росту курса акций компании.

Публикации

Тэд Лихи (Tad Leahy). Как ВРМ может способствовать росту стоимости акций компании (Does BPM Build Shareholder Value?).