Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Как тенденции рынка влияют на приобретение продуктов ВРМ

В статье рассказывается о тенденциях, которые, по мнению авторитетных
американских специалистов, будут определять ситуацию на рынке средств ВРМ в
ближайшем и более отдаленном будущем. Такими тенденциями являются процессы
слияния и поглощения среди поставщиков, рост спроса на комплексные пакеты
программных продуктов ВРМ и приложения для планирования и другие.

Сегодня рынок программных средств ВРМ переживает период расцвета. Компании самой разной величины получают реальную выгоду, внедряя инструменты бюджетирования и планирования, консолидации и отчетности, а также аналитические финансовые приложения. Соответственно, растет и доход поставщиков этих средств, причем рост составляет десятки процентов. По оценкам известной международной компании IDC, занимающейся исследованиями рынка, в прошлом году на аналитические приложения ВРМ в мире было потрачено 1.42 миллиарда долларов США. Эта цифра означает, что за год рынок средств ВРМ вырос на 15.5%. Более того, компания IDC ожидает, что этот рост продолжится и в ближайшие годы и будет составлять свыше 10% ежегодно.

Неудивительно, что конкуренция среди поставщиков в такой динамичной среде достаточно высока. Годовой доход крупнейших компаний на этом рынке приближается к миллиарду долларов. Поставщики программных средств из других областей активно осваивают данный сегмент, а среди уже существующих поставщиков инструментов ВРМ сильны процессы слияния и поглощения.

Еще одна значимая тенденция прошедшего года - существенные изменения среди руководителей высшего звена многих компаний-поставщиков. Причина этой тенденции все та же - высокая конкуренция в данной среде.

По мнению автора статьи, рынок находится под влиянием двух основных движущих сил. Потребители все более настоятельно требуют от поставщиков создания комплексных пакетов, которые представляют весь спектр средств ВРМ в едином комплекте. Пользователи стараются сократить число поставщиков средств BI и ВРМ, с которыми им приходится работать. Это существенно упрощает взаимодействие с поставщиками, а также способствует снижению текущих расходов на поддержку данных инструментов, как в отношении персонала, так и собственно продуктов. Соответственно, поставщики стараются разрабатывать более комплексные решения в ответ на требования клиентов.

Вторая движущая сила современного рынка ВРМ - стремление акционеров открытых компаний - поставщиков этих средств увеличить свои прибыли за счет активного роста данных фирм. Кроме того, часть небольших компаний существуют за счет венчурного капитала. Через три-четыре года инвесторы начинают задумываться о перспективах подобных компаний, которые обычно заключаются либо в поглощении более крупной фирмой, либо, наоборот, в приобретении другой компании.

Потребители

Тенденции консолидации не только вносят заметное оживление в среду поставщиков, но и заставляют задумываться потенциальных приобретателей этих продуктов. Добиться окупаемости инвестиций в систему ВРМ уже само по себе является непростой задачей, а неопределенность в отношении будущего выбранного продукта еще больше ее усложняет. Эти опасения будут затруднять процесс принятия решения о покупке, пока ситуация на рынке не успокоится. При этом преимущество получают те, кто не торопится с приобретением. Они могут быть уверены, что поставщики, которые переживут волну слияний и приобретений, окажутся более надежными и долговечными партнерами. Но пока многие компании находятся в затруднении и откладывают приобретение средств ВРМ, поскольку будущее многих продуктов остается неопределенным. Те компании, которые все же решаются на покупку новых систем, предварительно проводят оценку тенденций, существующих на рынке.

Но, несмотря на существующие неопределенности, немало организаций все же активно приобретают продукты ВРМ. Одной из движущих сил этой тенденции в США являются изменения в законодательстве и, в частности, принятие несколько лет назад небезызвестного закона Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), направленного на реформу государственного бухгалтерского учета и защиту инвесторов. Но аналитики и консультанты сходятся во мнении, что его принятие оказало сравнительно умеренное воздействие на развитие рынка ВРМ.

Второй фактор, существенный для Соединенных Штатов, - это подъем американской экономики. Программное обеспечение можно отнести к разряду средств производства, требующих долгосрочных инвестиций. Поэтому, когда наступает спад в капитальных затратах, это отражается и на спросе на программные средства, а во время подъема экономики интерес к ним снова возрастает.

Общая тенденция слияний и поглощений во многих отраслях бизнеса также способствует росту интереса к ВРМ. Компании, которые планируют поглощение других фирм, хотят иметь более глубокое представление как о собственной эффективности, так и о деятельности тех организаций, которые они планируют приобрести. По мнению Пэтрика Маккормика (Patrick McCormick), управляющего директора американской консалтинговой фирмы Alvarez & Marsal, рост продаж программных средств ВРМ примерно на треть обусловлен слияниями и приобретениями в современном бизнесе.

Планирование

Программные средства, предназначенные для планирования, сейчас весьма востребованы. По прогнозам Пэтрика Маккормика, они будут оставаться очень актуальным продуктом в ближайшие два года. По его мнению, рост продаж этих продуктов, а также приложений оценочных панелей с возможностями специальной аналитики, составит в новом году от 15 до 20%, тогда как продажи средств консолидации и отчетности увеличатся менее чем на 5%. Причина этого - тот факт, что процесс ежегодного планирования все еще представляется достаточно проблематичным. Конечные пользователи в компаниях по-прежнему считают существующие инструменты планирования негибкими. Поэтому производители будут стараться сделать их более удобными для обычных сотрудников.

Аналогичные тенденции ожидает и Элистэйр Шоу (Alistair Shaw), основатель фирмы coOptimum Management Framework Technologies. Он считает, что основное внимание поставщики будут уделять пользователям в конкретных направлениях бизнеса. По его мнению, концентрация внимания поставщиков средств планирования только на финансовых отделах замедляет развитие этого рынка, поскольку в таких случаях система обычно приобретается руководством компании и внедряется только на уровне руководителей. Руководители производства во всем мире использую корпоративные продукты бюджетирования для представления своих прогнозов и планов руководству корпораций, но их собственные предположения и прогнозы относительно ключевых движущих сил бизнеса остаются в форме электронных таблиц. Очень небольшое число финансовых показателей из их бизнес-моделей попадает в бюджеты, составляемые при помощи корпоративных средств ВРМ. Но если компания создаст единое хранилище для информации о всех движущих силах бизнеса, которая пока находится в разрозненных электронных таблицах, то она получит бесценный информационный банк, с помощью которого можно принимать решения.

По мнению Элистэйр Шоу, решение этой проблемы будет являться определяющим фактором для развития рынка программных средств ВРМ в ближайшем будущем. Он считает, что рост компаний - поставщиков ВРМ ограничивается их заблуждением относительно ценности этих продуктов лишь для небольшого числа избранных пользователей и их малой пригодности для массового использования. Если эти компании смогут предоставить средства планирования, прогнозирования и моделирования большинству рядовых менеджеров в любой организации, то их доходы существенно увеличатся.

Но здесь есть одно существенное препятствие, которое наиболее значимо для крупных организаций, обычно являющихся пионерами в деле освоения ВРМ. Такие организации обычно имеют множество разнообразных бизнес-подразделений по всему миру, которые не могут строить свои прогнозы на основе одних и тех же движущих сил бизнеса. Поэтому управление данными в таких организациях может легко выйти из-под контроля. Даже в тех случаях, когда изначально создается максимально централизованная модель, она со временем "размывается". В крупной организации существует слишком много факторов, вынуждающих отступать от подобной модели. Различные подразделения организации начинают добавлять в программные коды свои нововведения, вслед за которыми появляется все больше дополнительной информации.

Поэтому эксперты считают, что в будущем станет актуальным появление специальных программных средств коллективного пользования, предназначенных для приложений планирования. Это позволит менеджерам близких бизнес-подразделений объединяться и обмениваться своими операционными данными, на основе которых они составляют планы, а также хранить эту ценную информацию в корпоративном репозитории.

В ближайшем будущем поставщики средств планирования будут стараться выделиться из общей массы путем добавления в свои продукты новых инструментов планирования зарплаты, удобных для пользователей, или планирования на основе движущих сил бизнеса.

Пакетные приложения

Практически во всех организациях потребители желают получить продукт, который обеспечивает весь спектр функциональных возможностей ВРМ. Компании, обеспечивающие свое развитие за счет внутренних возможностей, обращают основное внимание на планирование и бюджетирование, поскольку они уже достаточно хорошо представляют, что им необходимо делать и как они намерены двигаться к поставленным целям. Соответственно, средства отчетности и анализа менее актуальны для них. Наоборот, те компании, которые развиваются за счет приобретения других фирм, более заинтересованы в упорядочивании отчетности и аналитики, а также данных приобретаемых компаний. Но при этом все организации хотят иметь комплексные пакеты ВРМ.

Тенденция слияний и приобретений среди поставщиков обеспечивает движение рынка именно в этом направлении. Но тот факт, что поставщик программных средств имеет серию дополняющих друг друга продуктов, еще не означает, что эти продукты работают как единое целое. Например, поставщик, традиционно продававший программные средства планирования, может захотеть предложить клиентам комплексный продукт. Он приобретает компанию, производящую средства отчетности, но оставляет без изменения оба продукта. Многие компании-поставщики, существующие сейчас на рынке, понимают интеграцию приложений просто как объединение их в один пакет. Они считают, что таким образом обеспечивают покупателям возможность приобрести все продукты в одном месте (пусть даже "с нагрузкой"), но при этом оставляют без изменения каждый из них.

Но на самом деле истинная интеграция разрозненных продуктов в единый пакет требует вложения существенных ресурсов. Самая большая проблема - это создание единого комплекта метаданных для всех приложений. Как показывает опыт, далеко не всем поставщикам это удается. Потребители продуктов для создания отчетности обычно бывают удовлетворены этими приложениями; то же можно сказать и о покупателях средств бюджетирования. Но мало кто оказывается доволен тем, как осуществлена интеграция этих двух продуктов.

Некоторые из самых крупных компаний на рынке пытаются объединить собственные разнообразные продукты в единый пакет, т.е., например, провести интеграцию приложений Business Intelligence и ВРМ таким образом, чтобы при установке итогового пакета на персональные компьютеры пользователь мог работать с единым интерфейсом.

Не все эксперты согласны с тем, что комплексные пакеты гарантируют успешность проектов ВРМ. Программное обеспечение - это только средство для достижения цели, но многие компании начинают именно с него. Наилучшая стратегия состоит в том, чтобы сначала проанализировать целиком процесс управления эффективностью бизнеса, определить все его стадии, а затем последовательно решать отдельные проблемы, существующие в этом процессе, начиная с самых серьезных. По мере того, как компания шаг за шагом улучшает свои процессы ВРМ, она может захотеть внедрить самые передовые приложения, соответствующие ее нуждам. Но ошибочным является подход, когда компания сначала приобретает пакет ВРМ, а затем пытается внедрить его отдельные части, несмотря на отсутствие эффективных процессов ВРМ в организации. Когда компании пытаются слишком быстро внедрять технологические новшества, они часто принимают ошибочные решения. Наоборот, те организации, которые систематически решают одну проблему за другой в течение нескольких лет, получают гораздо более прозрачный и согласованный процесс управления эффективностью. И только после этого имеет смысл приобретать комплексный пакет программных средств для автоматизации этого процесса.

Контуры программных средств ВРМ будущего, так же как и то, кто из поставщиков ВРМ останется на рынке, будут определяться теми, кто приобретает эти приложения, т.е. пользователями. Эксперты ожидают, что в итоге на рынке будет три-пять крупных поставщиков комплексных пакетов управления эффективностью, которые обеспечивают все функциональные возможности ВРМ. Но даже если эти прогнозы оправдаются, на рынке всегда останется ниша для поставщиков продуктов, лучших в своем классе, которые предоставляют самые передовые функциональные возможности ВРМ. Преимуществом более мелких компаний является то, что они могут быстрее вывести на рынок новую технологию, поскольку не обременены грузом уже существующих клиентов, которым необходимо обеспечивать техническую поддержку. А крупная компания не сможет быстро догнать их.

По мере развития консолидации и появления новых поставщиков, занимающих неосвоенные ниши на рынке, программные средства ВРМ будут и дальше способствовать усовершенствованию процессов планирования и принятия решений в компаниях всех типов. И именно это придает рынку динамизм.

Автор: Мег Уотерз (Meg Waters)