Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Будущее ВРМ

В статье обсуждаются основные тенденции будущего развития и использования
ВРМ: выполнение требований законодательства, расширение применения ВРМ за
пределы финансовой сферы, появление специализированных решений и рост числа
поставщиков продуктов ВРМ.

В будущем управление эффективностью бизнеса будет выглядеть по-другому. Компании, лидирующие в использовании ВРМ, расширяют эти системы за пределы финансовых отделов - в сферу бизнес-операций.

Если посмотреть на прошлое ВРМ и постараться заглянуть в его будущее, то становится ясно: ВРМ уже не является "пионерной" концепцией, которой пользуются единицы. Хотя изначально ВРМ возникло как финансовый инструмент, пользователи расширили сферу его применения на корпорацию в целом. Это привело к росту "рейтинга" ВРМ в глазах ведущих менеджеров. По мнению Кэтлин Уилхайд (Kathleen Wilhide), руководителя отдела исследований в области законодательства и решений ВРМ консалтинговой фирмы IDC, расположенной в штате Делавэр (США), ВРМ является одним из трех главных приоритетов для компаний, входящих в список 1000 ведущих корпораций журнала Fortune. "ВРМ достигло стадии зрелости и сейчас считается необходимым элементом для успешного функционирования компании. Благодаря ужесточению законодательных требований ВРМ стало не только средством преобразования финансовых операций, но и способом обновления всей организации", - отмечает она.

Будущее ВРМ в некотором смысле представляет будущее бизнеса как такового. По мере того, как компании будут все больше руководствоваться принципами ВРМ, они станут использовать инструменты ВРМ для управления разнообразными ситуациями, в том числе операциями слияния и поглощения, а также вопросами, связанными с глобализацией.

Джон ван Декер (John Van Decker), первый вице-президент корпорации Meta Group Inc., находящейся в штате Коннектикут (США), считает, что у компаний есть масса возможностей для расширения использования программных продуктов ВРМ. По его словам, "ВРМ - это процесс, поэтому в будущем компаниям придется осуществить некоторую модернизацию своих внутренних процессов, чтобы привести их в соответствие с проектами, обусловленными появлением ВРМ. На самом деле, приведение в соответствие ВРМ и управления бизнес-процессами является обязательным условием успешного использования ВРМ в организации".

Выполнение требований законодательства

Среди основных тенденций, определяющих будущее ВРМ, главной является выполнение требований законодательства. Компании, использующие инструменты ВРМ для выполнения требований законодательства, неожиданно для себя обнаружили и другие преимущества, которые обеспечивает эта технология, такие как улучшение процессов консолидации и подготовки отчетности, а также увеличение финансовой прозрачности.

Например, компания RSA Security Inc., занимающаяся производством продуктов и обеспечением услуг в сфере защиты данных и доступа к информации, использовала систему ВРМ с 2000 г. Принятие новых законодательных актов, таких как закон Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), заставило компанию пересмотреть свои планы на ВРМ в будущем. Средства ВРМ помогают компании выполнять требования этого закона, поскольку они позволяют быстрее обеспечивать менеджеров прогнозной информацией и увеличить количество менеджеров, получающих эту информацию. А это, в свою очередь, помогает управляющим понять, где нужны корректировки в соответствии с общим планом компании и какие ресурсы должны быть добавлены или сокращены.

Необходимость выполнять более строгие требования финансового законодательства заставила как американские, так и иностранные компании расширять применение ВРМ. Так, американское отделение голландской компании De Lage Landen должно выполнять требования как закона Сарбаниса-Оксли, так и международных документов, например, так называемого соглашения Basel II1. По словам Питера Хэнделса (Peter Handels), финансового директора американского отделения фирмы, в дополнение к текущему использованию ВРМ для планирования, отчетов по кредитным операциям, расчета капитала и прибыли на акционерный капитал, в ближайшие год-полтора компания собирается использовать инструменты ВРМ для развития возможностей по управлению операционными и кредитными рисками. Компания ожидает, что такое расширение возможностей применения ВРМ приведет к полной интеграции функций управления кредитными операциями, стратегического планирования и системы показателей эффективности.

Эти изменения также помогут финансовым руководителям более точно прогнозировать расходы. Американское отделение компании намеревается теснее связать бюджетирование и стратегическое планирование. По мнению Хэнделса, доступность более качественных данных в системе ВРМ дает бизнесу конкурентное преимущество.

Сегодня многие организации осуществляют действия, необходимые для выполнения законодательных требований, вручную. Но по мере того, как они будут осознавать более высокую стоимость ручных операций и возможность появления ошибок, компании неизбежно придут к необходимости использования программных продуктов ВРМ как автоматизированной и более рентабельной альтернативы.

Вторая фаза

По мнению независимого американского делового обозревателя Тэда Лихи (Tad Leahy), первая фаза развития технологии ВРМ - это ее использование для планирования и бюджетирования. На данном этапе сейчас находится большинство организаций. На втором этапе использование ВРМ будет расширено за пределы собственно финансовых операций - на всю сферу деловой активности.

Одна из таких областей деловой активности, где неизбежно использование ВРМ, - продажи и маркетинг. По словам Марка Смита (Mark Smith), исполнительного директора и вице-президента компании Ventana Research, руководители высшего звена уже фокусируются на данных об эффективности, связанных с продажами и деятельностью представителей информационно-справочных служб, а также на данных о продажах, которые помогают бизнесу максимизировать возможности перекрестных продаж.

В будущем многие пользователи программных продуктов ВРМ станут более тщательно контролировать эффективность работы своих сотрудников и теснее увязывать их вознаграждение с данными о производительности. Инструменты ВРМ также используются для создания модели затрат на содержание персонала, которая помогает менеджерам подключиться к данным платежных ведомостей и избежать необходимости вычислять эти затраты или выплаты по Федеральному закону о социальном страховании.

Внедрение ВРМ может существенно повлиять на степень ответственности сотрудников. По мере того, как система ВРМ будет все больше проникать в культуру компании, она вынудит уйти тех работников, которые просто стремятся "убить время".

Оперативность

Сотрудники могут сопротивляться внедрению культуры ВРМ. Нередко для того, чтобы убедить работников использовать системы ВРМ, особенно те из них, которые построены на основе сбалансированной системы показателей, требуются значительные усилия.

Для ускорения этого процесса компании должны осуществлять внедрение быстро и гладко. Распознав потребность в таких средствах ВРМ, которые обеспечивают оперативное внедрение, специализированные поставщики выходят на рынок ВРМ с продуктами, приспособленными для конкретных отраслей.

Специализированные поставщики ВРМ будут в первую очередь обращать внимание на компании со специализированными системами планирования ресурсов предприятия (системы ERP) и строить свои продукты ВРМ на их основе.

Более глубокая экспертиза предлагаемых продуктов ВРМ

Поскольку технология ВРМ доказала свою успешность, некоторые второстепенные поставщики утверждают, что они могут предоставить такой же спектр возможностей ВРМ, как и уже хорошо известные фирмы. К этой группе, в частности, относятся поставщики инструментов Business Intelligence (BI). По словам ван Декера, поставщики BI стремятся перейти на "язык ВРМ", чтобы представить свои продукты как инструменты типа ВРМ. На самом деле ВРМ - это следующая ступень в развитии BI. Проблема состоит в том, что возможности BI ограничены. BI предлагает средства аналитики, но не делает их практическими, а также не может помочь изменить бизнес-процессы, когда это необходимо, или объяснить, как скорректировать планирование и составление прогнозов. Поэтому BI - это в некотором смысле уже пройденный этап.

Раньше, когда компания решала сделать свой бизнес более эффективным, старший менеджер просто должен был решить, внедрять или нет систему ВРМ. Выбор поставщиков был невелик, поэтому не требовался и их тщательный анализ. В будущем покупатели ВРМ станут гораздо детальнее "изучать" поставщиков, поскольку решение о покупке будет приниматься менеджерами среднего звена, которым придется пользоваться системой ежедневно. Им надо будет выбирать из все увеличивающегося числа поставщиков ВРМ (в т.ч. из тех, кто может и не являться таковыми) и, соответственно, проводить детальную экспертизу, чтобы найти такого поставщика, который лучше всего сможет удовлетворить требования их компании.

Еще один фактор, который, возможно, будет оказывать существенное влияние на признание и использование ВРМ в будущем, - это эффект "снежного кома". Если одно из подразделений компании успешно использует ВРМ, то и другие могут захотеть последовать этому примеру. Но прежде чем этот фактор реально заработает, бизнес должен избавиться от функциональных изолированных структур, которые препятствуют обмену информацией в масштабах всей компании. А если системы коммуникации внутри организации работают хорошо, то это обеспечивает и успех ВРМ.

Несколько советов тем, кто занимается внедрением и расширением возможностей ВРМ в своей организации

  • Если в вашей организации уже есть самые современные технологии ВРМ, то вы можете ждать улучшения прогнозных возможностей этих продуктов в ближайшее время. Такое улучшение даст возможность использовать исторические данные для моделирования и прогнозирования будущих тенденций в организации.
  • Если вы только начинаете работать с ВРМ, то избавьтесь от изолированных структур, добейтесь разработки согласованных показателей и обновите процессы, прежде чем внедрять инструменты ВРМ. Это позволит заложить основу для успешной инициативы ВРМ, которая сможет развиваться вместе с бизнесом.
  • Если у вас уже есть опыт работы с системой ВРМ, но она используется только в одном подразделении компании, подумайте о ее расширении. ВРМ лучше всего работает тогда, когда эта система пронизывает все сферы бизнеса.
  • Если вы собираетесь внедрить систему сбалансированных показателей, оцените, насколько ваша организация готова к такому существенному изменению в стиле работы. Возможно, стоит начать просто с инструментальной панели, которая автоматически записывает и обновляет показатели.
  • Если вы собираетесь приобрести пакетное решение ВРМ у поставщика, который заявляет, что он имеет опыт работы в вашей сфере деятельности, поинтересуйтесь, включает ли его система передовой опыт других клиентов в этой же сфере, с которыми он уже имел дело.

Публикации

1. Тэд Лихи (Tad Leahy). Будущее ВРМ (Forward-Thinking BPM).



1 Соглашение Basel II - это документ, принятый в 2001 г. по итогам дискуссий руководителей центральных банков многих стран мира. Его цель - выработать единые подходы к управлению рисками в международном масштабе, которые будут использоваться банками и органами, регулирующими банковское дело. Соглашение Basel II развивает соглашение Basel I, принятое в 1988 г. и сейчас в значительной степени утратившее актуальность. Эти соглашения разрабатываются под покровительством Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию (Basel Committee on Banking Supervision), расположенному в г. Базель (Швейцария), откуда и происходит название документа. Для дополнительной информации см. http://en.wikipedia.org/wiki/Basel_II (на английском). (прим. переводчика).

Автор: По материалам зарубежных сайтов