Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Практика внедрения сервис-ориентированной архитектуры: оценки пользователей

Статья знакомит с результатами опроса сотрудников компаний, уже работающих с
сервис-ориентированной архитектурой (СОА) или собирающихся в ближайшее время
применять этот подход. Приведены статистические данные о тенденциях внедрения
СОА, выполняемых проектах, перспективах использования СОА, а также о причинах,
преимуществах и проблемах внедрения сервис-ориентированной архитектуры.

Мы уже рассказывали о новом направлении в информационных технологиях - сервис-ориентированной архитектуре (СОА). Сегодня мы хотим предложить читателям некоторые оценки практического опыта использования этой архитектуры.

Приводимые в статье данные - это итоги опроса персонала компаний, уже работающих с СОА или собирающихся в ближайшее время внедрять у себя эти средства. Опрос был проведен в начале 2005 г. исследовательской группой InfoWorld среди нескольких сотен специалистов - подписчиков этой группы. Анкетирование проводилось по следующим направлениям:

  1. знакомство с СОА;
  2. тенденции внедрения СОА;
  3. текущие проекты СОА;
  4. планы по использованию СОА;
  5. причины, преимущества и проблемы внедрения СОА.

Знакомство с СОА

Более половины опрошенных (52%) заявили, что они в той или иной степени уже знакомы с сервис-ориентированной архитектурой. В то же время остальные 48% аудитории оказались практически не осведомлены об этом новом подходе.

Среди определений СОА преобладали такие, как "более гибкое свободное соединение ресурсов, чем в традиционных системных архитектурах", "основанная на стандартах организационная и проектная методология, которая объединяет информационные технологии и бизнес с помощью набора общих ресурсов", "архитектурная и программная модель", "подход к проектированию, примененный к корпоративной IT-архитектуре", "точка зрения на подходы к созданию программного обеспечения".

Больше всего СОА ассоциировалась с программным обеспечением, выступающим в роли сервиса (57%), и интеграцией корпоративных приложений (52%). Многие также связывали СОА с реестрами/репозиториями web-сервисов (46%), частым использованием web-сервисов (45%), приложениями многократного использования (45%) и управлением бизнес-процессами (44%).

Тенденции внедрения СОА

Большинство опрошенных (73%) заявили, что их компании еще не используют сервис-ориентированную архитектуру, хотя более трети из них планируют это сделать в ближайшее время или оценивают возможности ее применения. Из тех, кто уже внедрил у себя СОА, почти треть компаний сделали это в масштабах всей корпорации.

Те, кто не планирует использовать СОА в ближайшем или более отдаленном будущем, среди основных причин такого решения называли недостаточную оправданность перехода на СОА с точки зрения бизнеса, нехватку бюджетных средств, навыков и соответствующего обучения, а также организационные барьеры.

Из тех, кто планирует внедрить у себя СОА, безусловно собираются это сделать в течение следующих 12 месяцев 42%. Более 60% опрошенных заявили, что использование СОА имеет очень высокий и высокий приоритет в долгосрочных планах компании (3-5 лет).

Результаты анкетирования по вопросу о том, какие виды сервиса компании планируют иметь в масштабах всей организации, показывают, что на сегодняшний день наиболее актуальной является проблема совместного использования web-приложений, а также бизнес-компонентов (например, калькуляция цен) и горизонтальных компонентов (например, один сетевой пароль). В среднесрочной перспективе (12 месяцев) компании хотели бы иметь в качестве общих ресурсов, помимо вышеназванных, также бизнес-аналитику и отчетность. Задача общего использования всех видов IT-сервисов рассматривается как приоритетная при долгосрочном планировании (3 года).

Текущие проекты СОА

Те, кто уже широко использует СОА или реализует пилотные проекты, назвали в качестве основных преимуществ, полученных ими от СОА, создание более подвижных IT-систем, которые легко приспосабливаются к быстрым изменениям (52%), а также многократное использование IT-инструментов и средств (47%). В то же время внедрение СОА пока не способствует широкому получению прибыли или экономии средств. Только 8 и 16% опрошенных (соответственно) упомянули об этих факторах как результатах СОА-проектов.

Планы по использованию СОА

Время, в течение которого компании, еще не использующие СОА, планируют это сделать, разнообразно - от 3 месяцев до 5-ти и более лет. Но почти половина (42%) опрошенных заявили, что сроки внедрения СОА в их организациях составляют от 1 года до 3 лет. В целом средняя продолжительность периода, на который компании намечают начало работ с СОА, - немногим более двух лет.

Основная цель, для которой компании собираются внедрять СОА - это использование горизонтальных компонентов (49%). Следующими по важности являются использование бизнес- компонентов (например, калькуляция цен) - 40%, сквозных бизнес-процессов - 38%, пользовательских интерфейсов - 36% и составных приложений1 - 33%.

Причины, преимущества и проблемы внедрения СОА

Исследование выявило несколько основных причин, побуждающих компании внедрять сервис-ориентированную архитектуру. Это такие факторы, как:

  • возможность / стремление гибко адаптироваться к меняющимся потребностям бизнеса - 59% опрошенных;
  • интеграция внутри корпорации или за ее пределами - 56%;
  • увеличение производительности IT-ресурсов - 56%;
  • хорошо налаженная операционная эффективность - 53%.

Среди обстоятельств, затрудняющих использование СОА, опрошенные чаще всего называли следующие:

  • нерешенные проблемы защиты/безопасности информации - 43% респондентов;
  • незаконченные / непроработанные стандарты - 42%;
  • возможность интеграции унаследованных приложений - 36%;
  • неполноценные решения - 35%.

В краткосрочной перспективе (т.е. в течение ближайшего года) от внедрения СОА ожидают увеличения количества многократно используемых IT-средств и наборов навыков (50% респондентов) и возможности многократного использования программных кодов (48%). В долгосрочной перспективе, т.е. в течение трех лет, от СОА ожидают более значимых результатов: снижения затрат на IT-развитие (58% респондентов); более быстрого осуществления новых IT-проектов и ускорения циклов разработки приложений (55%); снижения затрат на поддержку приложений (55%); создания платформы для более эффективного распространения программного обеспечения как в самой корпорации, так и за ее пределами (53%).

Более половины опрошенных (55%) считают, что в долгосрочной перспективе (в течение трех лет) СОА сможет обеспечить их организациям более быструю и дешевую интеграцию партнеров и решений, что позволит компаниям лучше регулировать свои операции, модернизировать бизнес-процессы и быстрее поставлять свою продукцию на рынок.

Публикации

1. Отчет "Сервис-ориентированная архитектура" (Service Oriented Architecture. InfoWorld Research Report. 2005).


1Составные приложения (composite applications) - это приложения, в которых отдельные части пользовательских интерфейсов (готовые программные компоненты для построения портала - рortlets) объединяются в порталы путем свободного соединения (напр., с помощью WSRP - Web Services for Remote Portlets) (прим. переводчика).

Автор: По материалам зарубежных сайтов