Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Новые возможности Business Intelligence

Business intelligence (BI) - уже достаточно известная технология. Люди всегда работали с разными формами данных, и управленческая отчетность - уже тоже не новость. Однако новым является тот факт, что компании становятся более конкурентоспособными за счет внедрения более всеохватывающих форм Business Intelligence, которые работают практически в режиме реального времени и доступны всем ключевым лицам, принимающим решения, от управляющих среднего и высшего звена до рядовых сотрудников.

Такое явление - это значительный шаг вперед, позволяющий организациям получать все больше преимуществ от применения BI-решений. Для того, чтобы лучше понять эти новые возможности Business Intelligence, нужно дать краткую оценку текущей ситуации и понять, как она меняется на наших глазах.

Современные решения BI

Современные решения BI обычно ориентированы на технологии OLAP и обеспечивают web-интерфейсы для обмена и получения данных. Эти решения предоставляют разнообразные функциональные возможности и позволяют опытным пользователям выполнять сложные виды анализа сравнительно легко и быстро. Кроме того, данные решения включают инструментальные панели, с помощью которых результаты анализов, проведенных экспертами, становятся доступными и менее опытным пользователям.

Преимущества, которые эти стандартные BI-решения предоставляют пользователям, весьма многогранны. Например, данные из множества несопоставимых систем могут быть интегрированы таким образом, чтобы дать общую картину эффективности работы организации. Пользователям уже не нужно вручную сравнивать многочисленные отчеты, чтобы получить необходимую информацию. Большинство требуемых показателей становятся доступнее, будучи вычисленными заранее и представленными в контексте с историческими данными и экстраполированными линиями трендов. Помимо этого, данные оказываются более свежими и точными, они регулярно обновляются по мере того, как появляется новая информация, чтобы пользователи всегда располагали самыми качественными материалами.

В целом современные BI-системы обеспечивают все эти возможности с гораздо меньшими затратами времени и средств, чем любые выполняемые вручную процессы создания отчетности, которые они заменяют. В результате те сотрудники, которые раньше ежемесячно тратили неделю на создание управленческих отчетов, могут теперь посвятить больше времени творческой работе, направленной на достижение конечного результата.

Общие ограничения

Несмотря на все преимущества, которые предоставляют эти BI-системы, у них есть и общие ограничения, которые снижают их возможности в достижении основной цели: дать возможность пользователям принимать решения, которые увеличат конкурентоспособность компании. Одна проблема - это то, что аудитория, использующая данные системы, достаточно ограничена. В большинстве компаний те пользователи, которые могли бы предпринимать действия, опираясь на данные, предоставляемые BI-решениями, не имеют доступа к этим данным. BI-системы обычно находятся в распоряжении "стратегических пользователей", а "тактические пользователи", которым как раз необходимы реальные данные, не имеют доступа к этим инструментам и вынуждены ждать, пока высшее руководство представит проблему их вниманию.

Еще одно ограничение заключается в том, что интерфейсы многих BI-систем либо слишком сложные, либо, наоборот, излишне упрощены. В первом случае они настолько сложны, что только небольшое число потенциальных пользователей реально овладевает данными инструментами и получает практическую пользу от системы. Во втором случае они столь просты, что быстро предоставляют некоторый набор полезной информации в виде общих показателей, но не дают возможности провести более детальный анализ для того, чтобы выявить глубинные причины явлений.

И, наконец, в большинстве BI-систем ключевые показатели эффективности (key performance indicators, сокр. KPI's) остаются неясными для пользователей. Сложно определить, когда действие, предпринятое в связи с тем или иным значением KPI, оказало эффект на данный индикатор. Это обусловлено либо временным запаздыванием ответа, либо задержкой в поступлении данных.

Новая парадигма

Для того, чтобы справиться с этими проблемами, организации переходят к использованию так называемой "проникающей" Business Intelligence (pervasive BI). Эти системы имеют более широкое применение внутри компании и являются более тактически ориентированными. Pervasive BI - это новая парадигма. Ее новизна заключается в том, что функциональность и аналитические возможности, которыми ранее пользовались только руководители высшего звена, становятся доступны всем сотрудникам, принимающим тактические решения.

Pervasive BI - это не просто BI-решение, которое более широко используется в организации, хотя это и является его необходимой составляющей. Pervasive BI-система должна быть разработана таким образом, чтобы предоставлять необходимые данные именно тем, кому это нужно, причем с требуемым уровнем детальности. Менеджмент определяет показатели KPI и данные, которые будут доступны различным группам бизнес-пользователей. От принадлежности той или иной группе зависит, какие данные могут быть предоставлены для того, чтобы доступ к конфиденциальным данным оставался под контролем. Показатели KPI и "пути углубления в данные" изначально задаются менеджерами таким образом, чтобы данные, необходимые для принятия решений, были доступны всем пользователям.

Для того, чтобы эта система работала надлежащим образом, сотрудники должны добросовестно выполнять свои обязанности, что будет отражаться значениями соответствующих KPI. Эффективность их работы оценивают менеджеры. В противном случае данная система не может эффективно работать. Помимо этого, разным пользователям понадобятся различные интерфейсы для работы с данными. Большинству сотрудников подойдет интерфейс, напоминающий инструментальную панель, с предварительно заданными путями углубления в данные для того, чтобы они могли быстро и легко получить необходимую информацию. Другим понадобятся более сложные инструменты, чтобы исследовать зависимости между данными, не определенные заранее, или создавать специальные отчеты.

Pervasive BI в действии

В одной из ведущих международных финансовых организаций был создан репозиторий "проникающей" BI для того, чтобы помочь в мониторинге торговых операций по всему миру. Сотрудники могут получить доступ к ключевым показателям, необходимым им для выполнения своих конкретных задач, с помощью интерфейса инструментальной панели, содержащего специальные цветные графики. Например, каждый сотрудник группы торговых операций может видеть, сколько аккредитивов они сейчас имеют, каково среднее время их обработки, а также то, какие из них выходят за рамки стандартных соглашений по обслуживанию или требуют специального внимания. Сотрудники видят, как идут дела у их коллег в отделе, а также как их отдел выглядит по сравнению с другими подразделениями.

На следующем уровне руководители отделов могут следить за ежедневной производительностью своих сотрудников и быстро принимать необходимые меры при любых изменениях (положительных или отрицательных). "Проникающее" BI-решение также дает им возможность следить за трендами банковских центров по всему миру, лучше понимать различные ситуации и выяснять, сколько еще успешных производственных процессов могут быть использованы в их отделах.

На уровне руководителей высшего звена лидеры компании могут видеть обобщенные показатели производительности отдельных сотрудников и отделов и то, как они соотносятся с целями эффективной работы всей компании. Они также имеют возможность при необходимости углубиться в базовые данные. Поскольку данные собираются и анализируются практически в режиме реального времени, причем вплоть до самых низких уровней организации, руководители высшего звена получают беспрецедентную возможность более оперативно реагировать на изменения в масштабе всей корпорации. Вместо того, чтобы долго ждать согласованной реакции всей организации в ответ на использование той или иной политики, они теперь могут видеть немедленный эффект своих решений и вносить упреждающие изменения.

Для того, чтобы свести все это воедино (это как раз то, для чего существует pervasive BI), отдельные сотрудники данного финансового института теперь располагают многими из тех возможностей, которые есть у менеджеров и высших руководителей. Но эти возможности ограничены их служебными обязанностями. Как и высшие руководители, сотрудники могут наблюдать непосредственный результат своих решений и быстро вносить необходимые изменения. И, как и руководители среднего звена, они могут видеть изменения своей производительности и принимать решения, направленные на ее повышение. Таким образом, они сами могут управлять своей деятельностью, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой.

Pervasive BI представляет новые возможности Business Intelligence, возможности, которые позволяют организациям принимать лучшие решения и делать это более оперативно. Те корпорации, которые стремятся быть наиболее конкурентоспособными, уже используют эти новые возможности.