Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Продукты BPM становятся специализированными

Поставщики настоящих специализированных BPM-продуктов предлагают покупателям широкий спектр преимуществ взамен броских маркетинговых обещаний.

По мере того, как для потребителей, перегруженных разнообразными предложениями программных продуктов, системы управления эффективностью бизнеса становятся все более похожими друг на друга, существуют процессы, помогающие упростить процесс выбора. Этот рынок остается насыщенным и высоко конкурентным, но для многих финансовых управляющих выбор становится легче благодаря тому, что все больше поставщиков стараются адаптировать свои продукты к нуждам конкретных отраслей. Компании, работающие в банковской сфере, здравоохранении, страховании и области розничных продаж могут выбирать из целого набора приложений для бюджетирования, планирования и отчетности, специально разработанных с учетом их требований. И это относится к покупателям программных продуктов не только в данных отраслях. Даже производители строительных материалов сегодня могут найти BPM-продукты, разработанные специально для них.

Дело в том, что поставщики пакетных средств управления эффективностью поняли потребность рынка и включились в данную деятельность. Небольшое число поставщиков BPM уже давно занималось созданием специализированных продуктов, но в настоящее время и крупные игроки этого рынка, имеющие успешные универсальные продукты, обращают внимание на специализацию.

Вместе с тем, некоторые поставщики, рассуждающие о специализации, просто "раскручивают" свои маркетинговые обращения, выпуская новые брошюры, принимая на работу целевых продавцов и группируя потребителей по отраслям на своих Web-сайтах. Но многие действительно вносят изменения в свои продукты. В наиболее простом варианте усовершенствование продуктов включает предварительную конфигурацию программных средств и отчетов в соответствии с требованиями отрасли. Так, вместо того, чтобы требовать от пользователя самостоятельного создания планов бухгалтерских счетов, специализированное решение может уже заранее включать статьи бюджета, типичные для конкретного сектора. Инструментальная панель руководителя имеет ключевые показатели эффективности, наиболее часто используемые в отрасли. Модель данных системы может содержать определения, помогающие потребителю решить, какую информацию необходимо использовать. В интерфейсе конечных пользователей используется отраслевая терминология для того, чтобы сократить время обучения. Или же программные средства могут предлагать встроенные "стратегические карты"1 (strategy maps) и оценочные панели для помощи в стратегическом планировании.

Одно из основных преимуществ, которое потребители получают от предварительной конфигурации программных средств, - более быстрое внедрение, что означает сокращение времени окупаемости и расходов на консультантов. Хотя специализированные продукты для управления эффективностью требуют настройки в соответствии с требованиями конкретной компании, все же если уже есть некоторый задел, то это дает безусловные преимущества.

Еще одно преимущество - возможность для компаний с ограниченным бюджетом получить программные средства, очень хорошо приспособленные именно к их нуждам.

Некоторые поставщики идут в специализации своих продуктов дальше простой предварительной конфигурации. Они создают специальный мастер (wizard), предназначенный для улучшения технологического процесса, причем именно таким образом, который присущ конкретной отрасли.

Создание приложений для определенной отрасли - это наиболее глубокий пласт специализации поставщиков систем BPM. Например, в области финансовых услуг проведение оценки рентабельности продукции требует ресурсоемкой настройки стандартных BPM-приложений, поэтому некоторые специализированные поставщики разработали отдельные программные модули для выполнения этих вычислений.

Во многих случаях поставщики программных средств BPM сами разрабатывают эти специфические отраслевые расширения в дополнение к основным функциям своего продукта. Но те поставщики, которые создавали стандартные приложения, могут прибегнуть к помощи специализированной консалтинговой фирмы.

Более быстрое и качественное внедрение

Наиболее очевидная причина появления специализированных продуктов - это необходимость для поставщиков найти новые способы "быть услышанными" на оживленном рынке BPM. По словам Кэтлин Уилхайд (Kathleen Wilhide), руководителя направления научно-исследовательских работ компании IDC (штат Делавэр (Delaware), США), когда поставщики представляют новый продукт или какие-то обновления для уже существующего продукта, "им действительно нужны отличительные черты, такие как специализация, чтобы быстро завоевать место на рынке". Это необходимо потому, что компании, собирающиеся приобрести средства BPM, в первую очередь обращают внимание на самых крупных поставщиков, а также на своего провайдера системы планирования ресурсов предприятия (ERP).

Помимо этого, продукты с отраслевой специализацией помогают поставщикам привлечь интерес более мелких организаций, нуждающихся в программных средствах для улучшения бюджетирования, планирования и подготовки финансовой отчетности. Поскольку их ресурсы ограничены, средние компании обычно предпочитают не быть "пионерами", а использовать уже проверенные решения.

Вот пара практических примеров того, как специализированные средства BPM могут ускорить и улучшить внедрение этих продуктов. Кредитный союз CommunityAmerica (CommunityAmerica Credit Union) из штата Канзас приобрел BPM-систему корпорации Inea, созданную специально для сферы финансовых услуг. Значительный опыт этой корпорации в данной области помог существенно ускорить процесс внедрения.

Компания Plano - Triad Hospitals Inc., расположенная в Техасе и управляющая 53 больницами в 15 штатах, получила такие же преимущества, внедряя BPM-систему, приобретенную у фирмы SRC. Хотя эта система была во многом универсальной, но процессу внедрения существенно помог тот факт, что компания SRC много работает с организациями здравоохранения.

Некоторые покупатели BPM обеспечивают специализацию приобретенных систем с помощью консультантов, обладающих знаниями в данной области, которых они привлекают для внедрения. Другие же считают, что наилучшим выбором потребителя является ситуация, когда специалисты-эксперты работают в самой компании - поставщике программного обеспечения.

Пути специализации

Поставщики по-разному приходили к необходимости предлагать специализированные продукты. Некоторые принимали осознанное решение специализироваться в одной из отраслей. Но для многих поставщиков BPM переход к специализации произошел случайно. Тенденция такова, что чем больше клиентов поставщик программного обеспечения имеет в той или иной отрасли, тем больше его популярность в этой области. Соответственно, его шансы привлечь новых клиентов из того же сектора экономики возрастают. После того, как у компании, производящей программное обеспечение, появляется достаточное количество клиентов в определенной сфере бизнеса, она начинает внедрять в свои специализированные продукты формы отчетов, вычисления и показатели эффективности, характерные для данной отрасли.

Больше доверия

Если компания внедряет программное обеспечение BPM, разработанное для соответствующей отрасли, она в целом получает те же результаты, что и при глубокой настройке универсального продукта под свои требования с помощью сторонних консультантов. Но специализированные продукты обеспечивают и некоторые дополнительные преимущества. Потребители могут увидеть элементы специализации программных средств уже в процессе приобретения, а не ждать окончания внедрения для того, чтобы оценить результаты. Они могут проконсультироваться с другими компаниями, уже использующими эти программные продукты, чтобы понять, насколько их функциональность соответствует предъявляемым требованиям. Кроме того, на внедрение специализированных продуктов обычно требуется меньше времени и средств. И, вероятно, самое важное: поставщик обновляет и поддерживает свой программный продукт как единое целое.

Использование специализированных программных продуктов BPM может обеспечить существенную экономию средств, а также времени, требуемого для их внедрения и обучения персонала. Но, вероятно, главное преимущество специализированных средств - это то, что компании могут быть уверены: они получат именно тот результат, на который рассчитывали.

Принятие решения

Процесс выбора программных средств для управления эффективностью бизнеса весьма многогранен, поскольку и сами продукты достаточно сложны. Но среди различных характеристик, которые надо принимать во внимание при оценке приложений, одной из самых важных является отраслевая функциональность.

Ниже приведены несколько ключевых критериев, которые помогают понять, является ли специализированное решение оптимальным.

Какова реальная потребность в специализированной функциональности? Независимый аналитик Брайэн Вуд (Brian Wood) считает, что анализ потребностей должен быть первым шагом в любом процессе выбора программных продуктов BPM.

Какое количество компаний, работающих в данной области, уже внедрили предлагаемое решение, и довольны ли они своим выбором? Рик Мореши (Rick Moreschi), администратор баз данных компании Rev-A-Shelf, производителя складского оборудования (штат Кентукки, США), считает, что сбор информации в пределах своей отрасли - это самый важный момент процесса выбора и единственный способ определить, что лучше всего удовлетворит требованиям фирмы - специализированное или универсальное решение.

Зависит ли конкурентное преимущество от выбора средств BPM? Современная бизнес-среда вынуждает компании создавать свой отличительный имидж, чтобы быть замеченными среди конкурентов. Для этого используются все возможные способы, в том числе и программное обеспечение. Стандартные программные средства вряд ли способны помочь компании получить конкурентное преимущество, но в случае BPM ситуация заметно отличается. Выбор тех или иных продуктов BPM может во многом повлиять на будущее компании: сумеет ли она выделиться из целого ряда себе подобных или затеряется на их фоне?

Являются ли все продукты действительно настолько специализированными, как это утверждает поставщик? Джон Колберт (John Colbert), вице-президент компании BPM Partners, советует "смотреть в корень", оценивая предлагаемые решения. По его словам, необходимо понять: 1) действительно ли предлагаемая функциональность соответствует данной отрасли; 2) является ли решение по-настоящему специализированным или это просто маркетинговый слой.

Насколько глубоко поставщик понимает специфику отрасли? Кэтлин Уилхайд (Kathleen Wilhide) рекомендует изучить степень участия поставщика в различных организациях и событиях, существующих в отрасли. Это поможет понять, будет ли он поддерживать специализированное программное обеспечение в долгосрочной перспективе. Показателями такой вовлеченности являются участие компании-поставщика в отраслевых консорциумах и наличие отраслевых экспертов в ее штате.


1Стратегическая карта - это документ, описывающий стратегию и объясняющий причинно-следственные связи, которые должны привести к выполнению стратегического плана фирмы (прим. переводчика).