Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Значение управления корпоративной эффективностью

Автор статьи рассматривает тенденции на рынке управления корпоративной
эффективностью (ЕРМ) и обсуждает основные принципы, которым должна
соответствовать современная интегрированная система ЕРМ.

Руководители компаний стоят перед необходимостью обеспечения все более своевременных и прозрачных отчетных данных. Одновременно растет число корпораций, которые нуждаются в более надежных и лучше интегрированных средствах планирования и управления эффективностью бизнеса. Как в этом могут помочь средства управления эффективностью предприятия (enterprise performance management, сокр. EPM)?


Если поговорить в неофициальной обстановке с руководителями высшего звена открытых акционерных компаний, то обязательно всплывут темы, общие для всех, независимо от размеров компании или ее отраслевой принадлежности. Это такие проблемы, как ужесточение законодательных норм, нетерпимость со стороны инвесторов по отношению к "неприятным сюрпризам" и постоянная необходимость увеличивать прибыли. В финансовых организациях также возникают и другие общие вопросы: сложности в обеспечении все более своевременных и прозрачных отчетных данных; изыскивание мельчайших потенциальных возможностей для увеличения эффективности и прибыльности (при том, что большинство из них уже использованы); необходимость решать IT задачи, которые ставят финансовые отделы, в очень сжатые сроки.

Самые проницательные руководители понимают, что решение данных проблем - это вопрос организации бизнеса и желания что-то изменить в работе, но они также знают, что это и вопрос соответствующих технологий. Нет ничего удивительного в том, что растет количество компаний, которые испытывают потребность в более надежных и интегрированных средствах планирования и управления эффективностью бизнеса, как и в том, что программные средства EPM (также известного как управление эффективностью корпорации (corporate performance management, сокр. CPM) или управление эффективностью бизнеса (business performance management, сокр. BPM)) - это один из наиболее быстро растущих сегментов информационных технологий.

Унаследованные проблемы

Вплоть до конца 1990-х годов рынок EPM был разделен на классы отдельных поставщиков, и функции этих классов обычно не пересекались. Первая категория включала поставщиков business intelligence (BI), таких как компании Cognos, Business Objects и Brio, которые создавали решения для подготовки отчетности, запросов и анализа. Вторая категория - это поставщики приложений для управления эффективностью, например, Hyperion, ABC Technologies и Armstrong Laing. Они обеспечивали пакеты решений для функциональных областей - бюджетирования, функционально-стоимостного анализа и консолидации. К третьей категории можно отнести компании SAP, Oracle и PeopleSoft, которые предлагали транзакционные системы планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning, сокр. ERP), а также предоставляли основные средства отчетности.

Создание комплексной системы управления эффективностью требовало выбора хотя бы одного поставщика из каждой категории, а затем интеграции процессов и данных отдельных платформ.

Но такой подход обычно приводил к появлению целой мозаики процессов и инструментов, которая сводила на нет те изначальные цели (развития интеграции и целостности и согласованности организации данных), для которых эти процессы и инструменты предназначались. На операционном уровне симптомы этой проблемы были очевидны: пользователи были перегружены данными, но имели ограниченный доступ к информации, необходимой для принятия решений и понимания тенденций; пользователи тратили непропорционально большое количество времени на согласование отчетов и сопоставление и преобразование информации; IT и финансовые отделы напрягали все свои силы, чтобы обеспечить минимально необходимый уровень сервиса, при этом огромное количество времени уходило на оперативную поддержку лишних инструментов и возможностей.

Основные понятия и принципы

Сегодня технологии интеграции уже настолько хорошо развиты, что создание общей платформы для обеспечения комплексных решений по управлению эффективностью становится реальностью. Вычислительная мощность компьютеров увеличилась, в то время как потребность в средствах для хранения данных и стоимость этого хранения существенно уменьшились. Доступ к информации конечных пользователей все больше меняется в связи с быстрым распространением отчетных и аналитических решений на основе интернета. В результате рынок программных средств объединяется, так как поставщики каждого из трех выше названных классов стремятся получить выгоду от этих технологических преимуществ. Общая тенденция - это предложение интегрированных продуктов, обычно именуемых комплектами для управления эффективностью корпорации, которые появляются как результат растущего спроса на более интегрированные и надежные инструменты управления эффективностью. Несмотря на некоторые различия во мнениях, все-таки существует принципиальное согласие относительно того, что должно считаться ключевыми составляющими EPM-системы: отчетность и аналитика, справочные данные, исходные системы и приложения. Все они должны быть связаны через информационный центр или Хранилище данных (рис. 1). Обсуждения с участниками этого рынка показывают, что такое же согласие уже существует и относительно определенных принципов, которые должны характеризовать лучше всего разработанные и внедренные EPM-системы. Эти принципы таковы:

  • Отчетность и анализ. Слой отчетности и анализа разрабатывается как единая точка входа для пользователей, которая позволяет иметь доступ к информации, необходимой для поддержки принятия решений. Он включает стандартные инструменты отчетности, запросов и анализа, а также становящиеся все более популярными инструментальные и оценочные панели. Все средства доступны с помощью интернет-портала или браузера, настроенного в соответствии с запросами пользователя.
  • Приложения. EPM не является решением, изначально пригодным для всех ситуаций. Поэтому решения должны быть достаточно гибкими и расширяемыми для того, чтобы каждая организация могла "подогнать" их под свои нужды. Это, в том числе, включает и возможность выбора тех или иных приложений (например, системы продаж или инструментов CRM (Customer Relationship Management - системы управления отношениями с клиентами)), а также времени их развертывания.
  • Информационный центр. В полных EPM-системах информация из всех источников данных преобразуется (мэппируется) и сохраняется в центральном хранилище, которым обычно является Хранилище данных. Этот центр взаимодействует со всеми EPM-приложениями и предоставляет пользователям данные с помощью слоев отчетности и анализа.
  • Справочные данные. Абсолютно надежная система будет использовать единую, общую модель данных, основанную на стандартных определениях данных.
  • Исходные системы. Этот слой представляет все источники данных, содержащие информацию, поступающую в информационный центр EPM. Для многих крупных корпораций он будет включать как финансовые, так и нефинансовые данные из ERP- и унаследованных систем. Полные решения также должны включать доступ к ключевой внешней информации, такой как отраслевые тенденции и сведения о конкурентах, для того, чтобы обеспечить более глубокий анализ эффективности деятельности компании.
  • Инструменты автоматизации, в том числе предназначенные для автоматизации и объединения рабочих процессов, играют ключевую роль при включении EPM в структуру ежедневных операций компании. В качестве примера можно назвать онлайновые обсуждения результатов работы и разногласий, а также онлайновые форумы, обеспечивающие обмен информацией и распространение передовых достижений.
  • Средства безопасности и разработки. В то время как перемещение данных упрощается как в рамках EPM-системы организации, так и за пределами ее сетевой защиты, серьезные EPM-решения должны также предоставлять административные инструменты и средства разработки для облегчения технического обслуживания и обеспечения защиты данных.

Рис. 1.

Тенденции на рынке EPM

Автор статьи, ссылаясь на свой опыт, утверждает, что на рынке EPM существует целый ряд тенденций, которые будут оказывать влияние на принятие решений относительно дальнейшего развития систем EPM. Во-первых, продолжится рост рынка EPM по мере того, как будет расширяться восприятие EPM как выгодного бизнеса. Ожидается, что формальное использование EPM будет устойчиво расти в течение ближайших двух-трех лет. По оценкам исследовательской компании Gartner, к 2008 г. более 80% открытых акционерных обществ будут иметь формализованные CPM-стратегию и план развития в качестве ключевых элементов управления и выполнения требований законодательных норм и внутренних корпоративных стандартов.

Во-вторых, рынок EPM-решений консолидируется под воздействием нескольких факторов. Во-первых, это требования потребителей, которым необходимы стандартизация программных продуктов и масштабируемость. Второй фактор - развитие технологий, которые позволяют увеличивать сбор данных и расширяют технические возможности их хранения при одновременном снижении затрат. Третий момент - это изменения в общепринятой практике, такие как быстрое распространение отчетных и аналитических решений на основе интернета.

Поставщики BI рассматривают EPM как расширение своего рынка отчетности и аналитики. Они пытаются использовать мощь своих типовых инструментов отчетной инфраструктуры и узнаваемости названий и добавляют пакетные приложения и возможности для интеграции данных. Такие поставщики окажутся серьезными конкурентами в борьбе за организации, которые имеют многочисленные несопоставимые исходные системы, особенно если они уже приняли инструменты BI как корпоративный стандарт. Одна из ключевых проблем для этих поставщиков - разработка полностью интегрированного решения на основе единого, общего репозитория справочных данных.

Лидеры в области поставки приложений обычно считаются лучшими в соответствующей сфере. Несколько из них являются участниками рынка EPM, но большинство из них и впредь будут работать в своей области. Для них стратегии выхода на этот рынок будут связаны с установлением партнерских отношений и формированием альянсов с другими категориями поставщиков. Эти компании также являются соблазнительным приобретением для поставщиков, работающих в других областях, которые хотят расширить свой ассортимент EPM без лишних затрат, переучивания персонала и рисков, связанных с собственной разработкой новых продуктов.

Корпоративные поставщики рассматривают EPM как еще одну возможность получить выгоду от пользователей своих сложившихся транзакционных систем. Эти поставщики стремятся разработать такие системы EPM, которые тесно связаны с их базовыми транзакционными системами, что является большим шагом вперед в деле достижения интеграции данных по всему комплекту приложений. Если они достигнут успеха в разработке EPM-приложений и средств отчетности наравне с другими категориями поставщиков, то получат серьезное преимущество в тех компаниях, которые используют их платформы как корпоративный стандарт. Одной из наиболее трудных проблем для них станет предоставление легкого доступа к источникам данных, находящимся за пределами их собственных систем.

Проблемы следующего поколения

По мере развития рынка EPM некоторые факторы будут оставаться постоянными. Прямой ввод данных и постоянная финансовая поддержка руководителей высшего звена останутся важными составляющими успеха EPM-систем. Обеспечение финансовых функций руководителей высшего звена потребует разработки и внедрения таких EPM-решений, которые лучше всего удовлетворяют специфическим нуждам организаций, возглавляемых этими руководителями.

На сегодняшний день разработчики идут в ногу с инновациями в сфере отдельных компонентов EPM. Но успешное использование EPM требует того, чего многим организациям все еще недостает, - целостной инфраструктуры управления эффективностью. Перспективно мыслящие организации тяготеют к управлению эффективностью в масштабах всей корпорации, осознавая все выгоды такого подхода. По мнению автора статьи, тот факт, что ведущие провайдеры программного обеспечения реагируют на этот сдвиг, используя последние технологические достижения для того, чтобы представить на рынке соответственно интегрированные EPM-решения, является очень хорошим знаком.

Автор: Грегг Тэйлор (Gregg Taylor)