Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Использование Business Intelligence в государственных органах

Продолжая публикацию материалов о применении Business Intelligence в
государственных органах, мы предлагаем вам статью известного американского
специалиста в области информационных систем Рамона Баркуина. Автор на примере
американской действительности обсуждает необходимость внедрения Business
Intelligence в государственных структурах, возможные последствия отсутствия
этих инструментов для государственной и личной безопасности, а также проблемы,
связанные с корректным использованием персональных данных граждан
государственными органами.

Корректный анализ и аккуратная интерпретация данных - необходимое условие современного ведения дел. "Верим мы в Бога, а все остальное зависит от данных".


Рассмотрение такой важной проблемы, как использование Business Intelligence (сокр. BI) в государственных органах, автор начинает с обозначения нескольких основополагающих, по его мнению, моментов:

  • уже давно назрела необходимость во внедрении Business Intelligence в государственных органах;
  • объемы данных, которыми располагают государственные органы, предоставляют большие возможности для использования Business Intelligence;
  • цена, которую придется заплатить, если инструменты Business Intelligence не будут внедрены в государственных органах или это будет сделано непрофессионально и несвоевременно, окажется слишком высокой;
  • использование Business Intelligence в государственных структурах имеет также и этическую сторону.

Далее автор обсуждает каждый из этих моментов более детально.

Необходимость срочного внедрения Business Intelligence в государственных органах

У Business Intelligence есть синоним - аналитика, т.е. получение информации из набора данных. Это, безусловно, очень широкое понятие, но в его основе лежит тот факт, что без использования инструментов Business Intelligence и анализа данные остаются просто коллекцией неких битов и байтов информации. Как любая библиотека окажется бесполезной для человека, не умеющего читать, так и отсутствие навыков и инструментов обработки данных не позволит извлечь информацию, которая в них содержится. Пока человек не освоит приемы Business Intelligence, данные, которыми он располагают, будут оставаться бесполезными.

Безусловно, средства Business Intelligence имеют большое значение для всех отраслей, но особенно они необходимы как для государственного сектора в целом, так и для государственных органов управления в частности.

Прежде всего, вопросы, которыми занимаются государственные органы, касаются каждого из нас. Как налогоплательщики, мы все расплачиваемся за неудачные способы решения этих вопросов. Практически во всех случаях проблемы, относящиеся к ведению государственных органов, требуют тщательного анализа и глубокого понимания предмета, прежде чем будут запущены дорогостоящие проекты по их решению.

Более того, очевидно, что в современных условиях ключевой момент для понимания любой ситуации - это данные, а значит, их соответствующий анализ и корректная интерпретация - необходимое условие для принятия взвешенных решений.

Огромный потенциал данных, находящихся в ведении государственных органов

Автор статьи считает, что на сегодня американские государственные органы располагают самым большим и ценным набором данных в мире, приводя в пример данные, хранящиеся в Национальном центре медицинской статистики (National Center for Health Statistics), Бюро транспортной статистики (Bureau of Transportation Statistics), Национальной службе сельскохозяйственной статистики (National Agricultural Statistical Service), Агентстве энергетической информации (Energy Information Administration), Бюро трудовой статистики (Bureau of Labor Statistics) и других подобных агентствах. Но в целом это справедливо и по отношению к другим странам: объем данных, накопленный в государственных органах любой страны, очень велик.

В качестве примера в статье рассматривается обязательная перепись населения, проводящаяся в США каждые десять лет. В США эта процедура родилась из института представительной демократии: для создания избирательных округов и пропорционального распределения права участия в голосовании в Конгрессе нужно было выяснить численность населения и его распределение по территории страны. Но буквально в конституции США сказано следующее: "Представительство в центральных законодательных органах и средства, полученные от прямых налогов, должны распределяться среди штатов, которые могут войти в настоящий Союз, в соответствии с численностью их населения…". Тот факт, что налоги также должны распределяться пропорционально населению штатов, положил начало сбору данных, которые способствуют росту и процветанию населения страны. Эти данные являются необходимым элементом разумного управления государством.

Если бы в США не было переписи, то решения о распределении ресурсов в соответствии с национальными приоритетами принимались бы при минимуме необходимой информации. Как результат, школы могли бы строиться там, где почти нет детей, а дороги прокладывались бы туда, куда люди не хотят ездить.

Все, сказанное выше о необходимости сбора данных о численности, составе и прочих характеристиках населения США, справедливо и по отношению к другим странам. Любое государство должно обладать информацией о демографической ситуации, чтобы бюджетные средства, направляемые на социальные нужды, распределялись наиболее эффективно.

Слишком высокая цена отсутствия средств Business Intelligence в государственных органах, их непрофессионального применения или несвоевременного внедрения

Автор статьи считает, что справедливость этого утверждения особенно очевидна на примере американского Департамента внутренней безопасности (Department of Homeland Security). Вряд ли что-либо вызвало больше дебатов после 11 сентября 2001 г., чем вопрос о том, можно ли было предотвратить террористические атаки на Центр международной торговли (World Trade Center) и Пентагон. В основном обсуждалась следующая проблема: обладают ли разведывательные и правоохранительные органы инструментами информационных технологий (IT), необходимыми для того, чтобы выявить планы террористов, обнаружить местонахождение последних и осуществить превентивные меры. Но в фокусе этой дискуссии должны быть не IT-инструменты (особенно после опубликования отчета Комиссии по событиям 11 сентября), а вопрос о том, была ли возможность использовать средства Business Intelligence и распространить полученную информацию среди различных агентств, имеющих отношение к делу. Именно это - основная проблема, и трудно не согласиться с утверждением, что соответствующие службы могли бы сработать лучше. Таким образом, цена отсутствия Business Intelligence в государственных органах или не использования всех возможностей этих технологий иногда оказывается слишком высокой.

Этическая сторона использования Business Intelligence в государственных структурах

Последний существенный момент, который автор статьи считает нужным подчеркнуть, - это то, что, используя Business Intelligence, государственные структуры часто внедряются в те области, в которых их присутствие создает дискомфорт для общества. Наиболее яркая иллюстрация этого факта - право на частную жизнь, которое тесно связано с Business Intelligence как в государственном секторе, так и в частных компаниях.

Пока законодательство в этой области достаточно противоречиво, как в отношении государственных органов, так и бизнеса. С точки зрения стандартов в данной области, общество рассматривается как состоящее из двух частей: "государственной", включающей то, что регулируется государством, и "частной", куда входит все остальное. В этой либеральной концепции государство рассматривается как главная угроза для частной жизни. Более того, данная теория предполагает, что позволять государству устанавливать законодательные нормы и регулировать частные отношения на рынке означает инициировать вмешательство государства в частные отношения, усиливая. таким образом, его власть. Неприкосновенность для государства частной жизни граждан всегда рассматривалась американским обществом как необходимое условие для того, чтобы избежать авторитарного режима.

Помимо частной жизни, четвертая поправка к конституции США защищает граждан от проведения незаконных обысков и конфискации собственности. Это также имеет большое значение для применения Business Intelligence в государственных структурах. Например, в сфере внутренней безопасности США дебаты вокруг Закона о патриотизме (Patriot Act1) и необходимость сочетать нужды национальной безопасности с гражданскими свободами выглядят весьма серьезно в том числе с точки зрения использования Business Intelligence. Все эти проблемы вытекают из того факта, что государственные органы собирают конфиденциальные данные о гражданах, которые обычно требуются в соответствии с законодательством, но также потенциально могут быть использованы и не по назначению. Легко представить ущерб, который может быть нанесен, например, при ненадлежащем использовании баз данных, содержащих сведения о судебных процессах, налогах, врачебных ошибках или медицинских проблемах отдельных людей. Таким образом, здесь возникают этические проблемы, которые не могут быть проигнорированы.


1USA Patriot Act of 2001 (Закон о патриотизме 2001 г.) - законодательный акт, расширяющий полномочия федерального правительства по расследованию террористической деятельности и преследованию лиц, подозреваемых в такой деятельности. Принят вскоре после террористических актов 11 сентября 2001 г., в условиях возросшей угрозы международного терроризма. В частности, закон разрешает властям задерживать иностранцев сроком на месяц и более без предъявления обвинений и проводить закрытые судебные слушания таких дел; предусмотрены меры по укреплению национальных границ. Вопрос о конституционности различных положений закона поднимается многими защитниками прав человека.

Автор: Рамон Баркуин (Ramon C. Barquin)