Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BPM-систем: ожидания пользователей и основные сложности при их внедрении

Предлагаемый вниманию читателя материал является заключительным в серии
статей, посвященных технологии BPM, он опирается на результаты
исследования, проведенного специалистами международной организации TDWI.

В статье обсуждаются первые итоги применения BPM-решений: рассказывается об ожиданиях пользователей и том, насколько они оправдались, анализируются основные сложности при внедрении данных программных продуктов. Кроме того, приводятся сведения о инициаторах проектов по развертыванию BPM-технологий и об наиболее востребованных компонентах BPM-систем.

Ожидания пользователей и стратегическая значимость BPM-решений

Как показало исследование, хотя применение технологии BPM может принести организациям ощутимые "дивиденды", не все компании обладают исключительно положительным опытом их использования, по крайней мере, пока. Так, в настоящий момент только около трети опрошенных (30%) признались, что они полностью удовлетворены BMP-решением, хотя число недовольных очень невелико (3%). Если перейти на язык денег, то только четверть респондентов (24%) отметила высокую окупаемость инвестицией (см. рис. 1).



Рис. 1. Удовлетворенность пользователей и оценка окупаемости инвестиций (показатель ROI) после внедрения технологий BPM

Однако, полученные результаты не должны ни в коем случае расцениваться как отрицательные. Действительно, поскольку большинство компаний применяют технологии BPM не более двух лет, очевидно, что они пока не располагают достаточным опытом применения этих технологий. Примечательно, что значительная часть респондентов (31%) высказала именно эту точку зрения (см. рис. 1). Поэтому только время может сказать, насколько ценными окажутся первые проекты по внедрению BPM-решений.

Учитывая стратегическую направленность ВРМ-систем, нетрудно предположить, что наиболее заинтересованным в данном программном продукте является руководство компаний. Практически половина всех проектов по внедрению ВРМ-решения (47%) инициировалась высшим звеном - исполнительным, финансовым или административным директорами. С небольшим отставанием следуют руководители бизнес-подразделений (39%). Третья часть проектов (30%) "обязана своим существованием" инициативным директором по информатизации (руководителям IT-отделов), а пятая часть (20%) - руководителям функциональных подразделений.

Не менее интересной, чем степень удовлетворенности и оценка окупаемости инвестиций, является отношение респондентов к ВРМ-технологии с точки зрения ее стратегической значимости. Выяснилось, что подавляющее большинство (86%) расценивает BPM-решения как "очень важные" (45%) или "довольно значимые в стратегическом плане" (41%). Незначительное количество опрошенных (12%) считает, BPM-системы не столь важны для реализации стратегии, и лишь малая часть респондентов (2,5%) не рассматривает эти системы как стратегически значимые.

Переходя к обсуждению практики применения BPM-систем, стоит рассмотреть какие компоненты этих систем наиболее часто используются (см. рис. 2).



Рис. 2. Используемые (включая планируемые или внедряемые) компоненты ВРМ-систем

Как следует из рисунка, лидирующее положение в данным списке занимают средства анализа и подготовки отчетности. По мнению, авторов исследования, это закономерный результат, поскольку опрос проводился в основном среди специалистов по Хранилищам данных и Business Intelligence.

Полученные данные также стоит сопоставить с рейтингом значимости компонентов ВРМ-систем - видно, что достаточно высокая корреляция наблюдается только для инструментов анализа: они имеет и высокий рейтинг, и наиболее часто внедряются. Вероятно, должно пройти еще несколько лет, после чего эти две выборки придут в соответствие.

Говоря о аналитических возможностях BPM-систем, стоит подчеркнуть что эта компонента занимает центральное место в BPM-решениях. Так, большинство ВРМ-приложений устроены таким образом, что они обеспечивают связь с детальными отчетами и интерактивными диаграммами (которые, в свою очередь, также связаны с детальными отчетами). Так, более половины сегодняшних пользователей используют эту функциональность, а более 90% планируют ей воспользоваться через полтора года. Другой, не менее значимой функциональностью являются предупреждения (alerts), интерактивные графики и диаграммы, а также возможность непрерывного планирования/бюджетирования и связь с отдельными транзакциями.

Сложности внедрения ВРМ-систем

Выяснилось, что обеспечение достоверными данными является одной из наиболее существенных проблем, возникающих при внедряет ВРМ-систем - по крайней мере, так считают более половины (53%) участников опроса (см. рис. 3).



Рис. 3. Проблемы, возникающие при внедрении ВРМ-систем


Не менее сложной, по их мнению, является задача определения ключевых показателей (39%). Оставшиеся проблемы имеют приблизительно одинаковый вес и в общем могут быть охарактеризованы, как организационные сложности.

Заключение

Несмотря на то, что на сегодняшний день еще пока отсутствует четкое понимание ВРМ-концепции, данная технология постоянно находит все новых и новых последователей. При внедрении ВРМ-систем, компании ориентируются на опыт компаний-первопроходцев, которые несколько лет назад пошли на определенный риск и начали успешно осваивать этот инновационный метод.

Как показало недавнее исследование аналитиков TDWI, в компаниях уже начинают осознавать, что ВРМ - это не просто пакет приложений для планирования, бюджетирования и прогнозирования, это - основа для построении единой информационной среды, позволяющая связать управление на стратегическом и тактическом уровне и достигнуть фактических результатов, намеченных в корпоративной стратегии.

Автор: По материалам зарубежных сайтов