Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

XML-формат обмена данными Сбалансированной системы показателей: основные понятия (часть I)

Материалы рубрики "Технологии XML" посвящены рассмотрению отраслевого
XML-стандарта - XML-формата обмена данными Сбалансированной системы
показателей.
В первой статье речь пойдет об основных понятиях предметной области и
соответствующих им XML-элементах.

Наши постоянные читатели, несомненно, помнят, что ранее мы публиковали ряд статей, посвященных различным отраслевым XML-стандартам. В фокус нашего внимания, как правило, попадали финансовые XML-форматы: XBRL [3], OFX/IFX [2], FpML [3], SwiftML [4], ebXML [5] и др. (см. раздел "Публикации")

Сегодня мы решили "исправить эту несправедливость", поскольку область применения XML-диалектов, разумеется, гораздо шире. Мы хотим рассказать об одном интересном и, на наш взгляд, очень перспективном направлении использования XML, о XML-формате для передачи данных, относящихся к Сбалансированной системе показателей (ССП).

Действительно, сейчас эта управленческая методика является одной из актуальнейших тем [6] (см. раздел "Публикации"). В этом свете особый интерес представляет рассмотрение XML-формата представления данных ССП (Сбалансированной системы показателей), поскольку в конечном итоге именно данные составляют ее основу.

Немного истории

В феврале 1999г. с целью продвижения методики ССП Роберт Карлан (Robert Kaplan) и Дэвид Нортон (David Norton) учредили компанию Balanced Scorecard Collaborative (сокр. BSCol). Эта компания занялась предоставлением профессиональных услуг - консультированием в области применения технологии ССП. В частности, на сайте BSCol представлен портал BSC Online Design Center, используя ресурсы которого, клиенты BSCol могут интерактивно создавать "свои системы показателей", а затем с их помощью улучшать деятельность своих компаний.

В декабре 2000г. под патронажем BSCol был сформирован комитет BSC XML Standards, перед которым была поставлена задача исследования возможности использования языка XML в качестве основы для интеграции различных приложений, реализующих методику ССП. Результатом деятельности комитета, в работе которого принимали участие поставщики программного обеспечения, явилась разработка в марте 2001г. рабочего варианта стандарта ССП - Balanced Scorecard XML Standards, сокращенно BSC XML (XML-формат представления данных, используемых в ССП).

С помощью данного стандарта можно осуществлять экспорт данных из портала BSC Online Design Center, о котором упоминалось выше, в различные системы, поддерживающие технологию ССП. Кроме того, этот формат снимает многие технологические ограничения, возникающие при обмене стратегической и управленческой информацией между приложениями и компаниями.

По заявлению представителей BSCol, разработанный стандарт получил успешное практическое применение. В частности, многие клиенты компании использовали его для передачи данных из BSC Online Design Center в различные ССП-приложения.

Стандарт BSC XML: общие сведения и основные понятия

Концептуально, данный стандарт состоит из ряда основных элементов, которые однозначно описывают предметную область и которые обязательно должны присутствовать в электронном документе, содержащем данные ССП. На рис. 1 показано графическое представление структуры XML-документа в данном формате (визуальная модель XML-схемы).


Рис. 1. Графическое представление основных элементов стандарта BSC XML (XML-схема)

Остановимся более подробно на XML-элементах, используемых для описания основных понятий ССП.


Сбалансированная система показателей

Понятие ССП представлено элементом BSC, который содержит информацию о клиентской "системе показателей". Этот элемент включает название ССП (указывается в атрибуте name) и уникальный идентификатор id.


Основная стратегическая задача или стратегическое направление

Как известно, основная стратегическая задача или стратегическое направление - это описательное утверждение, представляющее основной компонент стратегии, выраженный на высшем уровне корпоративного "видения" стратегии. Данное понятие реализуется с помощью элемента Theme, который структурирован в виде вертикально связанных группировок целей (элементы Objective) по нескольким перспективам (элементы Perspective). Элемент Theme содержит следующую информацию: название основной стратегической задачи (указывается в атрибуте name), ее описание (элемент Description), уникальный идентификатор id, необязательную ссылку на ответственное лицо (атрибут ownerRef), а также соответствующие цели (элементы Objective).


Перспективы или измерения

Это набор (обычно состоящий из 4) перспектив, или изменений, по которым "раскладывается" корпоративная стратегия. Для описания перспективы используется элемент Perspective При "горизонтальном просмотре", каждая перспектива представляет собой набор целей (элементы Objective), необходимых для лица, отвечающего за определенную перспективу (финансовая, клиентская, внутренние процессы, рост и развитие/сотрудники). Иногда, клиенты включают в этот список дополнительные перспективы. Для описания перспективы используется элемент Perspective, который содержит название перспективы (указывается в атрибуте name), ее описание (элемент Description), уникальный идентификатор id, тип перспективы (атрибут perspectiveType), необязательные ссылки на ответственное лицо (атрибут ownerRef) и порядок сортировки (атрибут sortOrder), а также соответствующие цели (элементы Objective).


Ответственное лицо

У каждого клиента есть учетная запись пользователя, под которой он входит в систему, т.е. в BSC Online Design Center, и получает доступ к своей ССП. Информация об ответственном лице передается с помощью элемента Owner, который содержит имя пользователя (атрибут name), уникальный идентификатор id, а также необязательный адрес электронной почты (атрибут emailAddress).


Планирование стратегии

Планирование стратегии подразумевает определение перспектив, основных стратегических задач и целей. Информация о планировании стратегии содержится в элементе Linkage и включает в себя причины связей (указание цели), результат связей (указание цели), степень силы связи (слабая, средняя, сильная), взаимодействие (положительное или отрицательное), уникальный идентификатор id для каждой связи. Эти данные описывают связи, которые пользователь устанавливает для каждой из целей.


Цели

Это краткие утверждения, определяющие конкретные компоненты основных стратегических задач, которые должны быть выполнены для успешной реализации стратегии. Каждая отдельная перспектива (элемент Perspective) состоит из 3-6 первичных целей (для описания которых используются элементы Objective), которые определяют ключевые аспекты основных стратегических задач и которые должны быть достигнуты в течение ближайших 3-5 лет. Элемент Objective содержит название цели (указывается в атрибуте name), ее описание (элемент Description), уникальный идентификатор id, необязательную ссылку на ответственное лицо (атрибут ownerRef), соответствующие инициативы (элементы Initiative) и соответствующие показатели (элементы Measure).


Инициативы

Это ключевые программы действий, разработанные для достижения целей (элементы Objective) или сопоставления метрик и показателей эффективности с задачами (элементы Target - см. ниже). Инициативами также могут называться проекты, действия или деятельность. Для задания инициативы используется элемент Initiative, который содержит название инициативы (указывается в атрибуте name), ее описание (элемент Description), уникальный идентификатор id, необязательную ссылку на ответственное лицо (атрибут ownerRef), дату начала (атрибут startDate), дату окончания (атрибут endDate), а также необязательные дополнительные сведения (элемент AdditionalResources), в том числе их название (атрибут name) и выполняемую функцию (атрибут role).


Показатели

Это формулировка способов оценки и отслеживания достижения целей (элементов Objective). Показатели представлены элементами Measure, которые содержат записи о постоянно отслеживаемых показателях. Элемент Measure включает название показателя (указывается в атрибутt name), его описание (элемент Description), уникальный идентификатор id, частоту обновления (атрибут updateFrequency), необязательную ссылку на ответственное лицо (атрибут ownerRef), а также соответствующие задачи (элементы Target)


Задачи

Задача показывает уровень эффективности предприятия или коэффициент улучшений, установленный для каждого показателя (элемент Measure). Задачи измеряются в установленных единицах (доллары, количество, проценты, коэффициент) и в установленные временные интервалы (ежегодно, ежеквартально). Для их задания введен элемент Target, который содержит частоту обновления (атрибут updateFrequency), необязательную ссылку на ответственное лицо (атрибут ownerRef), планируемое (целевое) значение показателя (атрибут targetValue) и фактическое значение показателя (атрибут actualValue).


В следующей статье на конкретном примере мы рассмотрим, как можно использовать формат BSC XML.

Публикации

  1. Расширенный язык бизнес отчетности XBRL (XFRML);
    Спецификация "Extensible Business Reporting Language (XBRL) 2.0a".
  2. Спецификация открытого обмена финансовыми данными - Open Financial Exchange (OFX);
    Спецификация интерактивного обмена финансовой информацией - Interactive Financial eXchange (IFX).
  3. FpML - язык разметки финансовых продуктов.
  4. SwiftML - язык разметки Общества за всемирные межбанковские финансовые телекоммуникации.
  5. ebXML - XML-инициатива для электронного бизнеса.
  6. Оперативные финансовые услуги Wells Fargo: поиск нового подхода;
    Оперативные финансовые услуги Wells Fargo: реализация системы сбалансированных показателей;
    BI и ССП: связь между ними;
    Реализация методики ССП в программном обеспечении.

Автор: По материалам зарубежных сайтов