Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Оперативные финансовые услуги Wells Fargo: реализация модели оценки проектов на практике

Вторая статья посвящена непосредственно рассмотрению модели оценки проектов,
тому как она применяется на практике и в чем состоят ее преимущества.

Процесс идентификации проекта

Группа разработала новую систему для оценки проектов. Этот процесс начинался с классификации проектов на "стратегические" и "связанные с повседневным функционированием". Группа выработала 3 критерия, по которым, проект мог быть классифицирован, как стратегический:

  • помогает OFS при выполнении стратегической задачи (определяется тремя стратегическими задачами, обозначенными в ССП;
  • создает преимущество перед конкурентами;
  • создает устойчивую точку дифференциации.

Для того, чтобы проект был определен как стратегический, то по всем трем пунктам его уровень соответствия должен быть оценен как "высокий". Проекты, уровень соответствия которых был оценен как "от среднего до высокого" - считались "основными проектами", проекты, уровень которых был оценен как "от среднего до низкого" - второстепенными, а проекты, уровень которых был оценен как "низкий" - "функциональными".

В качестве примера функционирования данной процедуры оценки, OFS оценил проект о предоставлении брокерских услуг со скидками. Подобный проект поможет снизить отток клиентов к крупнейшим компаниям, предоставляющим брокерские услуги со скидкой, которые, к тому же, уже начали проникать в сферу деятельности банков, обслуживающих мелкую клиентуру. Следуя агрессивной политике, Wells Fargo полагал, что подобное предложение предоставит им существенное преимущество перед конкурентами в сфере привлечения и сохранения клиентов, так как считалось, что клиенты предпочитают осуществлять все свои финансовые операции в одном месте. Дополнительным преимуществом перед другими коммерческими банками являлось то, что лишь немногие из них предоставляют брокерские услуги со скидками. Также, банк будет получать дополнительный доход от комиссий с клиентов, и клиенты также будут заинтересованы в хранении большей части своих средств в одном банке, что, в свою очередь, еще больше увеличит доход банка. Основываясь на этих показателях, уровень этого проекта был оценен как "высокий" по каждому из приведенных выше критериев.

Другой OFS проект, который затрагивал улучшения во внешнем виде сайта www.wellsfargo.com, напротив, несущественно влиял на выполнение стратегических задач OFS, и не предоставлял банку никакого преимущества перед конкурентами или устойчивой точки дифференциации. Соответственно, уровень этого проекта был оценен как "невысокий" по всем трем показателей, и он не был принят в качестве стратегически важного проекта.

Группа разделила стратегически важные проекты, которые прошли первую стадию отбора, на 2 группы: те, которые были узкоспециализированы и носили краткосрочный характер, и те, которые были многофункциональными, относительно дорогими и работали на перспективу. На второй стадии отбора использовались следующие критерии:

  • Затрагивает ли проект вопрос о перераспределении ресурсов внутри других функциональных единиц?
  • Превышает ли стоимость проекта 500000 долларов?
  • Сколько времени потребуется на осуществление проекта (более или менее 3 месяцев)?

Группа собиралась использовать эту модель оценки проектов для расстановки приоритетов среди главных, многофункциональных проектов, которые требовали широкой поддержки для осуществления. Таким образом, этот уровень проходили лишь те проекты, которые отвечали хотя бы одному из этих требований. Например, разработка проекта о предоставлении брокерских услуг со скидкой потребовала бы поддержки от нескольких функциональных подразделений, в том числе от инвестиционного отдела, отдела информации о клиентах и внешнего поставщика. Стоимость этого проекта составляла более 500000 долларов, и для осуществления проекта потребовалось бы 4 месяца. Таким образом, этот проект достаточно просто прошел вторую стадию тестирования.

Инициаторы, чьи проекты прошли вторую стадию, должны были предоставить более подробную бизнес-ситуацию. Помимо суммарных финансовых показателей, таких как чистая стоимость, приведенная к настоящему времени (NPV), в бизнес-ситуации должна была быть также отражена информация о том, как осуществление этого проекта повлияет на доходы, расходы и капитал компании; должно быть указано время, необходимое для осуществления проекта и то, как этот проект отразится на компании в целом.

Модель оценки проектов

Для того, чтобы сделать процесс отбора проектов более объективным и обоснованным, рабочая группа разработала взвешенную модель оценки, которая характеризовала проект по 6 критериям:

Критерий Определение Оценка в процентах
Стратегическая значимость Соответствие стратегическим задачам, определенным в ССП 40%
Стоимость Стоимость осуществления проекта (от концепции до полного развертывания) 15%
Чистая стоимость на данный момент Сумма чистого дохода на данный момент (в 3х-летней перспективе) 15%
Фактическая продолжительность Время осуществления проекта (от концепции до полного развертывания) 10%
Взаимозависимость Степень зависимости проекта от других проектов или сторон 10%
Риск/сложность в осуществлении Операционный риск/технологический риск 10%

Каждый проект получил оценку от 20 до 100, по каждому из 6 критериев. Например, проект, который предоставлял бы банку существенное стратегическое преимущество перед конкурентами, получал оценку "очень высокий", что означало 100 баллов по показателю стратегической значимости.

Рабочая группа также оценила эти 6 критериев для того, чтобы определить значимость каждого критерия. Критерий стратегической значимости получил самую высокую оценку в процентах (40%). По двум финансовым критериям (стоимость и чистый доход) проект получил оценку 15%, а по оставшимся трем - 10%.

Отдельные оценки по критериям умножались на показатель значимости критерия, полученные результаты суммировались, и получалась общая оценка проекта, в соответствии с которой этот проект уже классифицировался.

Проекты

Из всего списка ста с лишним проектов лишь одиннадцать прошли через два уровня отбора. Они затрагивали такие вопросы, как новые продукты, услуги, и улучшения системы (см. Таблицу 1 для списка проектов).

Таблица 1. Список проектов

Проект Определение
Использование продукта Проект по автоматизации обработки информации от заявителя для возможности открытия счета (текущий, сберегательный, и т.д.) в режиме онлайн
Представление счета Введение новой системы оплаты счетов в режиме онлайн
Брокерские услуги со скидкой Добавление онлайновой системы предоставления брокерских услуг со скидкой на сайте банка
Ипотека Введение новой программы по получению ссуды и по подсчету ипотечной стоимости в режиме онлайн
Система управления контактами Внедрение системы для отслеживания контактов клиента с нашей системой банковских услуг через телефон или интернет, равно как и отслеживание наших ответов для улучшения взаимодействия банка с клиентами, для уменьшения количества ошибок и для улучшения системы отчетов
OFX (открытый обмен финансовыми данными) Проект по конвертации счетов из Microsoft Money и Quicken в формат OFX. OFX - новый технический протокол и система, разработанная в совместном проекте Microsoft Money, Intuit и Checkfree. Этот проект позволит всем клиентам Microsoft Money и Quicken получать доступ к своему счету через интернет в режиме реального времени.
Онлайн-сообщество Сделать из wellsfargo.com персонализированный финансовый сайт, на котором предлагаются финансовые консультации, чат, финансовые планировщики и программы
Межбанковский перевод денежных средств Расширить сферу банковских услуг, предоставляемых в режиме онлайн, посредством внедрения программы для обеспечения перевода денежных средств клиента между Wells Fargo и другими финансовыми организациями
MONDEX в интернете Запустить проект MONDEX (смарт-карта) в качестве средства платежа через интернет
Интеграциякомпьютер/телефония Внедрить новые технологии для ускорения обработки информации с целью автоматизации процесса идентификации клиента и для лучшего понимания запросов клиента
Выписка счета онлайн Проект по получению информации о состоянии счета онлайн

Инициаторы подготовили бизнес-ситуацию для каждого проекта, которая предоставила всю необходимую информацию для модели оценки проекта (см. Таблицу 2, на которой приводится пример бизнес-ситуации).

Таблица 2. Схема бизнес-ситуации - проект о получении информации о состоянии счета в режиме онлайн

Задача Внедрить систему получения информации о состоянии счета онлайн
Стратегическая значимость В данной момент у онлайновых клиентов есть возможность просматривать и загружать информацию об операциях с их счетами за последние 45 дней через интернет/AOL. Услуга предоставления полной информации о состоянии счета - это следующий шаг на пути к полному переходу с печатных отчетов на электронные. Это играет существенную роль для достижения задачи, рассчитанной на долгосрочную перспективу, о предоставлении дешевых онлайновых услуг; проект начинается с Электронного счета на денежном рынке (Electric Money Market Account).
Масштаб С применением Системы расширенного архивного поиска (Mass Archival Retrieval System) в отделе информации по клиентам доступными станут отчеты по следующим услугам:· Система рутинных банковских операций: операции с чеками, операции с чеками на денежном рынке, операции со сберегательными вкладами, счета по ставкам на денежном рынке и счета по доступу к денежному рынку· Система отчетов общего пользования: портфолио Wells, система моментального бизнес-отчетаКлиент должен иметь возможность получить отчеты за последние 7 лет
Ресурсы Разработка системы должна быть произведена внутри OFS для того, чтобы предоставить клиентам возможность получения информации о состоянии счета в режиме онлайн. Необходимо разработать систему запросов о состоянии счета и систему вывода отчета на экран. Кроме того, системные запросы о получении печатных отчетов, полученные через интернет/AOL должны быть модифицированы для отправки в систему расширенного архивного поиска для выполнения.
Взаимозависимость
  • Внутренняя: отдел информации по клиентам/Отдел системы услуг оплаты
  • Внешняя: отсутствует
Временные рамки
  • установить центральную систему генерации отчетов (6 месяцев)
  • установить систему для отправки выписки счета клиентам (5 месяцев)
  • исключить онлайн клиентов из списка рассылки печатных отчетов (5 месяцев)

Следующий шаг

Управление OFS планировало встретиться в понедельник и еще раз просмотреть 11 бизнес-ситуаций и протестировать модель оценки проекта на практике. Д'Агостино с нетерпением ждала возможности решить проблему обработки большого количества проектов, и в то же время она думала о том, совпадут ли полученные ею результаты с расстановкой приоритетов правлением. Как будет ее рабочая группа решать все возникшие противоречия по поводу расстановки приоритетов? Основная работа должна была начаться в понедельник, и за выходные она планировала основательно подготовиться к этому.

Автор: По материалам зарубежных сайтов