- 30 ноября 1999 г.
Ежегодный обзор рынка OLAP от Найджела Пендза: анализ потребителей
В прошлом году мы уже предлагали вниманию наших читателей результаты
исследования признанного специалиста в области IT-технологий Найджела Пендза
(Nigel Pendse) — Olap Survey 2. В этот раз автор
провел еще более подробный анализ рынка OLAP, выявивший массу новых
интереснейших тенденций. В этом номере мы публикуем две статьи, посвященные
этой замечательной работе.
В первой статье рассматриваются результаты анализа рынка пользователей
OLAP-продуктов: приводится классификация клиентов по географическому признаку,
по роли в принятии решения о покупке продукта, по величине компании и числу ее
сотрудников. В статье также рассказывается о факторах, влияющих на выбор
продукта.
В этой и следующей статье рубрики рассказывается о результатах
исследования
Рынок OLAP, оборот которого приближается уже
Как стало известно, более 80% пользователей OLAP стремятся расширить внедрение этой технологии, а основная часть опрошенных планируют приобрести большее количество лицензий на продукты, которые они уже применяют. Удовлетворенность работой довольно высока, больше даже чем в 2002 году: практически 65% участников опроса ответили, что их проекты большей частью или даже полностью отвечают их бизнес-целям. И почти 10% заявляют, что хотя цели достигнуты не были, тем не менее, проект продолжает развиваться.
Несмотря на то, что основной критерий при выборе OLAP-продуктов — их функциональные возможности, выяснилось, основные сложности при внедрении связаны не столько с самим продуктом, сколько с людьми — пользователями системы (об этом говорят и предыдущие исследования).
По идее самая серьезная проблема OLAP-средства как программного
продукта — это эффективность запросов. Однако неожиданно обнаружился рост
претензий совсем по другому поводу — по поводу надежности
системы. Проблем с данными стало меньше, если сравнивать
с предыдущими исследования, видимо, потому, что вложенные в Хранилища
средства
Так называемое shelfware[1] также остается проблемой, хотя средний уровень его использования ниже, чем в 2002 году. При заключении договора о поставке таких продуктов продается слишком много рабочих мест, но многие из них не внедряются и, возможно, так и не будут внедрены. Некоторые из неиспользуемых лицензий будут применяться в будущем, но более 22% респондентов ответили, что вряд ли смогут использовать в будущем году всё закупленное обеспечение.
Таким образом можно сделать следующий вывод: либо клиентов убеждают
в необходимости покупки избыточного количества лицензий, либо проекты
не реализуются до конца. Тревогу вызывает также и то, что многие
прекратили использовать продукты
Существует ощутимая разница между продуктами: предпочтение отдается лишь некоторым, и только определенный набор из них имеет стойких приверженцев. Причем, как было и раньше, приверженность тому или иному продукту, кажется, почти не связана с успехом (или неуспехом), проектов в которых они используется.
В целом, надежность ПО оказалась основной проблемой только для 9% опрошенных, однако здесь надо учесть существенную разницу между продуктами. Часто более дорогостоящие программы оказываются в пять раз более проблематичными, чем дешевые. Эффективность выполнения запросов тоже сильно колеблется, и, в целом, это общая для всех проблема, связанная с конкретным продуктом. Самые низкокачественные продукты вызвали в четыре раза больше нареканий, чем самые лучшие.
Еще одним важным открытием можно считать то, насколько отличаются проекты, выполняемые различными разработчиками: самые успешные консультанты в два раза чаще достигают поставленные цели, чем менее удачливые. А компании, закупившие продукты после формальной оценки нескольких видов ПО, значительно чаще достигали успеха по сравнению с теми, кто этого не делал.
Итак, заранее имея на руках результаты исследований, подобных нашему, покупатели OLAP-продуктов смогут выбрать решения и разработчиков, имеющих наилучший «послужной список», и избежать типичных проблем.
Независимость от поставщиков
Необходимо подчеркнуть, что никакие поставщики к данному исследованию не привлекались оно не было предложено, одобрено или спонсировано кем-либо из производителей ПО. В нем нет спонсорских или частных вопросов. Разработчикам не предлагались на рассмотрение предварительные результаты, а также не предоставлялся сам документ до его публикации.
Вопросы составлялись без участия поставщиков, более того, их даже не оповещали о проведении данного исследования.
Столь жесткая отстраненность от поставщиков может показаться враждебной по отношению к ним, однако это не так: фирмы, приобретающие этот обзор, могут быть уверены, что в отличие от других опубликованных исследований он не был инициирован и спонсирован их конкурентами, а потому является более надежным источником информации для всех.
Выборка
OLAP-продукты

Рис. 1 Распределение выборки (всего 2897 человек)
От всех респондентов (как пользователей, так и не пользователей) были собраны демографические данные, поэтому можно было сравнить характеристики покупателей и не покупателей. Кроме того, те участники, которые обдумывают возможность приобретения продукта, но еще не купили его, также предоставили информацию о том, как они искали нужное ПО.
Опрошенным задавался вопрос: какова их роль при выборе продуктов? И, наверное, не удивительно, что чисто бизнес-респонденты оказались в меньшинстве: в опросах такого рода принимают участие в основном технические специалисты.
Таблица 1. Роли респондентов в принятии решений
| Участие в решении вопроса о покупке продукта | Абс. кол-во | % |
| Оценка бизнес-эффективности | 178 | 16,1 |
| Оценка технических качеств | 445 | 40,3 |
| И то, и другое | 410 | 37,1 |
| Ни то, ни другое | 71 | 6,4 |
| Всего респондентов | 1104 | 100 |
Демография
В исследовании были проанализированы данные об использовании OLAP в 49 странах мира. В результате были получены следующие данные.
Таблица 2. Роли респондентов в принятии решений.
| Страна, в которой расположена головная компания | Доля среди всех стран,% | Регион |
| США | 57,1 | Северная Америка |
| Канада | 2,0 | |
| Мексика | 0,8 | |
| Итого: | 59,9 | |
| Великобритания | 16,9 | Европа |
| Германия | 8,5 | |
| Франция | 2,0 | |
| Швейцария | 1,7 | |
| Нидерланды | 1,4 | |
| Австрия | 0,7 | |
| Бельгия, Кипр, Дания, Финляндия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Польша, Словения, Испания, Швеция и Турция | Менее 0,4 каждая | |
| Итого: | 34,0 | |
| Австралия | 1,1 | Страны других регионов |
| Япония | 1,0 | |
| Бермуды | 0,5 | |
| Южная Африка | 0,5 | |
| Индия | 0,4 | |
| Афганистан, Американские Самоа, Аргентина, Атлантический океан, Бразилия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская республика, Гватемала, Гонконг, Израиль, Малайзия, Марокко, Новая Зеландия, Перу, Россия, Сингапур, Тайвань и Уганда | Менее 0,4 каждая | |
| Итого: | 6,2 |
Выяснилось, что рассматриваемые компании имеют не только различное географическое месторасположение, но и различный масштаб своей деятельности. Так, почти 60% из них являются либо интернациональными, либо глобальными (см. рис. 2).

Рис. 2 Географические масштабы компаний(на основе опроса 1102 респондентов)
В выборке участвовали представители самых различных стран, поэтому неудивительно, что многие из них работают в очень крупных компаниях. Средний годовой доход организаций составляет около 800 млн. долл.
Таблица 3. Распределение компаний по доходам.
| Годовой доход компании, млн. долл. | Кол-во компаний | % |
| Менее 0,5 | 31 | 3,3% |
| От 0,5 до 1 | 22 | 2,3% |
| От 1 до 20 | 99 | 10,5% |
| От 20 до 100 | 113 | 12,0% |
| От 100 до 500 | 147 | 15,7% |
| От 500 млн. до 1 | 97 | 10,3% |
| От 1 до 15 | 265 | 28,2% |
| От 15 до 25 | 45 | 4,8% |
| От 25 и больше | 120 | 12,8% |
| Всего: | 939 | 100,0% |
Компании, сотрудники которых участвовали в данном исследовании, имеют не только высокие доходы, но и немалое количество сотрудников. Трудно сказать, является ли такая выборка (крупные компании) является репрезентативной на рынке в целом, но обнаруживаются определенные различия в опыте и предпочтениях крупных компаний по сравнению с мелкими. В анализе, учитывающем размер организации, применяется группировка по трем группам сотрудников. Необходимо отметить, что в компаниях с числом сотрудников более 10 тысяч количество участников опроса гораздо выше, чем из тех компаний, где персонал составляет менее тысячи человек.
Таблица 4. Сравнение компаний по количеству
сотрудников.
| Общее число сотрудников компании | Кол-во компаний | % | Аналитическая группа |
| 1—24 | 33 | 3,2% | Небольшое количество (27,8%) |
| 25—99 | 40 | 3,9% | |
| 100—249 | 57 | 5,6% | |
| 250—499 | 70 | 6,9% | |
| 500—999 | 83 | 8,2% | |
| 1000—2499 | 116 | 11,4% | Среднее (32,4%) |
| 2500—4999 | 107 | 10,5% | |
| 5000—9999 | 107 | 10,5% | |
| 10 000—24 999 | 124 | 12,2% | Большое (39,8%) |
| 25 000—49 999 | 118 | 11,6% | |
| 50 000—99 999 | 85 | 8,3% | |
| 100 000 и больше | 78 | 7,7% | |
| Всего | 1 018 | 100,0% |
Вертикальные рынки
В ходе исследования было обнаружено, что частота использования OLAP существенно меняется внутри вертикального рынка.

Рис. 3 Интенсивность использования OLAP по отраслям (вертикальному рынку)
Факторы выбора продукта
Участникам исследования задавался вопрос: что, по их мнению, повлияло на перечень продуктов, которые они рассматривали? Перечислим ответы в порядке убывания степени влияния выявленных факторов (за первый из них высказалось 46% респондентов, а за последний отмечен 8%).
- Аналитическое исследование.
- Предыдущий опыт.
- Интернет исследование.
- Совет консультанта.
- Продукт уже
где-то в организации использовался. - Статьи в прессе и знакомство с различными бизнес-ситуациями
- Торгово-промышленные выставки, конференции и выставки.
- Посещение семинаров поставщика.
- Устные рекомендации.
- Реклама.
- Связь с другим приложением
- Виртуальные семинары.
- Рассылки и маркетинговые материалы поставщика.
Выяснилось, что важнее всего оказалось влияние аналитиков — в результате выявился список самых популярных аналитических компаний (в порядке убывания, исключая тех, кого назвал только один процент респондентов):
- Gartner.
- The OLAP Report.
- META Group.
- The Data Warehouse Institute.
- Forrester Research/Giga Information Group.
- IDC.
- BARC.
Далее респонденты были опрошены на предмет факторов, сыгравших основную роль при выборе OLAP-продукта. Для разных продуктов это были разные факторы; например, в некоторых случаях на первом месте была цена, а в других функциональность.
Ниже приведены десять основных факторов выбора продуктов (в порядке убывания):
- Функциональность.
- Простота использования.
- Интеграция с уже используемыми продуктами.
- Цена.
- Производительность.
- Корпоративный стандарт.
- Простота использования для разработчиков приложения.
- Связь с другим продуктом.
- Возможность одновременной поддержки большого количества пользователей.
- Большие возможности обработки данных.
Однако, как показало дальнейшее исследование, этот подход не лучший
способ выбора продуктов, и поэтому мы рекомендуем другой порядок,
в основе которого лежит корреляция между успехом проекта и методами
выбора продуктов. Интересно, что основные два критерия (которые
[1] Shelfware (от англ.
«shelf» —
Автор: Найджел Пендз (Nigel Pendse) Подготовлено по материалам <a href="http://www.olapreport.com/">The OLAP Report</a>