Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Доставка OLAP-отчетов удаленным пользователям

Введение

Укрупнение бизнеса, расширение региональных сетей современных предприятий, развитие электронной коммерции и медиа-технологий делает все более актуальной задачу доставки информации и отчетов удаленным пользователям. При этом преследуются следующие цели:

  • обеспечение корпоративными отчетами сотрудников филиалов, представительств, торговых агентов;
  • информирование дилеров, контрагентов о текущих ценах и т.д.;
  • распространение статистической и другой информацией подписчиков информационного сервиса.

Задача доставки информации решается по-разному. Существуют классические способы: пользователям отправляются либо фиксированные отчеты (например в формате Excel или PDF), либо слабоинтерактивные (например html-страницы с возможностью ввода параметров).
Поставщики более мощных средств репортинга — OLAP-инструментов также предлагают свои решения в виде дорогостоящих и тяжелых корпоративных порталов или серверов рассылки (broadcast servers).
Ниже будет приведено несколько вариантов решения этой задачи с использованием недорогих и простых инструментов Аналитической платформы «Контур».

Микрокуб

Решения по доставке отчетов и распространению информации Аналитической платформы «Контур» базируются на концепции микрокуба «Контур». Микрокуб «Контур» — это многомерная база данных, в которой данные и метаданные, содержащие описание серии отчетов сохраняются в сжатом до 40 раз виде. Это позволяет рассматривать его как мобильный контейнер отчетов, которые могут быть показаны пользователю универсальными программами. Микрокуб передается по различным протоколам (http, ftp, файл), за счет чего можно создавать гибкие схемы доставки.

Генератор микрокубов

Для генерации микрокубов используется программа Контур Генератор кубов. Это утилита командной строки, которая принимает на вход сценарий, в виде XML-файла, содержащего:

  • запрос к базе данных;
  • ссылку на шаблон микрокуба;
  • перечень внешних параметров запроса;
  • мастер поле – поле, каждое уникальное значение которого является фильтром и порождает отдельный микрокуб.

Генератор кубов может запускаться вручную, по расписанию, по событию или же, в результате выполнения диалога пользователя на странице сайта.


Пример сценария:

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<?ContourCube Sript version="1.2"?>

<!--This example shows how to generate a microcube from a DBF table
with the parameter filtered data by DATE field value
Running the script without a parameter value causes usage of default value

Usage: 
 CubeMaker -f '01.01.2000' -t '01.01.2001' date.xcube

Note: The date format depends on your machine locale settings

(c) 2002, 2003 Intersoft Lab-->

<MicroCubeScript encoding="utf-8">
 <SourceMicrocube> ../TEMPLATES/sales.cube </SourceMicrocube>
 <DestMicrocube> sales.cube </DestMicrocube>
  
<DataSource code="Sales">  
     <Type> LocalTable </Type> 
  </DataSource>
  
<Query>
   <DataSource> Sales </DataSource>
    <SQL> SELECT * FROM '../DATA/Sales.dbf' </SQL>
  </Query>

<Parameters>
  <Parameter code="f">
    <Field> SALEDATE </Field>
     <Operator> &gt;= </Operator>
     <Value> '01.01.1999' </Value> 
  </Parameter>
  
<Parameter code="t">
     <Field> SALEDATE </Field>
     <Operator> &lt;= </Operator>
     <Value> '01.01.2000' </Value> 
  </Parameter>
</Parameters>

</MicroCubeScript>
  

Примеры вызова:

CubeMaker -f '01.01.2000' -t '01.01.2001' date.xcube

Этот вызов создаст микрокуб sales.cube, содержащий данные о продажах с 01.01.2000 года по 01.01.2001 года.

 

CubeMaker -f '01.01.2000' -t curdate date.xcube

Этот вызов создаст микрокуб sales.cube, содержащий данные о продажах с 01.01.2000 года по текущий день.

Публикация отчетов в локальной сети

Рассмотрим схему, в которой микрокубы публикуются внутри локальной сети в каталогах для конечных потребителей отчетов.


Рис. 1. Публикация отчетов в локальной сети

В сценарии генерации микрокубов в качестве целевого каталога указан:

<DestMicrocube> e:\sales_department\cubes\sales.cube </DestMicrocube>

В результате выполнения этого сценария будет создан или обновлен микрокуб sales.cube в каталоге отдела продаж.

Пользователи могут сохранить ссылки на конкретныые микрокубы в списке Фаворитов   в программе Контур OLAPBrowser и выпускать отчеты регулярно. По такой технологии можно обеспечить даже работу, близкую к режиму реального времени.

Эта схема подходит для решений в рамках центрального офиса. Потребителями отчетов могут быть сотрудники различных отделов.

Публикация отчетов на сайте

Рассмотрим схему, в которой микрокубы публикуются на сайте для конечных потребителей отчетов.


Рис. 2. Публикация отчетов на сайте

В этой схеме микрокубы, сгенерированные по сценарию, размещаются на сайте. В свою очередь, на странице добавляются соответствующие ссылки на эти микрокубы. Например ссылка «Продажи с 01.01.2000 по текущий день» указывает на URL файла микрокуба — http://www.mysite.com/cubes/sales.cube. Щелкая по такой ссылке, пользователь, на компьютере которого установлена программа Контур OLAPBrowser, получает серию интерактивных отчетов, содержащихся в микрокубе.

Эта схема подходит для Intranet-решений. Потребителями отчетов могут быть сотрудники центрального офиса и удаленных филиалов.

Рассылка отчетов по почте

В следующей схеме микрокубы генерируются по расписанию и рассылаются по почте.


Рис. 3. Рассылка отчетов по почте

В отличие от предыдущего варианта, здесь добавляется произвольная программа генерации почтовых сообщений. В случае когда количество микрокубов невелико и рассылка выполняется нечасто, можно отправлять файлы микрокубов вручную.

Эта схема подходит для рассылки корпоративной отчетности, а также для продажи информации подписчикам, передачи контрагентам и акционерам.

Интерактивная заявка на отчет

Рассмотрим схему, в которой пользователь, заказывает генерацию микрокуба при помощи диалога.

 

Рис. 4. Интерактивная заявка на отчет

На Web-странице пользователь указывает свой электронный адрес, вводит необходимые параметры, после чего нажимает кнопку «Заказ». В результате на сайте выбирается один из заранее созданных сценариев (например «Продажи по регионам» или «Продажи по кварталам»), формируются его параметры и запускается Генератор кубов.

Эта схема представляет собой комбинацию Intranet-решения и рассылки по почте. Потребителями отчетов могут быть как сотрудники центрального офиса и удаленных филиалов, так и внешние по отношению к корпорации пользователи.

Заключение

Отчеты, содержащиеся в микрокубах, могут доставляться различными способами. Причем, помимо вышеперечисленных схем, применяются и другие, созданные с учетом конкретных задач, существующих информационных инфраструктур. Аналитическая платформа «Контур» благодаря своей модульности и простоте, предлагает гибкий подход к технологии дистрибуции отчетов. В описанных решениях применяется только два продукта из линейки, тогда как использование всех продуктов позволяет строить и более сложные решения.

Автор: Владимир Некрасов, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab