Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Примеры реализации ФСА

По мере развития инструментов, позволяющих упростить ввод и анализ данных, роль программного обеспечения для функционально-стоимостного анализа сводится к точному и эффективному моделированию деятельности организации и адаптации к происходящим изменениям.

При выборе программных средств необходимо учитывать множество параметров: организационную структуру компании, необходимый уровень детализации функции, подлежащей анализу, типы сортировок и группировок, реализованные в приложении, среду для создания отчетности и т.п.

На сегодняшний день на рынке представлено множество различных инструментов, предназначенных для выполнения функционально-стоимостного анализа. Все чаще для реализации ФСА применяются OLAP-средства и Хранилища данных, дающие дополнительные возможности по представлению и анализу информации. Наличие аналитических функций нередко становится важным критерием выбора наиболее подходящего ПО.

Рассмотрим кратко характеристики нескольких продуктов, предлагающих функции ФСА.

Решение Activity Analysis от компании ALG Software

Activity Analysis – Web-приложение для функционально-стоимостного анализа, предназначенное для управления расходами и повышения доходность компании. Этот продукт входит в состав пакета приложений EPO Suite компании ALG Software. Activity Analysis использует вычислительный сервер ALG (calculation engine), который может эффективно обрабатывать большие модели.

Activity Analysis предоставляет оптимальный набор функций, в том числе:
  • Многомерные, выполняемые за один шаг распределения затрат. Многомерный анализ расходов обеспечивает точное распределение издержек по нескольким представлениям объекта затрат одновременно, представление комбинации затрат в едином многомерном виде. В Activity Analysis используется множество измерений для объектов затрат, а также специальные измерения «Versions» («Версии») и «Periods» («Периоды»), позволяющие пользователю анализировать расходы и прибыли по любым периодам или подпериодам. Кроме того, реализована функция анализа изменчивости.
  • Повторяющиеся перераспределения затрат.
  • Наследование бизнес-правил.
  • Возможность оперативного контроля (Tracability) со стороны пользователя. Контроль данных осуществляется путем выполнения перераспределений, перед началом вычислений выполняется полная проверка.
Можно выделить следующие достоинства продукта:
  • Web-реализация. Activity Analysis развертывается в среде Web, тем самым обеспечивается взаимодействие пользователей при выполнении функционально-стоимостного анализа или менеджмента. Клиентская часть приложения через браузер взаимодействует с серверным компонентом через Internet или Intranet. Web реализация существенно сокращает затраты на техническую поддержку, при этом доступ к данным ФСА предоставляется более широкому кругу сотрудников, не требуется установка специального ПО на клиентских местах. В результате, все изменения сразу же становятся доступными для остальных пользователей.
  • Удобство использования. Приложение предоставляет «дружественный» интерфейс, позволяющий быстро осваивать создание моделей и отчетов. Применяются простые табличные экраны ввода и анализа данных, редактирование методом drag-and-drop.
  • OLAP-функциональность. Ядром пакета приложений EPO-Suite является многомерная база данных, обеспечивающая широкий набор аналитических функций. Данные можно анализировать по множеству измерений, встроены возможности агрегирования. За счет применения реляционной технологии оперативной аналитической обработки (ROLAP) Activity Analysis позволяет пользователям выполнять продольные и поперечные срезы (slice and dice) и детализацию (drill down), а также анализировать данные любым удобным способом с помощью динамических графиков и диаграмм.
  • Архитектура. В основе аналитической платформы лежит трехуровневая архитектура с открытой базой данных, реализованная в соответствии со стандартизованными технологиями. Благодаря этому осуществляется быстрый доступ к транзакционным системам и другим источникам данных. Архитектура масштабируется для больших групп пользователей.
  • Интеграция с наиболее популярными базами данных, ERP-системами, бухгалтерскими программами и системами обработки транзакций легко осуществляется â ðåçóëüòàòå ïðèìåíåíèÿ комбинации самых современных технологий и стандартизованных протоколов.
  • Перенос существующих ABМ-моделей в Activity Analysis. Реализовано средство, преобразующее существующие ABМ-модели в формат Activity Analysis.
  • Защита. Мощные механизмы защиты и управления гарантируют, что пользователь может просматривать и обновлять только те разделы системы, за которые он отвечает.

Решение Activity-Based Management от компании SAS

SAS Activity-Based Management – программное обеспечение для функционально-стоимостного управления.

C помощью SAS Activity-Based Management можно âûïîëíÿòü следующие задачи:

  1. Выявлять наиболее и наименее выгодные продукты, каналы сбыта и клиентов.
  2. Определять, какие факторы оказывают положительное влияние на прибыльность компании, а какие отрицательное.
  3. С высокой точностью прогнозировать затраты, прибыли, требования к ресурсам, возникающие в результате изменений объемов производства, организационной структуры и стоимости ресурсов.
  4. Определять основные причины плохого финансового состояния.
  5. Отслеживать расходы по функциям и рабочим процессам;
  6. Обеспечить менеджеров средствами анализа расходов с целью повышения эффективности работы в целом.

Стоит также отметить следующие основные характеристики продукта:

  • Удобный интерфейс, упрощающий доступ к финансовой информации для принятия решений.
  • Мощные аналитические инструменты и средства создания отчетности, необходимые для исследования ФСА-моделей.
  • Набор функций для бизнес-моделирования, архитектура, обеспечивающая масштабирование моделей.
  • Возможность использовать основные инструменты Хранилища данных.

Приложение Stratum от компании Silvon

Компания Silvon Software предлагает набор аналитических приложений Stratum Suite, реализованный на единой платформе. Технология DataTracker включает в себя реляционное Хранилище данных, OLAP-процессор, встроенный планировщик и специальные средства, предназначенные для извлечения, преобразования и загрузки данных в Хранилище для последующей аналитической обработки (из ERP, CRM и других web-систем обработки транзакций).

Модуль Profitability Performance Management помогает оценивать расходы по всем функциям внутри организации, в том числе по производству и распространению продукции, обслуживанию клиентов, маркетингу и продажам. Каждая функция связана с одним или несколькими продуктами или клиентами, за счет этого удается оценить чистую прибыльность каждого конкретного изделия или выгодность того или иного заказчика. Такая информация способствует принятию стратегических решений (например, касающихся ценовой политики или распределения ресурсов), направленных на повышение эффективности и прибыльности бизнеса.

Кроме того, приложение предназначено и для функционально управления. Выявив функции, добавляющие и не добавляющие ценности продукции, сравнив бюджетные затраты с реальными расходами, менеджер получает необходимую информацию для принятия соответствующих мер по совершенствованию бизнес-процессов.

Продукт позволяет организации решать следующие задачи.

1. Оценить выгодность клиентов:

  • выявить и классифицировать наиболее и наименее выгодных клиентов (группы клиентов), а также те функции, за счет которых повышается или понижается прибыльность;
  • проанализировать, какие функции, относящиеся к обслуживанию клиента, оказываются самыми невыгодными, и сравнить со средними показателями;
  • оценить прибыльность продуктов, покупаемых каждым из клиентов, с тем, чтобы рекомендовать в дальнейшем самые выгодные товары;
  • выявить тенденции к понижению доходов внутри определенных сегментов клиентского рынка или отдельных регионов и те функции, которые влияют на прибыльность этих сегментов.

2. Оценить выгодность продукции:

  • классифицировать продукты по прибыльности;
  • проанализировать функции по каждому продукту, и сравнивать со средними показателями;
  • оценить чистую прибыльность каждой категории (а также продуктов внутри категорий), с тем, чтобы выявить тенденции и повысить доходность по категории в целом;
  • оценить расходы по функциям в течение конкретного временного промежутка и сравнить с бюджетными показателями, чтобы обнаружить возможные отклонения.

3. Оценить эффективность управления:

  • определить, какие функции управления требуют максимальных затрат и откорректировать эти издержки;
  • определить, для каких отделов компании характерны максимальные расходы (по конкретной функции) и каким образом можно сократить или минимизировать такие затраты;
  • сравнить расходы по оборудованию, заводам, складам и отделам, чтобы понять, какие подразделения компании укладываются в предполагаемые издержки, а какие нет;
  • сосредоточить усилия на повышении эффективности управления в тех сферах, где нет ожидаемой прибыли;
  • проанализировать отклонения в бюджете по сравнению с реальными доходами по разным измерениями (в том числе по группам ресурсов, функций и объектов затрат);
  • определить, с какими продуктами или функциями связаны эти отклонения.

Заключение

Как видно из этого краткого обзора, большинство ФСА-приложений обеспечивает достаточно широкую функциональность в плане учета затрат по функциям, продуктам, клиентам и т.п. На наш взгляд, и как показывает проведенное нами исследование, полностью раскрыть свой потенциал метод ФСА может исключительно с помощью Хранилищ данных/OLAP - применение этих технологий обеспечивает пользователю все необходимые аналитические возможности.