Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Польза от использования средств визуализации

Третья статья посвящена одному из направлений развития технологии BI,
которое было упомянуто в первой статье рубрики, - визуализация информации.
Автор рассматривает преимущества и недостатки визуализации, а также перспективы
ее дальнейшего развития.

Графики, схемы, анимация и прочие способы визуального представления информации могут быть чрезвычайно полезны там, где невозможно добиться требуемого эффекта при помощи электронных таблиц.

Очевидно, идея визуализации данных не нова, а ее воплощение не представляется чем-то сверхсложным. Специальные формы, используемые компьютером, достаточно распространены и появились еще 20 лет назад. Еще в 1786 году шотландский экономист Уильям Плэйфейр (William Playfair) сказал, что коммерческие сделки вполне можно представить графически; он уже тогда верил, что придуманные им временные ряды (time series) и гистограммы могут существенно облегчить жизнь предпринимателям.

Однако, несмотря на то, что простейшие виды визуализации данных появились достаточно давно, ее использование лишь набирает силу. Для большинства компаний "данные" - это просто цифры, а анализ - процесс отсеивания этих цифр и различного рода манипуляции с ними для получения наибольшей наглядности. Никто не стремится представить показатель прибыли в виде трехмерной круговой диаграммы, потому что вполне достаточно одной цифры - суммы в долларах.

Тем не менее в компаниях постоянно жалуются на то, что собирают гораздо больше данных, чем могут проанализировать; а это только "на руку" разработчикам средств визуализации. "Наша основная задача, - говорит Эндрю Кардно (Andrew Cardno), финансовый директор и учредитель Compudigm International Ltd., - представить данные в такой форме, чтобы люди менее чем за 3 секунды могли осмыслить 10000 информационных единиц".

Стоит заметить, что визуализация направлена не только на совершенствование техники анализа. В некоторых случаях она может даже замещать его. "Если вы берете данные из нескольких источников и изображает их в виде обычного линейного графика, а он резко идет вниз, - говорит Джим Белл (Jim Bell), руководитель финансового отдела компании Huntsman, - вам становится понятно: дела плохи. Иными словами, вы уже знаете о наличии проблемы, не проводя никакого анализа".

В этом заключается главный аргумент сторонников средств визуализации: они помогают использовать врожденную способность нашего мозга работать со зрительными образами. "Если ваша цель - выжить, - говорит Эндрю Ло (Andrew Lo), директор лаборатории финансового инжиниринга (Laboratory for Financial Engineering, LFE) Массачусетского технологического института, - что может быть важнее, чем возможность "отделить зерна от плевел", друзей от врагов? Эволюция распорядилась так, что мы лучше всего воспринимаем именно визуальные объекты".

По словам Эндрю Ло, даже для аналитиков из числа "заядлых" любителей электронных таблиц анализ всех данных, касающихся определенной области бизнеса, может оказаться непосильной задачей. Что же касается работников сферы торговли, маркетинга и многих других отраслей, то все, что им необходимо - так это визуальное представление информации. Компании, которые осуществили инвестиции в средства визуализации, признаются, что одно из ключевых преимуществ этой технологии - отсутствие необходимости в дополнительной подготовке.

Любая картинка содержит целую историю

Несмотря на то, что наиболее сложные способы визуализации данных в основном используются для решения задач естественных наук (биология, медицина, антропология, социология и т.д.), а также в системах автоматизированного проектирования, эта технология может в скором времени найти применение и при отображении финансовых данных.

Исследователям лаборатории финансового инжиниринга удалось построить инструмент визуализации, с помощью которого можно осуществлять анализ рисков, представляя средние величины, отклонения и ликвидность различных капиталовложений в виде трехмерного пространства, которое, согласно Эндрю Ло, имеет некое сходство с Сиднейским оперным театром.

Аналитик может перемещаться по этому пространству и видеть "горячие точки", признаки неконтролируемого риска, которые обозначаются, например, ярко-красным цветом на общем (голубом) фоне. Как и при использовании большинства других способов визуализации, пользователь может подробнее остановиться на той или иной точке и "углубиться в нее", пытаясь определить, почему же данное капиталовложение столь рискованно.

В рамках другого проекта была поставлена задача создания модели работы финансовых трейдеров. По оценке руководителя этой лаборатории, для трейдеров, как правило, требуется достаточно много времени, прежде чем они могут извлекать необходимую информацию, анализируя десятки показателей, отображаемых на различных дисплеях.

Разработчики надеются, что им удастся представить текстовые и числовые данные, которые трейдеры вынуждены созерцать целый день, в виде пиктограмм или простых графических объектов. В этом случае (Эндрю Ло шутит лишь отчасти) даже смышленый 13-летний подросток сможет стать трейдером. "Подобный подход мог бы полностью изменить отношения к средствам визуализации как к чему-то, что просто "неплохо было бы иметь", - говорит он.

Эндрю Ло ссылается на тот факт, что большинство корпоративных управляющих в США не уделяют должного внимания средствам визуализации. В фармацевтической компании GlaxoSmithKline (Лондон), по словам администратора web-сайта и директора ChemInformatics Францеса Стюарта (Frances Stewart), "работники настолько любят "поразвлечься" с инструментами визуализации, что мы просто не в состоянии обеспечивать необходимую скорость загрузки данных". Однако на каждую такую компанию приходится более десятка таких, в которых средства визуализации считают ненужным излишеством.

"Это похоже на путешествие в Лас-Вегас, - говорит Томас Уэтерфорд (Thomas Weatherford), финансовый директор калифорнийской компании Business Objects, занимающейся разработкой BI-инструментов и и приступившей к внедрению базовых средств визуализации в собственном департаменте финансов. - Простые формы визуализации, реализуемые посредством инструментальных панелей, могут быть достаточно полезны, но для серьезного анализа одних визуальных представлений недостаточно".

Раскрасить Мир

Пол Е. Мартин (Paul E. Martin), вице-президент и исполнительный директор чикагской корпорации Beverage Can Americas (подразделение лондонской компании Rexam Plc), верит в возможности визуализации данных. Но и он соглашается, что оно не должно быть слишком сложным.

В рамках программы по внедрению электронного обслуживания бизнес-процессов ("E-enablement" project), тысячи сотрудников компании Beverage Can Americas теперь могут работать с инструментальными панелями и информационными таблицами scorecard. Иными словами, каждый работник видит ряд имеющих отношение к его работе показателей, помеченных зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, являются ли они удовлетворительными, неудовлетворительными или в находятся в пограничном состоянии.

Несмотря на то, что эта система не позволяет "баловаться" с данными, по словам Пола Мартина, ее ценность трудно переоценить. "Если объекты визуализации не стали бы доступны пользователям, - говорит от, - нам бы пришлось рассчитать все показатели в нерабочее время с использованием электронных таблиц и факсов, чтобы люди не забивали голову цифрами".

В настоящее время данные извлекаются из различных оперативных систем. Затем информация сжимается, позволяя быстро получать различные визуальные представления, например, уровня запасов, цен на сырье, объема заказов, проверок качества и т.д.

При этом используется программное обеспечение корпорации Cognos, разработавшей компонент Visualizer в составе своего комплексного инструментального набора Business Intelligence.

Однако Дон Кэмпбелл (Don Campbell), вице-президент Cognos по развитию новой продукции и технологий, допускает, что технология визуализации данных по-прежнему является чем-то таинственным. "После того, как компании начинают ее использовать, они уже не могут понять, как они раньше без нее обходились, - говорит он. - Но люди редко решаются использовать визуализацию, не увидев ее в действии где-то еще".

Почти все компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения в области BI, бюджетирования/прогнозирования, предлагают по сути устаревшие инструменты визуализации: графики, панели инструментов, цветовое отображение показателей и т.п. Компания Cognos, в дополнение к перечисленным средствам, предлагает анимацию, многомерное представление данных (multimetric displays) и построение схем; менее крупные компании, такие, как Spotfire, Visual Insights и Illumitek, создали еще более сложные формы визуализации.

Продукт see-Power компании Compudigm трансформирует в графические изображения не только структурированную информацию (например, финансовые данные), но и неструктурированную. Корпорация Cedar Enterprise Solutions использует программное обеспечение Compudigm как компонент собственного решения, предназначенного для графического представления рекламного продвижения товарного ассортимента компании. Благодаря этому работники компании могут понять, совпадает ли мнение людей об их продукции с их целями.

Компания Compudigm начинала свою деятельность в сфере азартных игр, помогая управляющим казино анализировать использование игровых автоматов для их оптимального размещения. С течением времени компания перешла к предоставлению более широкого спектра услуг в сфере розничной торговли, а также финансовых и телекоммуникационных услуг, помогая организациям анализировать данные о клиентах.

Одной из областей, подходящих для использования инструментов визуализации, является сфера трудовых ресурсов. Руководство Compudigm утверждает, что разработанное компанией программное обеспечение может обрабатывать тысячи резюме по ряду критериев, таких, как зарплата или издержки, облегчая их сортировку.

Например, не является ли показатель текучести кадров для той или иной должности слишком высоким, и есть ли в этом какая-то связь с объемом расходов на обучение? Использование средств визуализации может быть чрезвычайно полезно в случаях, когда для принятия решения необходимо быстро проанализировать совокупность количественных и качественных показателей, рассредоточенных по разным компьютерам и системам в пределах организации.

Пожалуй, ни у кого не вызовет сомнений, что при помощи визуализации можно ознакомиться с достаточно простой информацией, просто бросив на нее взгляд. Компания Ambient Devices разработала ряд беспроводных устройств, в частности, ручек и наручных часов, которые светятся, меняют цвет или подают иные сигналы при изменении состояния объекта. Начиная с доходности портфеля ценных бумаг и заканчивая состоянием здоровья пожилого родственника или счетом матча, данные приспособления могут быть настроены пользователем для постоянного слежения за той или иной информацией.

Визуализация также позволяет достичь "золотой середины" между простотой использования панелей инструментов и комплексным представлением многофункциональных данных научного характера.

Например, компания Cary, подразделение корпорации SAS Institute, осуществляет производство так называемых "стратегических схем" ("strategy maps"), которые связывают стратегические цели компании и "голые" числа, помогая увидеть, соответствуют ли внутренние процессы организации выбранным глобальным направлениям развития. Подобная функция является составной частью программы по управлению эффективностью корпорации, разработанной компанией SAS для поддержки систем сбалансированных оценок (Balanced Scorecard, BSC) и других подобных решений.

"Компании все больше сосредотачиваются на процессах, - замечает Джонатан Хорнби (Jonathan Hornby), член группы по глобальному маркетингу этой компании, - а лучший способ изучить и понять их - использовать схемы".

Он также ссылается на статью Роберта Каплана (Robert S. Kaplan) и Дэвида Нортона (David P. Norton) в Harvard >Business Review

Речь идет о встраивании упомянутых схем в программное обеспечение, с помощью которого можно собирать и анализировать данные из множества источников. Такой подход может быть очень полезен, так как в этом случае работники компаний могут даже не обращать внимание на значение показателей, которые наглядно изображаются с помощью средства визуализации.

"С одной стороны, средства визуализации борются за существование, пытаясь добиться более широкого признания, - говорит Роберт Моран (Robert Moran), вице-президент и управляющий директор компании Aberdeen Group (Бостон). - С другой - прослеживается тенденция интегрирования этих инструментов в различные продукты, и поэтому само их существование воспринимается как само собой разумеющееся".

Несмотря на это, Роберт Моран уверен, что скоро визуализация станет более востребованной, главным образом благодаря растущей потребности в быстром реагировании на огромный поток информации в режиме реального времени.

Производительность также играет важную роль. По мнению Габриэля Фукса (Gabriel Fuchs), менеджера отдела маркетинга и продаж компании LaSuisse Insurance (Швеция), программы визуализации (разработанные корпорацией Spotfire) идеально подходят работникам, которые не слишком хорошо разбираются в компьютерах. "А специалисты высокого класса, давно привыкшие к электронным таблицам, за 2 секунды могут выполнить то, что должно делаться за 20 минут", - говорит он.

Визуализация, похоже, способна коренным образом изменить традиционные представления.

Автор: Скотт Лейбс (Scott Leibs)