Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

OLAP для торговли

По определению OLAP (On-line Analytical Processing) - это технология комплексного многомерного анализа данных. На практике OLAP - это специальный способ подачи деловой информации руководителям, специалистам и аналитикам, предназначенный для поддержки принятия решений, лучшего понимания информации. Основная идея OLAP состоит в том, чтобы оперативно давать пользователю ответы на вопросы, возникающие у него в момент работы с данными.

OLAP-система позволяет пользователю в процессе анализа информации обобщать данные, углубляться в детали по интересующим направлениям, фильтровать, сортировать и менять группировки информации. В это время мгновенно пересчитываются промежуточные и окончательные итоги.

Основным инструментом манипуляции данными и просмотра данных служит динамическая электронная таблица, сами элементы которой - строки и колонки - являются инструментами управления. Перемещая строки и колонки, щелкая по ним, пользователь заставляет систему выполнять расчеты и показывать данные под другим углом. Это дает дополнительную свободу и оперативность руководителям и специалистам в получении необходимой для работы информации.

Данные торговых операций многомерны по природе. Каждую цифру характеризует, как минимум, информация о товаре и дате операции. К этим полям, в зависимости от специфики деятельности, прибавляется место продажи, контрагент, менеджер и т.п. Поэтому для исследования данных, для комплексного анализа торговой деятельности идеально подходят инструменты OLAP-анализа.

В данной статье рассматриваются возможные задачи анализа в торговле, эффективно решаемые с помощью OLAP-инструментов. Рассказ проиллюстрирован реальными примерами применения OLAP в торгово-закупочной деятельности.

Анализ продаж

Традиционно в области торговли выделяются три направления деятельности и, соответственно, анализа: продажи (то есть клиенты), поставки и финансы. Начнем с первого и главного с точки зрения концепции управления - анализа клиентов.

Анализ структуры и динамики клиентской базы поможет в достижении двух основных целей клиентской стратегии предприятия: найти новые рынки, новых клиентов, не потеряв при этом старых. Менеджеры по продажам следят за динамикой продаж каждого из своих клиентов. Top-менеджмент оценивает продажи по категориям покупателей, корректируя маркетинговые усилия компании на рынке. Анализ структуры продаж может быть использован для формирования эффективных адресных предложений.

Данные о структуре продаж по клиентам также можно использовать для определения некоторого "ценза" для клиентов. Дело в том, что издержки обслуживания мелких клиентов могут превышать доход, получаемый от сотрудничества с ними. Поэтому некоторые компании устанавливают минимальную "планку" на сумму или количество товара единовременного заказа.

Торговые сети проводят анализ географии продаж (см. рис. 1, прим. ред.: здесь и далее для примеров предложены интерфейсы OLAP-систем "Контур Стандарт", разработки компании Intersoft Lab). Факторов, определяющих спрос в конкретном районе, много: наличие конкурентов, культурные особенности, климат и т.д. Анализ продаж по филиалам (магазинам) позволит нарисовать "картину спроса".



Рис. 1. Анализ динамики продаж по регионам

Данные о продажах пригодятся для оценки работы персонала. Анализируя информацию о результатах работы менеджера с разными категориями товаров/клиентов можно выявить возможную специализацию менеджера.

Анализ поставок

Отдел поставок, корректируя ассортимент и подбирая поставщиков, тоже стремится к максимально эффективной организации работы с клиентами.

Ассортиментные решения базируются на информации о структуре и динамике продаж (см. рис. 2). Здесь особенно важен всесторонний анализ, т.к. необходимо учесть все возможные взаимосвязи между товарами.

Рис. 2. Анализ структуры продаж в разрезе групп товаров

Важная характеристика товара - соотношение "цена/качество". Возвраты поставщикам и от покупателей помогут составить мнение о партнере и/или товаре. Для оценки партнерских отношений также полезно оценить надежность поставщика, например, по динамике поставок и/или цен.

Помимо стратегических задач отдел поставок выполняет регулярные рутинные функции по планированию объемов закупок. Борьба за высокое качество ежедневных решений, то есть их информационную обоснованность - это борьба за снижение издержек. Каждое такое решение подразумевает комплексную оценку динамики продаж, складских запасов и уровня цен.

Есть интересный пример использования информации о закупках для оптимизации затрат. Пятизвездочная гостиничная сеть оформляла номера букетами роз и тратила на это огромные суммы. Когда компания проанализировала свои закупки и поставщиков, оказалось, что розы закупаются у 1900 различных флористов. Было принято решение отказаться от множества поставщиков, выбрать одного и потребовать от него скидок за объемы. В результате чего и были сэкономлены миллионы.

Приведем еще один пример "из жизни", имевший место в компании, торгующей тканями. Определенный вид ткани на шторы пользовался большой популярностью. Магазины фирмы постоянно требовали ткань - компания закупала. Однако анализ складских остатков выявил большие остатки ткани этого вида. Оказалось, что склады были затоварены тканью красного цвета, в то время как популярностью пользовалась такая же по фактуре, но голубая. От закупок красной ткани этого вида отказались. Таким образом, анализ складских остатков послужил основой для коррекции ассортимента закупок.

Финансовый анализ

Финансовый анализ позволяет оценить состояние предприятия, эффективность деятельности. Ибо цель любого коммерческого предприятия, удовлетворяя потребности потребителей, получать прибыль.

Возможности OLAP-анализа в финансовой сфере могут использоваться для оценки взаимоотношений с контрагентами, состояния предприятия по активам и пассивам, контроля денежных средств на расчетном счету, в кассе.

Состояние взаиморасчетов покажет "проблемных" клиентов. Наиболее злостным неплательщикам в следующий раз откажете в скидке.

Анализ динамики оборотных средств позволит судить о перспективах развития компании. Структура оборотных средств даст "картину" финансового состояния предприятия на сегодня. Эта информация поможет определить источники финансирования будущих проектов.

Динамика движения денежных средств на расчетном счету и/или в кассе позволит выявить закономерности поступления/расходования средств. Такая информация может стать основой для финансового планирования. Если организация большая, анализ кассовых остатков проводится по кассам подразделений. Информация о тратах подразделений даст возможность провести сравнительный анализ расходования средств и, возможно, станет базой для оптимизации затрат.

Таким образом, состав задач показывает, что инструменты OLAP-анализа будут полезны как рядовым менеджерам для оперативной оценки, так и top-менеджерам для стратегического управления компанией. За счет оперативности и полноты информации, получаемой с помощью OLAP-инструмента, решения на всех уровнях управления принимаются своевременно и обоснованно.

OLAP-системы Контур для торговли

Задачи, рассмотренные в данной статье, решаются с помощью программного пакета "Контур Стандарт. Анализ для 1С:Торговля и Склад" разработки компании Intersoft Lab. Этот программный пакет представляет собой готовое аналитическое приложение для пользователей типовой конфигурации 1С:Торговля и Склад.

Но перечень задач, эффективно решаемых с помощью инструментов OLAP-анализа, не исчерпывается стандартными примерами данной статьи. Используя инструментальное средство разработки OLAP-приложений можно построить индивидуальную аналитическую систему любого предприятия. При этом будет учтена специфика организации источников данных (OLTP-систем, Хранилищ данных, таблиц Excel и т.д.) и аналитические потребности различных категорий пользователей.

Для создания OLAP-приложения пакета "Контур Стандарт. Анализ для 1С:Торговля и Склад" было использовано инструментальное средство "Контур Стандарт". Эта OLAP-система предоставляет прямой доступ к базам различных информационных систем, что обеспечивает широкое применение для предприятий различных масштабов и направлений деятельности. Запросы и отчеты создаются в визуальном интерфейсе, без программирования, что делает инструмент доступным для различных категорий пользователей.

Познакомиться с подробной информацией и получить демонстрационные версии систем "Контур Стандарт" и "Контур Стандарт. Анализ для 1С:Торговля и Склад" можно на сайте компании Intersoft Lab в разделе Продукты: http://www.iso.ru/products/products.html.