Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Управление эффективностью предприятия<br>Пример реализации технологии: Strategic Performance Management компании SAS

Третья статья обзора знакомит с подходами, реализованными одним из
поставщиков EPМ-решений, компанией SAS.

Введение

Технология World Wide Web навсегда изменила динамику бизнеса. Перед организациями открылись новые возможности и перспективы, новые рынки, однако именно Web-технологии выявили тот факт, что, несмотря на то, что деловой мир изменился коренным образом, многие компании еще недостаточно "выросли", чтобы отказаться от привычных бизнес моделей.

Чтобы идти в ногу со временем и отвечать задачам этой новой, движущейся со скоростью Web-а экономики, компаниям необходимо отбросить устоявшиеся, складывавшиеся десятилетиями бизнес-стереотипы. Они должны управлять всем предприятием и объединить организацию, клиентов и поставщиков в одном стратегическом поле зрения, охватывающем самый верхний уровень организации и ниспадающем по всем ее подразделениям.

Ниже приведены восемь основных стратегий, которые корпорации должны реализовать, чтобы выжить в сегодняшнем стремительно меняющемся деловом мире.

Сосредоточьте все операции в одном стратегическом поле зрения

Опыт краха интернет-компаний показал, что нереально заниматься бизнесом на одном желании и альтруизме. Правда жизни состоит в том, что разработка и управление стратегией в рамках всей организации является залогом рентабельности. Недостаточно успешно управлять функциональными подразделениями, уповая на то, что их индивидуальный успех скажется на работе всей корпорации. Менеджмент должен обозревать всю организацию, настроить все подразделения на более крупную перспективу успеха и поощрять отделы за их вклад в корпоративные показатели.

Действуйте заранее, а не реагируйте на события

Сократившийся бизнес-цикл требует более раннего осознания бизнес-возможностей и опасностей. Многие компании, опирающиеся на тактику реагирования по событиям, могут в последствие горько пожалеть о своей недальновидности.

Оставьте в прошлом разобщенность

Годами компании культивировали среди своих работников дух соперничества и независимости, награждая тех, кто добился высоких результатов на уровне своего отдела, и приветствуя увеличение производительности в одних подразделениях, даже за счет ее падения в других. Сегодня организации должны измерять производительность в более широком контексте, оперируя понятиями корпоративной перспективы. Отказ от "волчьих законов" также означает осознание того, что в формировании связей с каждым клиентом участвует множество "точек соприкосновения": маркетинг, продажи, внедрение и услуги.

Понимайте и используйте отношения

Вместо того, чтобы рассматривать процессы на уровне транзакций, организации должны управлять процессами на уровне отношений, обращая внимание не только на транзакции, но и на их динамику. Например, отслеживает компания результаты продаж или же пытается понять, кто является лучшим покупателем, каковы его мотивы, и что заставляет его покупать вновь и вновь?

Используйте лучшие методы

Только если полностью осознаны контекст и влияние предыдущей деятельности, можно рассчитывать на то, что вовремя будут замечены признаки будущих удач и провалов и задействованы знания работников всей организации. Успешная система позволяет работникам принимать эффективные решения, опираясь на предшествующий опыт.

Делитесь информацией

Чтобы обеспечить общее понимание бизнеса, необходимо, чтобы все работники компании, а также ее акционеры представляли всю картину, связи и то, какова роль каждого отдельного работника. Компании должны делиться такой информацией, чтобы она отражала цели на уровне организации и одновременно имела смысл для каждого подразделения и сотрудника.

Собирайте знания, а не просто данные

Организации манипулируют огромными объемами данных, которые охватывают повседневные операции. Куда уходят эти данные, и как они используются? Обычно эти данные собираются в операционных системах, которые непригодны для анализа и последующего использования его результатов при управлении эффективностью функционирования всего предприятия. Организации должны построить исчерпывающую бизнес-модель, которая свяжет информацию воедино и определит показатели на уровне процесса, функции и организации.

Принимайте решения, опираясь на глубокий контекст

Контекст - это все. "Правильное" решение, принятое с высоты 3 метров, может оказаться неверным, когда на него посмотришь с 3 километров. Решение, наиболее благоприятное для моей команды, может быть невыгодно твоей. Решение, благодаря которому проект не превысит отведенный бюджет, может отпугнуть потенциального клиента и, таким образом, в конечном счете, можно больше потерять, чем приобрести. Предприятия должны реализовать кросс-функциональную перспективу и полностью понимать контекст.

Совокупный результат реализации этих стратегий - среда, "созидающая стоимость": управление эффективностью предприятия (Enterprise Performance Management, EPM). EPM - это и стратегия, и процесс соединения традиционных бизнес измерений с нематериальными активами, как, например, потенциалом творческих работников, поведением клиента; совместными знаниями, присутствующими во всей организации; жизнеспособностью отношений с поставщиками.

Сегодня имеется целый ряд технологий, поддерживающих управление эффективностью предприятия. Ниже описаны бизнес требования и рекомендации по успешному развертыванию EPM-решения.

Шаги реализаций стратегий

Действие #1: Разверните ERP-решение

Такие решения опираются на существующие методики управления, как, например, сбалансированная диаграмма оценок (Balanced Scorecard). ERP-решения предоставляют "общую картину", которая охватывает всю "экосистему" организации, ее клиентов и поставщиков.

Бизнес-пользователи могут легко создавать и поддерживать схему ключевых показателей эффективности (key performance indicators), охватывающую каждый организационный уровень, начиная с самого верхнего и заканчивая самым нижним.

Действие #2: Реализуйте систему оповещения и стратегической обратной связи

Система оповещения и стратегической обратной связи не просто наблюдает за финансовой и операционной деятельностью, она интегрирует, анализирует и распределяет информацию, необходимую для поддержки управления эффективностью функционирования. Она связывает корпоративные данные воедино, что позволяет принимать решения своевременно, базируясь на улучшенной информации. Кроме того, такие системы предупреждают о возможности возникновения проблем или, наоборот, благоприятных условий - с помощью технологий Web, беспроводной связи, а также электронной почты. Таким образом, пользователи могут установить основные причины неурядиц и предпринять упреждающие действия, а не непосредственно реагировать на события.

Действие #3: Объедините приложения различных операционных подразделений

Недостаточно просто отправлять данные в смежные системы - компании должны интегрировать приложения различных функциональных подразделений, создав оболочку предприятия, которая поддерживает бизнес и информационную цепочки начисления стоимости.

Бизнес цепочки начисления стоимости (business value chains) обеспечивают прибыльность бизнес процессов без учета организационных границ. Информационные цепочки начисления стоимости (information value chains) обеспечивают пути, по которым информация движется вдоль бизнес цепочек начисления стоимости.

Эффективная EPM-система бесшовно интегрирует приложения, обслуживающие все функциональные области, в том числе финансы, управление отношениями с клиентами и поставщиками, управление кредитными рисками и человеческими ресурсами, IT.

Действие #4: Разверните системы, которые управляют отношениями, а не только транзакциями

Успешные компании уже не рассматривают свои отношения с поставщиками и клиентами просто как цепочку транзакций, они пытаются придать этим отношениям долгосрочный характер; для таких компаний - людские ресурсы не просто определенное количество служащих, а ценный капитал. Эффективная EPM-система отражает эту философию, опираясь на приложения, которые создают стратегические возможности при управлении этими отношениями.

Действие #5: Разверните "самонастраивающуюся", автоматически регулирующуюся EPM-систему

Чтобы непрерывно совершенствовать знания и опыт, наиболее мощные EPM-системы автоматизируют повторное использование информации о связанных бизнес-процессах. Это означает, что поскольку EPM-решение постоянно находится в состоянии автоматической оптимизации, оно обеспечивает гораздо более высокий уровень Business Intelligence по сравнение с прошлым.

Таким образом, возможность самонастройки позволяет компаниям действовать заранее, а не реагировать на события.

Действие #6: Установите мощную коммуникационную среду

Все работники компании, а также ее акционеры должны иметь представление обо всей организации. Следовательно, EPM-система должна "питать информационный банк компании", чтобы любой сотрудник смог узнать и понять, как различные процессы соотносятся друг с другом, и как они влияют на общую стратегию.

Таким образом, создав коммуникационную среду, для которой не существует организационных границ, EPM-решение способствует развитию в компании духа сотрудничества. В идеале, информация должна предоставляться через пользовательские порталы, так что пользователи смогут определить, какую информацию они хотели бы получать, когда и как: по электронной почте или мобильному телефону или же посредством Web-а.

Действие #7: Выберите EPM-систему, которая "осознано" соотносит данные

Поскольку мощная EPM-система может обращать к данным многочисленных платформ, информация должна быть соотнесена "в осмысленном виде". Успешное EPM-решение позволяет пользователям углубляться в проблемные области и определять, какие стратегии приводят к желаемым результатам, а не "бродить в чащобе" необработанных данных.

Действие #8: Разверните коллективное Хранилище данных и мощную технологию Data Mining

Чтобы действительно поддерживать принятие обдуманных решений, успешное EPM-решение должно обеспечивать контекст операционных функций. Следовательно, такая система должна иметь доступ к коллективному Хранилищу данных, которое поддерживает возможности Data Mining, а не обращаться поочередно от одного приложения к другому.

Реализация технологии EPM: Strategic Performance Management

Решение компания SAS - Strategic Performance Management - представляет собой комплект приложений, которые реализуют методику диаграммы сбалансированных оценок (Balanced Scorecard). Система состоит из Strategic Performance Management Map, которое используется для проектирования диаграмм сбалансированных оценок, и Strategic Performance Management COMPASS, предназначенного для просмотра состояния бизнеса, относящегося к определенной стратегии.

Первоначально создается простая диаграмма сбалансированных оценок с несколькими мерами в каждой перспективе. При этом информация может вводиться вручную, и, если полученный результат является приемлемым, сбор данных можно автоматизировать.

Как было указано выше, Strategic Performance Management Map - это среда разработки, в которой можно сконфигурировать шаблон, используемый для создания диаграмм сбалансированных оценок (см. рисунок 1).



Рис. 1. Strategic Performance Management Map

Пользователь может выбрать шаблон или существующую модель и углубиться в различные уровни. Для реализации стратегий отдела или отдельного работника можно начать с самого высокого уровня и создавать диаграммы сбалансированных оценок для различных организационных уровней.

В рамках каждой диаграммы сбалансированных оценок можно определять перспективы Financial (Финансы), Customer (Клиент), Process (Процесс), Learning (Обучение) вместе с ключевыми показателями. При этом можно создать так называемую стратегическую схему (strategic map); процесс работы со схемой является двунаправленным: любые изменения в таблицах отображаются на схеме и наоборот.

После того, как модель была создана и опубликована, она становится видимой для клиента Strategic Performance Management COMPASS. С помощью HTML/JScript-интерфейса можно проверять статус диаграммы сбалансированных оценок. К отдельным диаграммам сбалансированных оценок, стратегическим схемам, мерам можно обратиться, нажав на гиперссылку или иконку, и углубиться до необходимого уровня детализации (см. рисунок 2).



Рис. 2. Strategic Performance Management COMPASS

Помимо этого Strategic Performance Management COMPASS также позволяет обратиться к историческим данным. Эта информация, по причине больших объемов данных, не загружается автоматически с сервера на клиентские машины. Исторические данные позволяют выявить тенденции, которые, могут способствовать дальнейшему развитию диаграмм сбалансированных оценок.

Заключение

Известная пословица гласит: "Быстро, дешево, качественно. Выбери любые два".

Это - хорошая шутка, но вряд ли она подходит для современного бизнеса. Ни одна организация не может позволить себе роскошь пренебречь любой их этих характеристик. Бизнес, в конечном счете - это совместное достижение поставленных целей, которое основывается на понимании всех бизнес-процессов и связей. EPM-решения позволяют реализовать эту задачу, поскольку они раскрывают потенциал любой организаций. С помощью технологии EPM компании могут:

  • Управлять корпоративными стратегиями и всей корпорацией в целом.
  • Понимать и использовать внутренние и внешние отношения.
  • Коллективно использовать релевантную информацию во всех функциональных областях.
  • Улучшить общее управление материальными и нематериальными активами.

Автор: По материалам зарубежных сайтов