Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Движение и реальность сквозь призму BPM

В стадии формирования находится новая категория систем поддержки принятия решения. Поставщики средств бизнес аналитики (Business Intelligence, BI) называют такую технологию управлением эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BMP), они обещают, что такие решения обеспечат "аналитическое представление" обо всем предприятии в целом и объединят стратегию с деловой активностью.

Помните о реинжиниринге бизнес-процессов (business-process reengineering, BPR), так называемой информационной революции конца 90-х? Идея BPR послужила основанием для ожесточенной критики господствующего тогда представления о том, что компания - это не более чем совокупность отдельных бизнес функций. Сторонники BPR призывали рассматривать производство как ряд связанных преобразований входных факторов в выходные, когда преобразования именно соединяют различные функции, а не оперируют ими по отдельности.

Предназначение концепции BPR - повышение прибыльности и конкурентной способности. BPR опирается на анализ, который уже около десяти лет реализуется с помощью BI-приложений, относящихся к классу систем поддержки принятия решений. В настоящий момент разработчики и поставщики систем анализа данных продвигают идею управления эффективностью бизнеса, позиционируя ее как естественную преемницу Business Intelligence, заявляя, что эта технология может обеспечить исчерпывающее представление о бизнесе и, таким образом, выйдет за рамки класса операционных решений.

С помощью BPR вы рассматриваете последовательность организационных функций, которые задействованы в производстве, не теряя при этом их взаимосвязь: цепочки поставок (supply chain), цепочки начисления стоимости (value chain) и тому подобное. Эти модели цепочек совпадают с ориентацией процесса реинжиниринга бизнес-процессов. Кроме того, они уже приняты как основа приложений управления поставками, CRM, систем автоматизации продаж и маркетинга, финансовых решений и прочих программных продуктов, которые были разработаны для автоматизации отраслевой деятельности. Однако, "революционное дело" BPR остается незавершенным, потому что модели цепочек не могут предоставить полное, стратегически целостное представление о бизнесе. Ведь деятельность предприятия охватывает многочисленные процессы, образующие своеобразную мозаику, и хотя средства BI позволяют лучше понять отдельные процессы и даже оптимизировать их, им также нужно поддерживать всеобъемлющий анализ на уровне всего предприятия.

Основные технологии BI: очистка данных, управление метаданными, запросы и репортинг, OLAP, data mining, статистическая обработка и так далее - могут использоваться на различных уровнях. Организации могут применять средства BI и к Хранилищам данных, и к витринам данных, которые загружают данные из многочисленных, разрозненных источников.

Тем не менее, BI ассоциируется с информационными бункерами (information silos) - данные и анализ охватывают только часть деятельности компании. В ситуации, когда существует множество стандартов, и используются решения от различных поставщиков, для преодоления сложности согласования систем, лучше всего остановится на порталах, с помощью которых можно собирать корпоративную информацию, не прибегая к ее интегрированию.

Идеи управления эффективностью функционирования

Зрелость рынка средств BI определенно подталкивает поставщиков к продвижению технологии BPM, хотя таково и веление времени: повысить производительность и прибыльность. В компаниях полагают, что добиться поставленных целей: уменьшения расходов, увеличения производительности и сокращения продолжительности производственного цикла - можно вооружив своих сотрудников, на каждом организационном уровне, инструментами аналитики, объединив работу на местах с корпоративной стратегией, а также воспользовавшись технологиями прогнозирования и добавив средства аналитики в операционные системы, которые работают в реальном или близком к нему режиме времени. Хотелось бы также использовать операционные данные, объемы которых растут по экспоненциальной зависимости, оставаясь при этом, как было указано выше, лишенными какого бы то ни было принципа интеграции. Претворить эти планы в жизнь - задача BPM.

Работая на этой статьей, я обратился к шести ведущим поставщикам BI, чтобы выяснить, что они предлагают в области управления эффективностью функционирования. Кроме того, я изучил несколько исследований по этой теме, и пришел к следующему заключению: идея BPM в значительной степени находится в стадии становления, а признание этой технологии произойдет не ранее 2003 года.

Начнем с терминологии, используемой поставщиками и аналитиками: она нечеткая! (Ничего нового для IT-специалистов.) То, что большинство называют управлением эффективностью бизнеса (business Performance Management), некоторые величают управлением эффективностью корпорации (corporate Performance Management) без какой бы то ни существенной разницы по смыслу. Но не ищите реальных возможностей управления в этих приложениях: концепция BPM - это технология, которая осуществляет поддержку, но не автоматизацию эффективности функционирования.

Мне показалась, что терминология, принятая в SAS Institute, четкая и понятная. По словам руководителя отдела разработки решений стратегического управления, Джонатана Хорнби (Jonathan Hornby), нынешняя формулировка, стратегическое управление эффективностью функционирования, отражает способность приложения реализовывать стратегию на всех уровнях организации. В SAS Institute намерены предоставлять управление эффективностью предприятия (enterprise Performance Management), однако, заявлений о том, что эта технология уже реализована, пока не поступало - причина кроется в отсутствии полной интеграции возможности стратегического и операционного управления. Один из способов решения, над ним работают в SAS Institute, пытаясь ликвидировать эти пробелы - определить, как можно "питать" стратегии высокого уровня результатами операционного моделирования и прогнозирования. Другие поставщики также предлагают технологию, которая, в конце концов, возможно, будет реализовывать решения для предприятия, но в настоящий момент такие приложения просто не реальны.

Сосредоточие тенденций

Некоторые компании, особенно Hyperion Solutions, уже несколько лет предлагают возможности управления функционированием. Первоначально сфера действия этих приложений ограничивалась бюджетированием и финансами, затем их функциональность была расширена: появились управление производством, людскими ресурсами, CRM и так далее (в зависимости от поставщика). Их общая особенность - наличие функции определения "ключевых показателей эффективности функционирования" ("key performance indicators", KPIs) или "показателей" ("metrics"), то есть величин, которые либо вычисляются, либо получаются путем наблюдения, и позволяют понять требуемые рабочие характеристики.

Одних показателей недостаточно; измеренная эффективность работы должна сопоставляться со стандартными значениями или общеупотребительными базовыми параметрами. Величины для сравнения могут быть получены из различных источников, для которых контекст является ключевым.

Появление комплексных аналитических приложений, которые объединяют предопределенные показатели и структуры данных с библиотеками аналитических выборок конечного пользователя, способствует развитию идеи BPM. Эти приложения "затачиваются" под определенную функцию или отрасль и, кроме того, в ряде случаев включают управляемую аналитику. Почти каждый поставщик предлагает возможности высвечивания исключений (exception highlighting) и связывания отчетов (report linking). Мне нравится термин, предложенный Business Objects, - "интеллектуальная навигация" - он удачно передает смысл: это средство не только понимает аналитические технологии, но и предоставляет пользователю свободу анализа.

Некоторые другие поставщики, особенно Hyperion and SAS Institute, уже давно предлагают возможности расширенного управления и анализа данных, меняющихся во времени, в том числе и функцию прогнозирования, основанного на моделировании. Другие поставщики, например Cognos, усилили свою традиционные черты: легкость использования и доступность - добавив знание временного измерения. Ныне широко распространенная возможность управлять моделями и историческими данными в свою очередь позволяет применять "прогнозирующую аналитику", допуская определение различных сценариев "что-если".

BPM реализует ключевые показатели эффективности и возможность прогнозирования с помощью еще одной "новинки" BI: аналитических порталов и инструментальных панелей, основанных на таких методологиях, как диаграмма сбалансированных оценок (Balanced Scorecard) и Six Sigma, которые собирают и отображают показатели в визуально привлекательной форме. Нил Пейтил (Neil Patil), руководитель отдела маркетинга Brio Software, сравнивает их с широко распространёнными в прошлом представлениями Executive Information System (Исполнительная информационная система), которые в значительной степени были статическими. По его словам, сегодняшний интерфейс стал гораздо более интерактивным, поддерживает возможности пользовательского анализа с элементами исследования данных, в том числе создание производных величин и обеспечение SQL-взаимодействия (drill-through) с исходными данными.

Следовательно, BPM находится на стыке технологий BI, о которых шла речь выше, а также тенденций, не связанных с BI, например, возрождение архитектуры тонкого клиента и (относительно) широко распространенного появления Web-служб. С позиции BI и базы данных, BPM перенимает расчеты показателей, базирующиеся на сервере, и управление бизнес-правилами, которые совместно допускают обнаружение событий и предупреждение.

Парадоксы

Однако разработки BPM все еще носят чисто информативный и аналитический характер, скорее способствуя стратегическому управлению, но не автоматизируя его. Много говорят об интеграции анализа и операций с возможностью обратной связью, но еще никто не реализовал ее в масштабе предприятия. Мгновенные приложения реального времени для прогнозирующей аналитики идеальны для настройки отображений продуктов во время посещения клиентом Web-сайта или для поддержки быстрого подтверждения или отказа приложения, обслуживающего кредитную карту.

Я бы поостерегся, однако, любых попыток выйти на уровень предприятия, только потому, что ни одно средство, которое я знаю, не столь надежно, чтобы подходящим образом обрабатывать непредвиденные или нештатные события.

Появление концепции BPM также дало толчок и другим парадоксам. Например, трудно использовать инструменты с аналитической глубиной (tools with analytic depth). Все поставщики, о которых я говорил, высказали пожелание для разработки моделей данных и обработки задействовать опытных бизнес аналитиков. Ведь вместо возможности управляемого анализа пользователям могут понадобиться консультации о том, как создавать пригодные показатели или приспосабливать комплексные приложения к уникальным бизнес-условиям.

Многие поставщики BI еще не заявили о развитии BPM. Большинство технологических решений доступно, но весь рынок еще просто не готов к переходу на следующий уровень. Предоставление стратегического видения, находящейся на стыке функциональностей, действующей в масштабе предприятия, является величайшей идеей, чье время еще не наступило.