Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Новое направление в управлении данными и бизнес анализом

Пожалуй, лучший способ понять суть новой концепции интеграции средств BI (Business Intelligence, бизнес-анализа) - это сравнить его с процессом ловли рыбы.

Представьте, что вы на рыболовецком судне. Команда бросает в море сеть, затем вытягивает ее, полную рыбы всех размеров и сортов. Конечно, вам достанется не вся пойманная рыба - сеть состоит из дырок. Но даже если улов превзошел все ожидания, среди ускользнувшей рыбы могут оказаться весьма крупные экземпляры. Так как же не упустить "золотую рыбку"?

Теперь представьте, что сеть - это ваше Хранилище данных. В Хранилище находится бесценный улов в виде информации, связанной с вашим бизнесом. Но в нем отсутствует некоторая часть информации - разбросанная по разнообразным, "нерегламентированным" (ad hoc) источникам - без которой компания не сможет эффективно функционировать. Эти "крупинки данных" включают информацию, содержащуюся в ASCII файлах, в крупноформатных таблицах Excel, базах данных Access, устаревших системах, которые не вошли в Хранилище, SQL-серверы отделов компании и множество других разрозненных источников данных.

Ниже приведены четыре "класса нерегламентированных" источников:

  • Информация, которая слишком мала или "неуместна" для Хранилища данных - это незначительное количество данных, которые используются отдельным приложением, а затем отбрасываются; обычно это может быть широкоформатная таблица Excel.
  • Информация, которая должна войти в состав Хранилища данных, но планирование этого процесса не было завершено, или же необходимые для этого финансовые ресурсы не были пока найдены.
  • Информация, которая содержится в устаревшей системе - и успешно используется - но не может быть включена в Хранилище данных, потому что, субъективная ценность этих данных не позволяет корректно определить затраты и усилия, требующиеся для их включения в Хранилище.
  • Внешние "нерегламентированные" источники данных. Типичный образец информационного взрыва, о котором мы все наслышаны - это те гигантские объемы данных, которыми мы обмениваемся с нашими клиентами и поставщиками. Эти разрозненные источники информации редко оказываются включенными в Хранилище данных.

Разумеется, средства BI - с разной степенью сложности, времени, затрат и ресурсов - способны обращаться к этим "нерегламентированным" источникам данных и объединять их с информацией, находящейся в Хранилище данных. Вопрос, однако, состоит в том, насколько быстро, эффективно и с какими затратами эти средства могут выполнять данную функцию. Откровенный ответ: это будет не очень быстро, не слишком эффективно и часто весьма дорого. Положение усугубляется, если вспомнить степень, с которой эти "нерегламентированные" источники распространяются - результат все того же информационного взрыва. Вначале компании объединяли релевантные данные во вновь создаваемых Хранилищах данных. Когда источники данных начали расти, стало нецелесообразно, да и накладно, включать все данные из этих разрозненных источников.

Перейдем к интеграции средств BI (Business Intelligence Integration, BII). Основная идея BII - установить, что имеется проблема и предложить ее решение при помощи нового класса инструментальных средств. Другими словами, BII - это метод применения технологии BI к частным "нерегламентированным" источникам данным, попытка, насколько возможно, сделать это эффективно и незаметно для пользователя. В последние несколько лет встречаясь на различных торговых выставках с представителями компаний из списка Fortune 500, я убедился в том, что основной проблемой была невозможность использовать для работы с этими "нерегламентированными" источниками обычные средства BI. Было очевидно, что ключевой момент всего процесса интеграции - последний штрих, если хотите - был пропущен; таким образом, появилась идея BII.

Эксперты в области IT-технологий также понимают необходимость средств BII, о чем свидетельствует заявление, сделанное специалистами аналитической фирмы, META Group, (Business Week, 19 июня 2000 года): "Денежное средство электронного рынка - значимая информация, однако, сложно воспользоваться совокупными знаниями, если они собираются отличными системами... Панорамное, выполняемое в режиме в реального времени, определенное пользователем представление данных - это чаша Грааля... и каждый ее ищет"".

Давайте рассмотрим следующую ситуацию, демонстрирующую реальные преимущества технологии BII. Представьте себе, что руководитель маркетингового отдела вызывает вас в пятницу и вручает вам список 5000 клиентов, которой ему предоставил отдел рекламы. Эта таблица содержит информацию о покупательских предпочтениях клиентов и текущих тенденциях. Кроме того, напротив имен он сделал дополнительные пометки и замечания. Он сообщает вам, что хочет развернуть узко направленную маркетинговую компанию и заполучить этих и других потенциальных клиентов. От вас требуется объединить эту информацию с данными о продажах, присутствующими в корпоративном Хранилище данных, и предоставить отчет о целесообразности планируемых мероприятий. И он хочет получить его сегодня же днем. Возможно, вам удастся составить требуемый отчет, воспользовавшись программой на Visual Basic, или же разрешить эту проблему, призвав на помощь технических специалистов. Но будут ли оправданы ваши затраты? В конечном счете, вопрос в том: сможете ли вы, используя имеющиеся средства BI, в течение часа создать содержательный отчет, опираясь на эти "нерегламентированные" данные? Скорее всего, нет.

С помощью BII вы смогли бы сформировать требуемый отчет, который объединит данные из "нерегламентированных" источников с информацией, содержащейся в вашем Хранилище; изначально на выполнение подобной задачи потребовались дни и даже недели. Больше того, эта технология будет своевременно реализовывать ту бизнес-задачу, которую вы пытались решить, а это положительно скажется на вашей репутации.

Сильнее всего можно ощутить преимущества BII, если рассмотреть проблемы, возникающие при слиянии и поглощении компаний. Например, руководство компании может захотеть проанализировать определенный ассортимент продуктов приобретенной организации, объединив традиционные данные с данными из своего Хранилища, и определить товарность этих изделий и их возможную рыночную долю. Очевидно, что для того, чтобы получить содержательный отчет, несмотря на то, что данные будут находиться в отдельном источнике, их необходимо объединить их с информацией, содержащейся в Хранилище компании-покупателя. Выполнение эту задачи средствами BII практически не требует усилий.

До настоящего момента, основной акцент делался на получение минимального времени обработки запроса. Не принижая важности этого требования, необходимо также принимать во внимание то, как мы реализуем "минимальное время решения" проблемы интеграции "нерегламентированных источников данных". То есть, сможете ли вы получить информацию из этих источников, обратиться к ней с запросом, манипулировать ею, и, наконец, получить отчет, который предназначен для решения актуальных бизнес-вопросов, которые опираются на эту информацию. Позвольте мне спросить вас: каково ваше наименьшее время ответа, или что есть BII-стратегия? Во что обходится вашей организации отсутствие возможности интегрировать все корпоративные данные?

Я вовсе не хочу сказать, что построение Хранилища данных это пустая трата времени - совсем наоборот. Хранилище данных является непременным условием выживания компании в современных условиях жесткой конкурентной борьбы и это лучший способ собрать большинство корпоративных данных. Проблема состоит в том, что включать все эти данные целиком и полностью в Хранилище - нерационально и экономически не оправдано. Правильное решение - разработать и Хранилище данных, и надежную BII-стратегию для того, чтобы предоставлять всю необходимую информацию именно тем, кто больше всех в ней нуждается.

Правда жизни в том, что каждая компания имеет "нерегламентированные" источники данных. Весь вопрос в том, как интегрировать эти источники с информацией, находящейся в вашем Хранилище данных? Многие из нас не признают даже, что такие источники существуют; отсюда - это не наша забота - обеспечивать доступ к ним во время принятия стратегических бизнес-решений.

Возможно, в конце концов, информация, хранящаяся в этих разрозненных источниках, неизбежно окажется в том виде, в котором ее будет разумно включить в Хранилище данных. Проблема заключается в том, что усилия и затраты, необходимые для внесения каждой части такой информации в Хранилище данных, перестают окупаться. Очевидно, что потребуется время, чтобы заключить большую часть корпоративных данных в Хранилища. Еще одна проблема - своевременность размещения этой информации в Хранилище данных.

Как будет развиваться BII? Формально эта концепция достаточно новая, и будущее BII связано с автоматизацией и превентивной функцией.

Идеальная ситуация - это когда информация, которая требуется отдельному пользователю, предоставляется ему автоматически, еще до того, как он даже сделал соответствующий запрос. Более того, она может быть доставлена с помощью различных средств, таких как пейджер, email, сотовая связь или пользовательский Web-портал. Идея состоит в том, что система будет заранее исследовать области бизнес-аномалий (business anomalies), отмечать их и сообщать о них в виде, схожем с уведомлениями о повышение курса отдельных акций. Такая практика уже существует - можно получать сообщения о уменьшении цены на авиабилеты в пределах заданного диапазона. Так почему же не применить эту технологию в отношении бизнес-данных? И это возможно, поскольку сегодня BII-методика автоматизирует многие технологические процессы, которые раньше выполнялись вручную.

Очевидно, что концепция BII, если ее применять корректно, поможет разрешить многие бизнес-проблемы и может иметь далеко идущий положительный эффект. Остается только ждать, кто первым осознает преимущества этого подхода и окажется впереди других.