Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Управление деятельностью компании

Что можно сказать о вашей компании

В предыдущих номерах журнала мы подробно знакомили читателя с вопросами автоматизации бюджетирования и финансового планирования. Совсем недавно американский журнал Business Finance провел на эту тему опрос среди почти 300 компаний, занятых в различных отраслях экономики. Цель данного исследования - выяснить, как в различных компаниях выполняется планирование и каково их отношение к этому процессу. Нам кажется, читателю будет интересно узнать результаты данного обзора, и то, к каким выводам пришли его составители.

Составители обзора:

Дэвид Блэнзфилд (David Blansfield)

Владелец журнала Business Finance

Дэвид Блэнзфилд - владелец отраслевого финансового журнала "Business Finance", принадлежащего корпорации Pention Media. Помимо журнала Дэвид также руководит информационно-финансовой деятельностью ряда филиалов компании (занятых изданием книг, информационных бюллетеней, e-публикации).

До своей работы в Business Finance Дэвид занимал пост старшего вице-президента издательского дома Faulkner&Gray, входящего в состав корпорации Thomson.

Дэвид окончил Высшую Школу Бизнеса при Университете Колумбия и получил степень Магистра делового администрирования (MBA) в области финансов и маркетинга, кроме того, он выпускник факультета информатики Бостонского университета (Бакалавр журналистики, BS in journalism).


Рэндалл Далиа (Randall J. Dalia)

Старший компаньон PricewaterhouseCoopers

Рэндалл Дж. Далиа - старший компаньон консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers по вопросам информационного обеспечения, коммуникации, организации общественных программ, кроме того, он также осуществляет финансовое руководство в указанных направлениях деятельности компании

Рэндалл специализируется в следующих областях консалтинга: разработка текущих стратегий, улучшение эффективности функционирования и снижение расходов, преимущественно в сфере финансового преобразования, а также переопределение основных финансовых процессов.

Рэндалл автор и соавтор ряда книг и публикаций: "Лучшее изменение - опыт по преобразованию вашей организации" (Better Change - Best Practices for Transforming your Organization), "Финансовый директор" (CFO), "Архитектор корпоративного будущего" (Architect of the Corporation's Future), "Стратегия по сокращению издержек: реальное преимущество в конкурентной борьбе" (Strategic Cost Reduction: A Potent Competitive Advantage).


Джон Уэрнер (John Werner)

Директор отдела продаж OutlookSoft в Северной Америке

За плечами Джона Уэрнера 13-летний опыт консультирования на рынке систем бюджетирования, консолидации и OLAP-приложений. Кроме того, Джон также занимался поставками программных продуктов бизнес-аналитики и занимал должность регионального менеджера Media-Services в 3М.

Джон участвовал в более чем 200 проектах по оценке и внедрению программных средств бюджетирования, финансового планирования и анализа.

Наши цели

  • Исследование
  • Анализ эффективности работы
  • Описание лучшего в своем классе
  • Демонстрация лучшего в своем классе

Методология исследования

  • Обзор целевых электронных писем (e-mail)
  • 273 респондента
  • Разбиение компаний на три категории в зависимости от их численности или оборота
  • Подведение общих итогов
  • Выделение индивидуальных особенностей

Ответы в зависимости от занимаемой должности

ДОЛЖНОСТЬ Число
Финансовый директор (CFO) 52
Вице-президент (VP)/ старший вице-президент (SVP) 49
Инспектор 40
Казначей 3
Генеральный менеджер корпорации 16
Руководитель отдела 71
Прочие 42


Ответы в зависимости от величины компании

Годовой доход Число
Более 1 млрд. долларов 67
От 100 млн. до 1 млрд долларов 75
Менее 100 млн долларов 131


Ответы в зависимости от специализации компании

Специализация Число
Производствов 78
Бизнес-услуги 73
Розничная торговля 14
Финансовые услуги 32
Прочее 76


Управление деятельностью компании:
Единоличное правление?

  Общее число работников
Число управленцев Более 1000 От 100 до 1000 Менее 100
Более 100 22% 5% 6%
От 50 до 100 11% 0% 3%
От 25 до 50 6% 3% 0%
От 10 до 25 12% 9% 1%
От 2 до 10 34% 45% 41%
Менее 2 15% 38% 49%


Чем крупнее организация, тем чаще осуществляется планирование

Периодичность планирования Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Раз в год 19% 25% 34%
Два раза в год 9% 15% 21%
Ежеквартально 40% 32% 23%
Ежемесячно 27% 19% 20%
Каждую неделю 0% 1% 2%
Прочее 4% 8% 0%


И тем больше времени уходит на планирование

Время, затрачиваемое на планирование Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
6 месяцев или больше 30% 23% 10%
от 4 до 6 месяцев 30% 28% 14%
от 2 до 4 месяцев 30% 41% 32%
от 1 до 2 месяцев 7% 5% 29%
менее месяца 3% 3% 15%


Время, необходимое для закрытия бухгалтерских документов, похоже, не зависит от размера компании

Число дней Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
0 3% 0% 8%
1 3% 1% 6%
2 6% 0% 11%
3 10% 13% 13%
4 9% 7% 5%
5 21% 27% 11%
6 или более 48% 52% 46%


Сокращать это время особо не планируется

Изменения Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Планируют 50-процентное сокращение 12% 9% 24%
Планируют сокращение менее чем на 50% 36% 43% 26%
Нет планов 52% 48% 50%


Однако сокращение запланировано теми, кому требуется много времени для закрытия бухгалтерских документов

  Более 6 дней
Изменения 5 дней Более 6 дней Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Планируют 50-процентное сокращение 4% 24% 19% 15% 32%
Планируют сокращение менее чем на 50% 28% 40% 47% 49% 32%
Нет планов 59% 36% 34% 36% 37%


В мире по-прежнему "царят" электронные таблицы

Основное средство планирования/бюджетирования Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Электронная таблица 32% 64% 83%
Система бюджетирования в архитектуре клиент/сервер 19% 13% 5%
Web-система планирования/бюджетирования 3% 5% 5%
Интегрированное средство финансового репортинга/консолидации/бизнес-планирования 21% 11% 7%
Средства бюджетирования на основе ERP-системы 15% 7% 1%


и существует "калейдоскоп" приложений

Число систем планирования/бюджетирования Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
0, у нас нет формализованных систем 10% 11% 25%
1, у нас единое, универсальное решение 4% 3% 11% 4% 3% 11%
От 2 до 4, множество 52% 72% 38%
5 или более, много 33% 15% 5%


… с удручающе низкой эффективностью по мнению журнала Business Finance

Эффективность Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Высоко эффективные 12% 3% 11%
Довольно эффективные 28% 25% 34%
Промежуточное положение 16% 20% 21%
Немного неэффективные 28% 31% 24%
Весьма неэффективные 15% 21% 8%


Линейные менеджеры также разочарованы

Оценка линейных менеджеров Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Высоко эффективные 12% 4% 14%
Довольно эффективные 16% 21% 27%
Промежуточное положение 21% 19% 28%
Немного неэффективные 33% 32% 22%
Весьма неэффективные 18% 24% 8%


Но оценки в зависимости от занимаемой должности весьма разнятся

Оценка линейных менеджеров финансовый директор корпоративный менеджмент вице-президент ревизор рук. отд.
Высоко эффективные 25% 19% 6% 10% 3%
Довольно эффективные 21% 44% 14% 20% 24%
Промежуточное положение 19% 38% 29% 25% 15%
Немного неэффективные 25% 0% 22% 35% 38%
Весьма неэффективные 10% 0% 29% 10% 20%


Прогнозирование:
Внушает доверие или же вызывает ассоциации с гаданием на кофейной гуще

Оценка прогнозирования Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Очень точное 12% 13% 15%
Довольно точное 27% 20% 31%
Средняя точность 42% 52% 37%
Немного неточное 18% 15% 13%
Крайне неточное 1% 0% 3%


Прогнозирование:
Внушает доверие или же вызывает ассоциации с гаданием на кофейной гуще

Оценка прогнозирования CFO VP/SVP Ревизор Казначей Корп. мен. Рук. отд. Прочие
Очень точное 21% 14% 8% 35% 25% 8% 14%
Довольно точное 31% 31% 25% 0% 38% 15% 38%
Средняя точность 35% 33% 53% 67% 38% 54% 36%
Немного неточное 12% 20% 10% 0% 0% 21% 12%
Крайне неточное 2% 2% 5% 0% 0% 1% 0%


Составление первоначального плана - непростая задача

Две трети опрошенных признали, что на выполнение этой задачи уходит больше всего времени


 


Управление эффективностью функционирования компании:
Чаще всего применяется "скользящее" планирование (rolling forecast)

Горизонт прогнозирования Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Не применяется "скользящее" планирование 42% 45% 53%
Текущий финансовый год 33% 31% 31%
5 кварталов 6% 4% 5%
6 кварталов 4% 5% 2%
8 кварталов 7% 4% 4%
Прочее 7% 11% 6%


Количество используемых ключевых показателей функционирования (KPI)

Количество используемых показателей Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Менее 5 31% 32% 53%
От 5 до 9 22% 29% 25%
От 10 до 14 19% 13% 10%
Более 15 16% 19% 5%
Неизвестно 10% 7% 7%


Имеют ли линейные менеджеры доступ к оперативным данным?

Ответы Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Да 30% 24% 40%
Некоторые, но не все 37% 45% 32%
Нет 33% 31% 28%


Использование планирования для построения системы материального стимулирования

Ответы Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Да 54% 37% 36%
Да, но ограниченно 24% 40% 38%
Нет 22% 23% 26%


Для улучшения потенциальных возможностей планирования в первую очередь требует особое внимание:

Ответы В первую очередь Затем Итого Более 1 млрд. От 100 млн. до 1 млрд. Менее 100 млн.
Технология 34% 18% 52% 35% 47% 56%
Способность использовать имеющуюся технологию 27% 21% 48% 52% 43% 49%
Положительный опыт применения планирования 22% 39% 61% 58% 52% 68%
"Культура" планирования в организации 56% 19% 75% 77% 72% 74%


Характеристика компаний, лучших в своем классе

Оценка планирования, бюджетирования и прогнозирования:
  • высоко эффективное, довольно эффективное.
Оценка прогнозирования:
  • очень точное, довольно точное.
Как линейные менеджеры оценивают планирование, бюджетирование и прогнозирование:
  • высоко эффективное, довольно эффективное.
Имеют ли линейные менеджеры оперативный доступ к данным?
  • да.
Учитывается ли достижение бюджетных целей при определении материального вознаграждения, получаемого линейными менеджерами?
  • да.
Применяются ли "скользящее" планирование и каков горизонт планирования:
  • да, финансовый год или больше.
Время на ежемесячное закрытие бухгалтерских книг компании/организации:
  • 5 дней или меньше.
Интегрировано ли планирование с управленим эффективностью функционирования компании:
  • интегрировано.

Лучшие в своем классе

Тип компании Число
Производство 2
Бизнес-услуги 5
Розничная торговля 2
Финансовые услуги 2
Здравоохранение 1


Годовой доход Число
Более 1 млрд. 4
От 100 млн. до 1 млрд 1
Менее 100 млн. 7


Сегодня компаниям необходимо:

Единое/универсальное решение
  • планирование + консолидация + репортинг;
  • финансы + продажи + данные по человеческим ресурсам;
  • интегрированная Web-архитектура по принципу Интернет-портала
Разработанное для каждого менеджера любого уровня
  • масштабируемая Web - архитектура;
  • минимальные требования (Internet Explorer и "родной" Excel через Web - интерфейс);
  • работа в едином информационном пространстве
Прозрачная архитектура
  • разработанная "с нуля"
  • открытая/стандартная технология;
  • 100 процентная возможность Web- реализации.
Автор: Дэвид Блэнзфилд (David Blansfield), Рэндалл Дж. Далиа (Randall J. Dalia), Джон Уэрнер (John Werner)