Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Business Intelligence реагирует на специфические проблемы отраслей

BI может стать активом, изменяющим организацию. Он может исключить принятие решений наугад, улучшить коммуникации, помочь вести планирование в разрезе бизнес-операций и направлений бизнеса, сделать организацию способной намного быстрее реагировать на изменения финансовых условий, предпочтений потребителей и условий поставок.

Знание отрасли и опыт работы с ней - это ключевые факторы для успешных продаж и организации циклов разработки BI. Требования к BI различны для разных отраслей, и способность системы решить специфические проблемы отрасли, или бизнеса, с которыми сталкивается потребитель, может быть решающим фактором для организаций, рассматривающих возможность внедрения программного обеспечения Business Intelligence.

Многие отрасли используют BI-приложения, для того, чтобы выйти за рамки своего предприятия и технической платформы и разделить знания с поставщиками и покупателями. Например, все чаще розничные продавцы обеспечивают своих поставщиков данными о состоянии складов, скорости продаж и другими данными о перемещении товаров для сотрудничества в повышении эффективности бизнеса. Технические требования к BI должны удовлетворять таким императивам бизнеса как:

  • Безопасность и разграничение доступа к Хранилищу на уровне пользователей и ролей.
  • Обновляемость данных и общие стандарты метаданных.
  • Высокая производительность.

Во многих случаях бизнес-менеджеры сотрудничают с ИТ-менеджерами для оценки инвестиций в BI. Для разработчиков BI отраслевые знания очень важны для завоевания доверия, поставщики BI и консультанты должны не только понимать проблемы бизнеса клиента, но и знать технические требования и возможности систем.

Глобальные тенденции в сфере финансовых услуг

Уменьшение государственного регулирования в 1999 году ускорило революционные изменения в сфере финансов, которые начались около 1990 года, и определили четыре макро тенденции, непосредственно влияющие на эту отрасль:

  • Глобализация и консолидация.
  • Усложнение стратегий выхода на рынок.
  • Взрывной рост данных.
  • Более тонкое понимание потребителя.

В результате глобализации и консолидации рынков, нужд пользователей и рисков, банки и институты, обслуживающие корпоративных клиентов, стали иметь дело с более широким спектром требований - в гораздо более сложной среде. Сегодня и страхование, и бизнес банковских инвестиций, и корпоративное банковское обслуживание, и привлечение частных вкладов могут быть предложены одним и тем же юридическим лицом. Управление все более сложным портфелем продуктов и услуг - это одна из проблем, которая на фоне возросшего количества клиентов стала для финансовых институтов постоянной.

В результате вышеназванных тенденций, увеличился объем данных, которыми финансовые институты должны управлять. Кроме того, финансовые институты стремятся к пониманию все более широкого спектра видов деятельности пользователей, чтобы реагировать на них адекватно.

Ведущие поставщики финансовых услуг централизуют свои платформы управления информацией, создавая полномасштабные Хранилища данных, или сложные витрины данных. Имея многообразные требования к отчетности и большую глубину данных, которыми нужно управлять, финансовые институты требуют необычайно масштабируемых и защищенных Хранилищ данных.



Рис.1 Проблемы бизнеса, с которыми встретились глобальные банки (слева - унаследованные системы управления информацией, справа системы управления информацией с применением BI)

Перед лицом этих растущих проблем финансовые институты требуют единой BI-платформы, предоставляющей пользователям разграниченный доступ к информации. Командам бухгалтеров, риск-менеджеров и менеджеров по странам, менеджеров проектов и менеджеров по связям, всем, кто, так или иначе общается с клиентами, приходится иметь дело с продуктами и услугами, поставляемыми по всему миру. Возможность использовать для общения универсальный язык, содержащий понятные всем показатели, чрезвычайно ценится этими менеджерами и другими сотрудниками организаций.



Рис.2 Управление глобальными кредитными (залоговыми, сопутствующими) рисками в сфере финансовых услуг

Требования к BI в финансовой индустрии

Финансовые институты, возможно, более чем какая-либо другая отрасль требуют надежной инфраструктуры безопасности, которая гарантирует разграничение доступа пользователей к информации. Эти компании работают с терабайтами данных, которые поступают из многочисленных, глобальных транзакционных систем. В идеале, BI-решение должно интегрировать источники данных и обеспечивать возможность доступа к данным для сотен пользователей со всего мира через тонкого Web-клиента, который позволяет осуществлять централизованное обслуживание и администрирование. Кроме того, всеобъемлющая BI-платформа должна иметь возможность расширять приложения, предназначенные для узкого круга задач, если это круг расширяется.

Например, банк может захотеть снизить воздействие невозврата большой задолженности путем оперативного реагирования в случае появления признаков изменения активов должника. Стоимость обеспечения крупного кредита подвергается мириадам рисков. Бизнес-пользователи хотят измерять и консолидировать так много рисков, как это возможно, регулярно обновлять данные, чтобы своевременно предпринимать меры при значительных изменениях стоимости залога. Такие меры могут включать:
  • Контакт с заемщиком для перестрахования проекта.
  • Соглашение об изменении процентной ставки или валютном хеджировании.
  • Переоценка и перепродажа долга.
  • Корректировка прогнозов потоков платежей.

Эти требования подчеркивают важность интегрированной BI-платформы, которая должна отвечать этим критическим запросам и масштабироваться при росте требований пользователей и объемах данных.

Текущие проблемы телекоммуникационной индустрии

Четыре фактора, возмущающие телекоммуникационную индустрию, дают толчок для расширения сферы применения и увеличения потенциальной отдачи инвестиций от внедрения BI-решений. Как и в сфере финансовых услуг, эти факторы возникли в результате уменьшения государственного регулирования:

  • Консолидация.
  • Конкуренция.
  • Рост потребления.
  • Упор на обслуживание пользователей.

После дерегуляции в 1996 году, для крупных телекоммуникационных компаний открылась возможность конкурировать в более широком спектре рынков, и многие компании стали готовы платить за возможность выйти на новые рынки. Это привело к потрясающему размаху слияний и поглощений.

Не вполне очевидны причины тенденции к обострению конкуренции. Дело в том, что с 1996 года более 400 конкурирующих локальных операторов связи вышли на рынок и захватили 6% местных рынков. В результате, потребление услуг местной связи растет, в то время как рынок дальней связи упал на 15% за последние 4 года, а цены на услуги беспроводной связи упали на 7% всего лишь за последние 12 месяцев.

В результате этих тенденций, а также давления федеральных органов (FCC), появился значительный акцент на обслуживание потребителя, который не существовал до этого. Потребитель стал центром стратегии телекоммуникационных предприятий. Поскольку компании начали предлагать потребителю более широкий набор продуктов при значительно меньших ценах, умение привлечь и удержать важных клиентов стало основой для получения прибыли.

Хорошее BI-решение может помочь предприятию решить эти проблемы. Многие телекоммуникационные компании ориентированы в первую очередь на потребительский сегмент, как частный, так и корпоративный, и только после этого на продукты или услуги, такие как дальняя связь, бизнес-коммуникации или местная связь. Управление данными в рамках этой концепции может быть очень сложной задачей, и Хранилище данных может быть главным элементом при построении прибыльной бизнес-модели.



Рис 3: Хорошие BI решения могут обеспечить телекому конкурентные преимущества (слева - до обострения конкуренции - сеть была самым выгодным активом, справа - после обострения конкуренции - информация о пользователе стала самым выгодным активом).

Требования к BI-технологиям в телекомуникационной индустрии

Телекоммуникационные фирмы должны следовать интегрированной информационной стратегии - бескомпромиссные: защита данных, выполнение требований пользователей, гибкость для развития в будущем. Существует несколько стратегических преимуществ от подхода <опиши однажды, внедряй везде>.

Во-первых, такие решения позволят выполнять детальный анализ в рамках бизнес подразделений и одновременно анализ в разрезе подразделений для пользователей уровня корпорации. После того как корпоративное хранилище данных построено, организация может создавать витрины данных для удовлетворения нужд бизнес подразделений.

Во-вторых, эти решения должны включать в себя многоуровневую модель безопасности, аутентифицирующую и авторизующую доступ к данным, защищающую от утечки информации и контролирующую функциональностью приложения, в зависимости от привилегий, выданных пользователям. Это гарантирует, что пользователи видят только данные, предназначенные для них, так как права определяются для каждого пользователя в разрезе проектов, строк и объектов.

В завершение, интегрированная и гибкая платформа решения позволит корпоративным аналитикам измерить ROI, стоимость капитала, IRR и выполнять другой финансовый анализ в разрезе подразделений, компаний и сегментов пользователей. Архитектура с центральным сервером подходит лучше, чем MOLAP-решение для масштабирования объемов данных, детальности данных и количества групп пользователей, что необходимо для выполнения всех этих видов анализа.

Текущие проблемы розничной торговли

Изменения в секторе розничной торговли, в отличие от телекоммуникационной и финансовой сферы менее революционны, но требуют большей гибкости и аналитической мощности от BI-решений, чем это было необходимо раньше:

  • Рост эффективности продаж.
  • Маркетинг <один на один>.
  • Анализ продвижения товаров.
  • Сотрудничество в поставках.

Розничные продавцы прилагают огромные усилия, чтобы получить больше маржи за счет лучшего управления номенклатурой товаров, ищут способы использования знаний, полученных в результате того, что стали доступными новые данные, для того, чтобы делать предложения более адаптированные под конкретного покупателя. Ритейловые организации требуют больше возможностей для анализа эффективности продвижения продуктов с целью увеличения маржи, а также рассчитывают, используя BI, на привлечение помощи поставщиков для снижения расходов на снабжение.

Розничные торговцы непрерывно расширяют свои источники данных, выходя за пределы традиционных для них источников: продажи, коммерческие планы, финансовые данные. А именно, они начинают объединять данные из различных новых источников, включающих поставки и данные о клиентах, чтобы расширить всестороннее видение структуры расходов и потенциально прибыльных областей. Ведущие торговцы, кроме того, начинают открывать некоторые из собственных BI-систем для поставщиков, для привлечения их к сотрудничеству в деле тотального снижения расходов и повышения результативности.



Рис. 4: Запросы розничной торговли к Хранилищам данных радикально растут (слева - прошлое, справа - настоящее).

Требования к BI в розничной торговле

Розничные продавцы соблюдают долговременный баланс сложного набора параметров бизнеса (он называется <нехватки-излишки>), таких как номенклатура продуктов, цены, товарные запасы, расходы на зарплату, расходы на маркетинг, для периодов и роста и падения экономики. Сталкиваясь с агрессивной конкуренцией, растущими расходами на маркетинг и снижением маржи, розничные компании должны использовать BI-решения, которые позволяют им выявлять, отслеживать и реагировать на изменения бизнес-параметров, существенных для их работы.

Полнофункциональная BI-платформа может помочь розничным торговцам уверенно и успешно поддерживать этот баланс за счет большей наглядности и качества анализа при решении классических задач розницы: как улучшить перемещение товаров между складами, увеличить объемы продаж на квадратный метр торговой площади, улучшить управление поставками. Успешное BI-решение также позволит им использовать данные из существующих транзакционных систем, включая POS и ERP для обеспечения целостного видения всего бизнеса. Детальный анализ на уровне транзакций и данных о клиентах позволяет лицам, принимающим решения, обнаруживать новые тенденции в моделях поведения покупателей, более эффективно отслеживать складские запасы, и быть уверенными, что нужные продукты доступны покупателям в нужное время.

Заключение: Направленность BI платформ на нужды отраслей

Множество проблем в финансовой, телекоммуникационной и розничной индустриях заставляет их представителей требовать BI-решения, ориентированные на специфические нужды отраслей. Отрасли, перечисленные в этой статье, не одиноки; легкая промышленность, здравоохранение, фармацевтика, государственные органы, гостиничный бизнес и многие другие, на всех них давят их уникальные проблемы и заставляют все пристальней смотреть на BI платформы и ожидать от них адресной помощи. Поставщики BI-платформ должны понимать ожидания этих отраслей, бизнес процессы, регуляторы, конкурентную среду и неотложные нужды их пользователей.

Все отрасли ищут решения, которые обеспечивают скрупулезный анализ больших, чем в прошлом объемов данных. Технология важна, но значимость технологии для отраслевой среды - критична. Пользователи BI, выбирая решения, которые предоставляют отчетность нового поколения, будут предпочитать поставщиков BI, понимающих отрасли и имеющих отраслевой опыт, предпочитая их просто продавцам технологий.

Организации, которые осознают свои информационные нужды, разрабатывают собственные информационные стратегии, это позволит им иметь лучшие позиции для использования BI как актива, изменяющего организацию. BI-платформа может стать ключом в воплощении информационной стратегии, ориентированной как на внутренних, так и на внешних потребителей, и помогающей организации успешно справиться с ее собственными и общими для отрасли проблемами.