Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Пример комплексной управленческой системы на базе Хранилища данных компании SAS

В любой организации рост объема данных, как правило, приводит к тому, что подразделения также расширяют свои информационные ожидания и требования. При этом исходные данные для поддержки оперативной деятельности предприятия и процесса принятия решений в ней практически одинаковы. Поэтому главным ответом на большинство вопросов любых подразделений становится Хранилище данных. Но Хранилище, аккумулирующее данные, синтезирующее и систематизирующее информацию, организующее структуру доступа к ней и ее постоянное обновление, само по себе всех без исключения проблем не решает. Для удовлетворения специфических потребностей конкретных подразделений необходима построенная на базе Хранилища управленческая система, ориентированная на задачи предприятия в целом или интересы его отдельных структурных единиц. Эта система должна состоять из приложений, решающих задачи подразделений и базирующихся на едином источнике данных - корпоративном Хранилище.

Архитектура хранилища данных компании SAS включает в себя такие продукты, как:

  • SAS/Access и средства запросов - для извлечения данных и их подготовки для других систем.
  • Процедуры трансформации, консолидации, переформатирования и очистки данных.
  • SAS/Warehouse Administrator - для управления определениями компонент (таблиц, многомерных баз данных, запросов, отчетов и схем), поддержки процесса переноса данных и генерации исходного кода для Хранилища.
  • Репозиторий метаданных, содержащийся в SAS/Warehouse Administrator - для сбора, хранения и работы с метаданными, описывающими информационную среду и процессы SAS.
  • Средство выпуска отчетов Corporate Reporter.
  • Многомерная СУБД.

На базе Хранилища компанией SAS разработаны приложения для управления отношениями с поставщиками (supplier relationship management, SRM), управления отношениями с клиентами (customer relationship management, CRM), анализа бухгалтерского баланса, финансового и информационно-технологического управления, управления людскими ресурсами, повышения качества и управления рисками.

SRM-решение - SAS Solution for SRM

Данное решение направлено на получение компанией точного представления об общей сумме своих расходов, соотнесения бизнес-целей предприятия с работой отдельных поставщиков, оценки и категоризации последних, выявления участков консолидации себестоимости и прогнозирования оптимальный стратегий закупки через традиционные каналы и по Интернет. Это интегрированное решение помогает пользователям получить наибольшую прибыль по основным направлениям поставок с помощью построения стратегии и оценки сбалансированных показателей по поставщикам, изучения имеющихся возможностей объединения поставок, снижения цен и минимизации рисков в данной области.

Кроме того, система содержит функции поддержки процесса принятия решений, детального отображения всех поставок, категоризации поставщиков, оптимизации цен и рисков, data mining, витрины данных и интеллектуальные шаблоны Хранилища данных по поставкам.

CRM-решение - SAS Solution for CRM

Глобализация бизнеса и битва за клиента требует от компаний перехода от подхода, ориентированного на продукты, к подходу, сфокусированному на отношениях с потребителями. Для сохранения и привлечения клиентов и улучшения их обслуживания SAS предлагает решение, позволяющее:

  • Собирать данные из различных источников - с любых точек взаимодействия с потребителями, включая и Интернет.
  • Обнаруживать скрытую информацию в этих данных.
  • Проводить полную идентификацию, определять экономические ориентиры и реагировать на потребности наиболее прибыльных клиентов компании.

"Карта сбалансированных показателей" (balanced scorecard)

Это решение необходимо для выбора наиболее важных контрольных показателей бизнеса, выравнивания и поддержки ключевых процессов и определения информационных потребностей отдельных бизнес-единиц компании. Оно состоит из трех компонент:

  • Стратегическая компонента: специализируется на информации, необходимой для баланса. Преобразует данные в корпоративную информацию, позволяя рассматривать ее под различными углами зрения - применительно к задачам компании, стратегии, краткосрочным целям, параметрам и инициативам. Содержит возможность каскадного вывода баланса сверху вниз, начиная с корпоративного и заканчивая информацией по бизнес-единицам, подразделениям и т.д.
  • Коммуникационная компонента: предлагает точную оценку прогресса компании в достижении поставленных целей. Содержит возможность контроля за ключевыми показателями для выявления наиболее результативных стратегий и их распространения в рамках организации.
  • Автоматизационная компонента: автоматизирует создание и внедрение программы составления "карты сбалансированных показателей" (balanced scorecard), позволяя менеджерам регулярно ее обновлять, формировать запросы и отчеты, получать прогнозы и моделировать бизнес-процессы.

Примером конкретного продукта, содержащего такие возможности, является Strategic Vision - интегрированное решение для разработки мощной среды управления и мобилизации ресурсов предприятия. Оно включает в себя:

  • Карту для определения направлений развития компании, содержащую различные представления ключевых процессов с документированным описанием стратегических задач, параметров, целей и инициатив.
  • Функции объединения структурированной информации (данных) с неструктурированной (текстом) для более объемного представления взаимоотношений между различными внутренними процессами, в том числе и через Интернет.
  • Базу знаний для исследования новых возможностей на базе Хранилища данных, предоставляющую информацию различным управленческим приложениям.

Финансовое управление

Система финансового управления представляет собой пакет программ для бюджетирования. планирования, финансовых прогнозов, финансового репортинга и анализа и управления себестоимостью. В качестве компоненты для финансовой консолидации, репортинга и анализа в нем используется уже описывавшийся на страницах нашего Журнала  продукт CFO Vision, объединяющий управление данными и финансовую аналитику с различной OLAP-функциональностью. Он позволяет получить представление о бизнесе в разрезе линеек продуктов, клиентов, географии, валют и многих других категорий, выявлять тенденции и выгодные направления инвестирования средств, а также области риска.

IT-управление

Решение компании SAS для управления в области информационных технологий строится на базе двух продуктов - IT Service Vision и IT Charge Manager, позволяющих найти ответы на такие вопросы, как имидж компании в глазах клиентов, направления развития компании, ключевые процессы взаимодействия с клиентами в контексте увеличения доходов компании и др.

IT Service Vision является средством репортинга в сфере информационно-технологических услуг, построенным на базе Хранилища данных SAS и согласующим информационно-технологическую деятельность компании с ее основными задачами и позволяющим выявить и заполнить организационные пробелы. С его помощью пользователи - IT-руководители, IT-менеджеры, системные программисты и др. - могут выявлять области, требующие повышенного внимания, сопоставляя показатели работы предприятия с различными ключевыми аспектами своей области деятельности. Среди возможностей этого продукта можно назвать и оптимизацию электронного бизнеса, построенную на основе отчетности о работе онлайнового ресурса и планирования его посещаемости и прибыльности. Для IT Service Vision создан электронный реестр дискуссий и обмена информацией.

Работающее совместно с предыдущим решением, IT Charge Manager обеспечивает возможности отслеживания и управления стоимостью в области IT. Использующий современную открытую архитектуру, клиент/серверные технологии, возможности работы на различных платформах и графический пользовательский интерфейс, IT Charge Manager представляет собой удобное средство поддержки принятия решений, выявления тенденций и участков с пониженной эффективностью и общего управление убытками. Используя возможности Хранилища данных, предоставляемые IT Service Vision, данное решение позволяет получать информацию об убытках из различных компьютерных сред и внутренних систем, не тратя время на выявление изменений и поиск ответов на рутинные вопросы в различных системах. Для репортинга IT Charge Manager использует функциональность AccountView, предназначенную для выпуска стандартных и определяемых пользователем отчетов по различным срезам.

HR-управление

Управление людскими ресурсами реализовано в продукте HR Vision. Это решение также построено на базе Хранилища данных SAS, но основной упор в нем сделан на поддержку процесса принятия решений в области HR, в том числе и через Интернет. Эта СППР объединяет стратегическую информацию с аналитическими возможностями, функции оценки навыков и ресурсов, прогнозирования и моделирования изменений, а также работы с исторической информацией. Система позволяет сравнивать оцениваемую компанию с предприятиями-лидерами в данной области бизнеса и за ее пределами.

Повышение качества

Для управления качеством компания SAS предлагает компоненту SAS/QC, содержащую простые графические интерфейсы и стандартные статистические приложения для контроля качества и проектирования экспериментов. Динамический графический интерфейс существенно упрощает создание и модификацию диаграмм Ишикавы, а также схем технологических процессов, позволяющих графически соотнести существующие процессы с предлагаемыми реализациями. SAS/QC содержит инструменты расстановки приоритетов в работе по повышению качества - например, создание стандартных диаграмм Парето, которые для упрощения сравнения по уровням классификации переменных представлены в виде матриц. Кроме того, имеется возможность отслеживать данные с помощью ряда контрольных диаграмм и определять соответствие продуктов проектным спецификациям, используя индексы, гистограммы, квантильные и вероятностные графики. Обеспечение качества при проектировании реализовано с помощью различных средств генерации факториальной и фрагментарной модели, а также модели смешанного уровня (с блокировкой и без) и создание A-, G- и D-оптимальных моделей. SAS/QC способна работать и с надежностью продуктов - оценивать риск неудачи продукта или компоненты, формулировать гарантийные планы для будущих продуктов, планировать сервисные акции и т.д.

Управление рисками

В понятие "управление рисками" компания SAS включает:

  • управление данными - обработку и консолидацию данных позиционирования и маркетинговой информации;
  • анализ рисков - анализ и исследование данных на предмет вычисления параметров оценки рисков;
  • риск-репортинг - эффективный обмен параметрами оценки рисков.

Все эти задачи решаются с помощью продукта Risk Dimensions, использующего Хранилище данных SAS для исследования маркетинговых и позиционных данных по различным операциям. В решение встраивается уже упоминавшийся выше SAS/Warehouse Administrator, обеспечивающий эффективное создание, администрирование и интеграцию Хранилища по глобальным рискам - централизованного репозитория огромного числа финансовых данных, независимо от их географической и аппаратной принадлежности и первоисточника. Risk Dimensions содержит возможность сценарного анализа, текущие и перспективные показатели риска, анализ прибылей и убытков и др. При этом Risk Dimensions использует другие известные системы SAS - управленческую информационную систему, OLAP и многомерную визуализацию данных (с помощью SAS/INSIGHT).