- 1 января 2001 г.
Функциональные возможности программного обеспечения для финансового репортинга и консолидации
Второй статьей стало незаменимое краткое руководство по оценке
функциональности программных пакетов для финансового репортинга и консолидации.
В нем вниманию читателя предложен список и краткие характеристики пятнадцати
ключевых возможностей, по наличию которых в том или ином решении можно судить о
соответствии программного продукта потребностям компании и уровне окупаемости
средств, затраченных на его приобретение.
В процессе выбора лучших образцов программного обеспечения для финансового репортинга и консолидации, следует обратить внимание на ряд наиболее важных функциональных возможностей. Пакеты, поддерживающие приведенные ниже функции, имеют наивысшие шансы удовлетворить потребности компаний и обеспечить наиболее высокий процент окупаемости инвестиций.
- Разнообразие данных. Системы репортинга должны уметь
работать с достаточно широким спектром данных, а не только с данными Главной
книги, поскольку также может потребоваться консолидация данных различных версий
бюджета, нефинансовой информации, сведений, полученных от клиента, и других
данных.
- Отслеживание процесса предоставления. Процесс
предоставления отчетов должен быть понятным, должен легко визуализироваться и
иметь несложное управление. Статус отдельных отчетов должен быть очевиден для
пользователей.
- Иерархии отчетов. Пакет должен содержать возможность
создания различных определяемых пользователем иерархий отчетов, предпочтительно
с возможностью модификации узлов путем drag-and-drop и организацией
безопасности в узлах. Это позволяет определять, кто какими узлами управляет, и
рассматривать отчеты с точки зрения узлов дерева отчетов. Деревья могут
использоваться как для управления структурой отчетов, так и для просмотра
отчетов на каждом уровне дерева.
- Календари отчетов. Выбираемые пользователем календари
отчетов помогают обеспечить однозначность данных, отбираемых для отчетов в
течение календарного года или в соответствии с фискальными или налоговыми
календарями.
- Избирательная консолидация. Генерация консолидированных
балансов должна обеспечивать консолидацию всех или избранных деревьев отчетов,
подлежащих обработке, либо отдельных узлов или групп узлов отдельного
дерева.
- Автоматизированные ограничения. Обязательно наличие логики
межкорпоративных и финансовых ограничений, необходимой для автоматической
калькуляции и записи журналов исключений по всем объектам.
- Мультинациональная поддержка. Для консолидации объектов,
относящихся к другим странам, требуется наличия таблиц и логики курсов валют,
их соотношения между собой, частичной консолидации объектов и
автоматизированного пересчета при генерации отчетов о прибылях и убытках.
- Отладочные журналы. Необходима возможность создания и
заполнения журналов с двойными записями, позволяющих размещать отладочные
журналы и создавать транзакции "push-down" для экспорта в подсистемы.
- Правила аллокации. Подсистема аллокации призвана
обеспечивать генерацию веерных и ступенчатых аллокаций от источника к месту
назначения, переносящих обязанности головных офисов на оперативные
подразделения.
- Автоматизация процесса работы. Иерархия, проверка
бизнес-правил и процесса утверждения должны управляться соответствующим
программным обеспечением, позволяющим организациям применять свои собственные
правила, способы, направления и роли к процессу работы для его ускорения и
оптимизации.
- Матрица строк/столбцов. Необходимо наличие
предопределенных типов строк и столбцов, несмежных отображения счетов, формул
строк и столбцов и многоуровневого подсчета сумм по рядам, а также
WYSIWYG-форматирования отчетов ("что видишь, то и получаешь") - например,
меняющиеся шрифты, оттенки, линии и рамки.
- Обработка отклонений. Составитель отчета должен иметь
возможность пользоваться преимуществами определяемых пользователем
бизнес-правил. Это позволит ему выделить отклонения в данных отчетов и
предупредить о них пользователей.
- Публикация отчетов. Консолидированные отчеты могут быть
объединены в пакеты и запланированы для электронного распространения среди
подписчиков согласно списку с помощью электронной почты или каналов продвижения
в Интернет. Отчеты могут быть опубликованы как файлы-кадры HTML,
предоставляться в виде вложений электронной почты, страниц электронных
сборников инструкций или персональных "кубов данных", объединяющих данные
отчетов и формат представления для анализа в режиме off-line.
- Возможность онлайнового просмотра. Необходима возможность
просмотра содержимого отчетов в режиме on-line и осуществления OLAP-анализа, в
частности - углубления в данные (drill down) и онлайнового графического
представления избранных данных отчета.
- Безопасность. Пользователи должны быть защищены от изменения деревьев отчетов и/или их форматов или привязаны к спискам подписчиков, что гарантирует доступность для них только необходимых им отчетов.
Автор: По материалам зарубежных сайтов