Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Инфраструктуры Интернет-аналитики для информационной экономики

Большинство европейских телекоммуникационных компаний, клиентура которых насчитывает свыше четырех миллионов потребителей, стараются достичь преимущества в конкурентной борьбе путем предложения услуги онлайнового анализа выставленных счетов. Предполагается, что онлайновый анализ данных позволит потребителям постоянно оценивать и более обоснованно планировать свою онлайновую работу.

Рассмотрим гипотетический случай, когда крупный банк нуждается в срочном анализе миллионов записей по транзакциям по счетам с периодичностью в 60 дней и немедленном предоставлении данной информации потребителям. Как же подобная компания может решить такую грандиозную задачу, к тому же столь важную с точки зрения достижения преимуществ в конкурентной борьбе?

В таких случаях традиционные методы и стратегии бизнес-анализа (BI) не подойдут. Телекоммуникационная компания не может обеспечить необходимые бизнес-аналитические возможности миллионам мобильных клиентов таким же образом, как предоставляет их горстке своих менеджеров. Аналогично этому, наш гипотетический банк будет нуждаться в гибких и динамичных способах обмена данными и совмещении сложного бизнес-анализа с огромным числом своих клиентов. Существующий подход к бизнес-анализу просто не может предложить масштабируемость и гибкость на уровне, необходимом для эффективного бизнес-анализа в условиях нового Интернет-ориентированного информационного века. Организации, стремящиеся достичь успеха в Интернет-экономике, должны как можно скорее выйти за границы традиционного бизнес-анализа.

Рождение информационного века

Информационная эпоха, или информационная экономика, как ее обычно называют, существенно отличается от индустриальной и даже от близкой ей компьютерной эпохи, по сути, представляющей собой последние и наиболее актуальные разработки эпохи индустриальной. Компьютерная эпоха решала задачу повышения эффективности бизнеса за счет увеличения степени его автоматизации. Компьютеризация была, по сути, предпоследним достижением индустриального века - автоматизация "бумажной" работы представляла собой апогей индустриальной автоматизации. По прошествии нескольких десятков лет, посвященных компьютеризации, уменьшению размеров систем и реинжинирингу процессов, организации оптимизировали свою работу настолько, насколько это позволяла компьютеризация бизнес-процессов и автоматизация уровня индустриальной эпохи. Дальнейшее развитие уже не могло вызвать существенных изменений.

Такие изменения могли произойти только в результате использования информации. Тогда, на заре информационного века, для всех участников бизнеса стало очевидно, что основные экономические возможности скрыты в информации, бизнес-анализе и знаниях. Даже сегодня, на этом раннем этапе, все это не вызывает сомнений: движущей силой нынешней экономики является информация. Во многих отношениях информация - Интернет-аналитика (internet intelligence, II) - становится для новой экономики тем же, чем нефть и ее производные стали для экономики индустриальной: она превращается в "топливо" для приобретения знаний, управляющих производительностью в условиях нового тысячелетия.

Требования Интернет-аналитики

Ее требования существенно отличаются от требований бизнес-анализа в прошлом и даже в настоящем. Они настолько отличаются от сегодняшних бизнес-аналитических решений, спроектированных для клиент/серверных систем, что закономерно возникает вопрос, способно ли нынешнее поколение бизнес-аналитических решений перейти к необходимой в новых условиях распределенной II-архитектуре.

Самым очевидным требованием является наличие Интернет. Через Интернет предоставляется интернет-аналитика, однако его задачи гораздо шире, чем просто транспортировка данных между корпоративными системами и различными пользователями. Большая часть данных и средств преобразования данных в значимую аналитическую информацию также будут находиться где-то на просторах Интернет. II-решения в этой Интернет-информационной экономике должны будут максимально полно использовать новые возможности Интернет - например, предоставление актуальных данных и средств их анализа вместо простых отчетов с результатами.

К тому же, для достижения успеха в информационную эпоху II-решения должны обрабатывать достаточно широкий спектр неизвестных. Например, параметры отношений с провайдером данных, располагающимся где-то в Интернет, могут быть неизвестны. Аналогично, аналитические возможности и интересы II-пользователя также будут неизвестны и будут сильно отличаться для новичков и для высокопрофессиональных аналитиков. При этом местоположение пользователей, их настольных инструментов и систем и частота их обращения к II-решениям также совершенно неизвестны. И даже число пользователей будет неизвестно, хотя и очевидно исключительно велико.

Несмотря на то, что упомянутый выше европейский провайдер мобильной связи имеет точно 4 миллиона клиентских аккаунтов, нет никакой возможности заранее определить, какие из них станут пользователями предлагаемого компанией II-решения. Опять же неизвестно, с какой частотой пользователи будут обращаться к II-решению. И, наконец, - совершенно невозможно контролировать выбор пользователями определенных типов устройств. Будут ли они анализировать данные на своих персональных мобильных телефонах с IP-функциями и маленькими экранчиками, небольшим объемом памяти и ограниченными возможностями обработки приложений или же они воспользуются полномасштабными портативными или настольными системами, оснащенными крупноформатными Excel-таблицами или другими приложениями?

Все это кардинальным образом отличается от свойств нынешних бизнес-аналитических решений, спроектированных для сред с известными источниками данных и понятными данными. Аналитические интересы, профессионализм и инструментарий пользователей также хорошо известны, так как обычно сами пользователи представляют собой небольшую группу менеджеров и аналитиков среднего звена. Даже с учетом последних бизнес-аналитических решений (состоящих из клиент/серверных бизнес-аналитических систем, способных предоставлять броузеру результаты в формате HTML через web-интерфейс), источники данных, аналитические интересы и навыки наверняка известны. Неизвестно, по сути, только местонахождение пользователя, располагающегося "где-то в Интернет". Да еще число пользователей, которое будет несколько больше, чем для пользователей стандартных клиент/серверных бизнес-аналитических решений.

Несмотря на то, что бизнес-анализ через Интернет представляет собой шаг в верном направлении, максимум выгоды из него извлечь невозможно - этому мешает его клиент/серверное "наследство". Большинство нынешних систем действительно являются адаптациями тонкого клиента к инструментам толстого, доминировавшим в начале 1990-х годов. И большинство поставщиков до сих пор мыслят категориями из расчета на отдельного пользователя, не взирая на то, что с приходом Интернет-модели такие взгляды уже устарели. Однако как, например, наш уже упомянутый европейский провайдер телекоммуникационных услуг сможет прийти с поставщиком BI к соглашению по лицензии, рассчитанной на определенное число пользователей, если он не имеет ни малейшего представления о том, сколько его потребителей воспользуется этим II-предложением?

Новое II-решение

II-решение для информационной эпохи будет существенно отличаться от привычных сегодня BI-решений. Оно не только будет оснащено возможностями работы в Интернет - оно само по себе изначально спроектировано, построено и оптимизировано под Интернет. Такие новые II-решения распространят свою надежность и на серверную обработку информации, заменив ее на распространение информации и распределенную обработку приложений с помощью Интернет.

Кроме того, Интернет-аналитика опровергнет многие старые предположения BI о гомогенной природе и нерегулярном использовании бизнес-аналитических решений, а также об ограниченном числе их потенциальных пользователей. Вместо этого, вокруг нее будет мир, в котором бизнес глубоко вовлечен в непрерывную обработку информации и Инетрнет-аналитики постоянно меняющимся составом пользователей, обладающих различными аналитическими интересами, потребностями и аналитическими навыками.

В центре новой Интернет-аналитики разместиться понятие распределенной обработки информации. Уже сейчас компании продемонстрировали преимущества перемещения информации и обработки в среду Интернет. Но чтобы стать фундаментом информационной экономики, Инетрнет-аналитике необходимо еще приобрести распределенную архитектуру с возможностью объединения аналитических сред на пути от разрозненных и несопоставимых источников данных. Вместо простого распределения по пользователям результатов запросов через Интернет, новая Интернет-аналитика будет направлять поток актуальных данных пользователям виртуальных организаций, разбросанных по просторам Интернет. Таким образом, эти пользователи получат возможность анализировать, манипулировать и объединять данные из различных источников для различных целей, продиктованных их потребностями.

Например, банк может направлять поток данных потребителям в виде так называемой голограммы данных - сложной математической модели. В этом случае недоступные ранее большие объемы данных становятся легко и быстро доступными, позволяя осуществлять сложные клиентские запросы в считанные секунды.

Новая Инетрнет-аналитика вызовет к жизни и новый вид баз данных. Нынешние реляционные базы данных, игравшие центральную роль в клиент/серверном бизнес-анализе, на самом деле спроектированы для транзакционной обработки: они не оптимизированы под новые Интернет-аналитические потребности организации. Так же, как реляционные базы данных возникли с появлением клиент/серверной обработки, в конечном счете, вытеснив многообразие различных технологий баз данных, аналогично реляционные базы данных сегодня делят свои обязанности с другими технологическим подходами. В распределенной информационной Интернет-архитектуре, наряду с реляционными базами данных, которые по прежнему будут использоваться при обработке транзакций, ключевую роль будут играть новые типы баз данных, оптимизированные под многомерный анализ информации, представленной в различных форматах, схемах и структурах данных.

Нынешний клиент/серверный бизнес-анализ помог многим организациям использовать свои бизнес-данные для принятия более обоснованных бизнес-решений по традиционным бизнес-процессам. Однако с появлением Инетрнет организации столкнулись с принципиально новыми типами бизнес-процессов - от управляемых цепей поставок до полномочных клиентов и виртуальных организаций. Все это уже требует не бизнес-анализа, а новой Интернет-аналитики.

Как будут выглядеть II-решения в будущем? По тому, что мы имеем на сегодняшний день, II-решение будет оптимизировано для Интернет и построено на базе распределенной архитектуры. Оно будет использовать новые технологии баз данных, оптимизированные для гетерогенного многомерного анализа данных и эффективно работать с неизвестным заранее числом пользователей с неизвестными аналитическими интересами и навыками.