Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Решения от западных поставщиков

Системы финансовой консолидации предназначены для финансового управления распределенными организациями. В России такие системы принято разрабатывать собственными силами, как правило, для этого создается множество несвязанных программ, собирающих отчетные формы, или финанасовые показатели из филиалов организации. На Западе широко распространены промышленные системы специального класса -системы финансовой консолидации. Эти системы отличаются от Хранилищ данных глубокой проработкой предметной области, наличием заранее определенной структуры базы данных, специфических финансовых механизмов контроля, консолидации данных, финансовых функций, пользовательских интерфейсов. Другими словами - это готовые системы, которые можно гибко настраивать на специфику организации, но только в рамках заданной предметной области.

В этом обзоре представлены краткие описания нескольких распространенных систем, предназначенных для финансовой консолидации.

SAS

Компания SAS предлагает CFO Vision - интегрированное решение для финансовой консолидации, анализа и отчетности. Оно соединяет в себе возможности управления данными, финансовую аналитику и OLAP, позволяя оценивать бизнес с различных сторон в разрезе потребителей, линеек продуктов, географических точек, валют и других категорий. Система содержит возможности продольной и поперечной нарезки информации (slice and dice) и углубления в детали, стоящие за представленными цифрами (drill down), выявления тенденций и исследования благоприятных и рискованных направлений бизнеса. CFO Vision позволяет:

  • Обслуживать множественные бизнес-процессы - например, формирование юридической и управленческой отчетности, - и вносить изменения одним нажатием кнопки мыши.
  • Создавать финансовые отчеты, отвечающие корпоративным и государственным стандартам и правилам - таким, как GAAP или IAS, - позволяя при этом отдельным подразделениям использовать свои собственные настройки отчетов.
  • С помощью гибкого репортинга соединить пояснения и диаграммы, упрощая создание единой аналитической среды.
  • Поддерживать целостность и безопасность данных с помощью финансовых витрин данных, защищая данные, формирующие базис обоснованных бизнес-решений.

Hyperion

Этот поставщик также имеет собственную систему финансовой консолидации, отчетности и анализа - Hyperion Enterprise. Это пакетное аналитическое приложение призвано упростить сбор, консолидацию и формирование отчетности по финансовым результатам в единой среде, снижая временные затраты предприятий на эти операции и расширяя их возможности в области финансового анализа и планирования. Ключевыми характеристиками Hyperion Entreprise являются:

  • Встроенные возможности специфической конвертации валют, консолидации доли участия дочерних компаний, формирования отчетности по двум видам валют Европейского валютного союза (EMU) и др.
  • Возможность реализации системы без существенного вмешательства IT-специалистов, простой графический интерфейс, простота установки и обучения работе с системой. Использование привычных настольных средств (Excel, Lotus 1-2-3 и стандартных web-броузеров).
  • Поддержка управления изменениями, возможность быстрой адаптации решения к изменениям организационной структуры предприятия - реорганизациям, слияниям, поглощениям и разделениям, - позволяющая отследить влияния таких изменений и смоделировать будущие изменения.
  • Глобальная поддержка - шесть языков, возможность работы с различными законодательными требованиями и др.
  • Гибкие возможности внедрения - может реализовываться в централизованной или распределенной форме. Прогрессивный контроль, позволяющие отслеживать статус отдельных этапов процесса финансовой консолидации, система безопасности с интуитивным графическим интерфейсом и аудит ввода данных и всех этапов процесса консолидации.
  • Интеграция с ERP-системами и другими источниками данных через API и собственное средство интегрирования - Hyperion integration Link.
  • Интеграция с Hyperion Essbase OLAP Server для расширения возможностей репортинга, аналитического моделирования и планирования.

Comshare

Система Comshare MPC состоит из четырех модулей - для бюджетирования, планирования, финансовой консолидации и отчетности и анализа. Модуль консолидации отвечает за упрощение сбора и интеграции данных из различных источников, повышая скорость и эффективность подведения ежемесячных финансовых итогов. Он поддерживает перевод и отчетность в нескольких валютах и преобразует разрозненные данные в существенную бизнес-инфомацию. Встроенная финансовая аналитика и управление отчетностью обеспечивают получение результатов в готовом для просмотра виде, а расширенные функции сбора данных помогают исключить утомительное переформирование ключей и дорогостоящее исправление ошибок. В целом, этот модуль позволяет:

  • Быстро объединять данные из множества главных книг и планов счетов.
  • Объединять данные по различным направлениям бизнеса и структурным версиям (текущий год, прошлый год и др.).
  • Поддерживать многовалютную и одновалютную отчетность.
  • Сообщать о воздействии колебания курсов валют (текущем, прогнозном и бюджетном курсах).
  • Выполнять автоматизированную корректировку данных.
  • Использовать встроенные готовые отчеты для осуществления аудиторской проверки.
  • Рассматривать как исправленную, так и первоначальную версию результатов.
  • Представлять информацию в виде таблиц, диаграмм, предупреждений или выделенных цветом исключений.

Analyst Finance

Эта группа решений, объединяющая Analyst Reporting, Analyst Budgeting, Analyst Allocations и Analyst Conaolidations, происходит из Великобритании, реализует Excel-метод бюджетирования. Среди сторонников этой системы можно встретить таких лидеров, как Microsoft, лицензировавший функциональность Analyst в составе своего пакета Business Server. Связь с Microsoft проявляется и в осуществляемом через Мастер создании отчетов, помогающем пользователю описывать шаблоны для сбора данных. Затем Analyst Budgeting генерирует и распространяет рабочую книгу Excel для каждого работающего с бюджетом лица. В отличие от многих своих давно существующих конкурентов, Analyst изначально был ориентирован на пользователей решений среднего размера, хотя ее продукты способны изменять масштаб до уровня корпоративных. В последнее время компания приняла агрессивную политику продаж Analyst FBC ("быстрее, лучше, дешевле","faster, better, cheaper"), установив цену на свой продукт в ?2,500. Основными свойствами решений Analyst является восходящее бюджетирование, интегрированное с консолидацией, репортингом и аналитикой с использованием в качестве интерфейса программы Excel. Решения Analyst работают в операционных системах Windows 95+, поддерживают базы данных Microsoft Access, SQL Server 6.5+ и Oracle, механизмы импорта/эспорта системы Proprietary Filter, ODBC и OLE DB. Клиентской пользовательской средой является: для консолидации - Windows Desktop, для сбора и распространения данных - Micrsoft Excel, включающая в том числе и web-компоненту.

PricewaterhouseCoopers

Достаточно давно присутствующая на рынке система групповой отчетности и консолидации CLIME в мае этого года пополнилась новой версией CLIME 2.7. Этот релиз обеспечивает тесную интеграцию метаданных и данных между CLIME и инструментами других поставщиков. Такой подход отражает общую тенденцию на рынке программных средств, заключающуюся в стремлении обеспечить пользователям возможность объединять самые лучшие системы в каждом классе, независимо от их производителя. В данной версии улучшена поддержка мелкомодульного текстового комментария и расширен спектр встроенных финансовых функций. Новый интерфейс OLE DB позволяет CLIME работать со стандартными графическими интерфейсами и специальными OLAP-инструментами, а новый интерфейс COM-компоненты позволяет интегрировать CLIME и средства анализа и планирования. Возможность выполнять сложные преобразования для моделирования и оценки обеспечивается новой логикой вычислений, а новые формы текстовой поддержки расширяют функциональность репортинга за счет включения более детальных комментариев.

В 2000-2001 годах на российском рынке была замечена повышенная активность ряда западных компаний по продвижению систем финансовой консолидации через российских агентов. В то же время стали появляться и отечественные промышленные разработки в этой области. Вероятно, это связано с тенденцией укрупнения российских предприятий и банков, что и вызвало спрос на системы финансового управления распределенных организаций. Все говорит о том, что в России начинает формироваться рынок систем этого класса.