Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Inside UDDI

Что это такое?

UDDI обеспечивает метод описания бизнеса и предлагаемых им web-сервисов на основе XML. UDDI Business Registry представляет собой базу данных общего пользования, в которой компании сами себя регистрируют.

Сегодня UDDI-реестры общего пользования являются полностью действующими. Бета-тестирование было закончено в начале мая. IBM и Microsoft уже ведут базы данных общего пользования. Ariba выпала из борьбы, а Hewlett-Packard запустит третий реестр во второй половине этого года.

Возможности UDDI - это возможности незапланированного поиска новых бизнес-партнеров и бизнес-процессов. Если мир web-сервисов будет процветать, компаниям потребуется единый автоматизированный способ поиска друг друга на просторах Интернет и определения совместности систем и приложений.

Вкратце, UDDI позволяет компаниям три вещи:

  1. Находить друг друга.
  2. Определять способ их взаимодействия по Интернет.
  3. Организовывать общий доступ к информации через открытый глобальный реестр.

Дополнительную информацию по UDDI можно получить на UDDI.org, где вы найдете статьи, технические описания и копии спецификации. Там вы также найдете интерфейс на основе броузера для регистрации вашего бизнеса и услуг, а также для поиска потенциальных торговых партнеров.

Но, по словам Криса Курта, попытки встроить такой интерфейс в UDDI-реестры "только поцарапали крышку UDDI-функциональности". Самые находчивые из IT-организаций могут развивать специфические возможности и базу данных еще дальше, присоединяя к ним прочие актуальные технологии - такие, как SOAP (Simple Object Access Protocol) и другие сервисы на основе XML для непосредственной интеграции UDDI в свои приложения.

Что внутри

По словам Криса Курта, компаниям следует начать с доскональной инвентаризации информации, являющейся ключевой для компании и бизнес-процесса. "Следует серьезно подумать о том, как ваш бизнес связывается с партнерами в электронной среде", - рекомендует Курт. - "Необходимо обратить внимание на сервисы, которые компания совместно с бизнес-партнерами предоставляет сегодня в Интернет". Начните с начала. Предоставляет ли ваша компания специальный адрес электронной почты для запросов клиентов и партнеров? Какие сервисы предлагаются на сайте вашей компании? FedEx, например, обеспечивает web-интерфейс для отслеживания пакетов. Это web-сервис, достойный регистрации в базе данных UDDI.

"Составьте опись ваших бизнес-процессов и начинайте их перевод в предоставляемые вами коммерческие сервисы", - советует Курт. - "И не ограничивайте свою фантазию сервисами, поставляемыми через броузеры. Даже если исключить броузер, остается набор сервисов, которые может предлагать любая компания и которые могут использоваться любым устройством просто с помощью представления их через XML и SOAP".

После составления этой исходной описи, обратитесь к спецификации UDDI за помощью в деле описания каждого из бизнес-процессов или образа действий. Специфические возможности и реестр обеспечивают метод описания любого процесса как сервиса, не зависящего от своего поставщика или получателя. Такие описания на языке UDDI называются "T-Models". Каждое описание получает, кроме всего прочего, уникальный идентификатор, помогающий находить их компаниям и, что важнее, другим приложениям.

Развитие UDDI происходит постепенно, кирпичик за кирпичиком. "Если описание для web-сервиса, который вы собираетесь предложить, уже существует - используйте его", - рекомендует Курт. - "если же нет, у вашей компании может появиться возможность создать новую T-Model, описывающую уникальный web-сервис. В идеале сервисы описываются с помощью Web Services Description Language (WDSL), описывающего "входящие и выходящие из web-сервиса XML-сообщения".

База данных, предназначенных для UDDI web-сервисов, будет органично расти. В ряде случаев организации вроде RosettaNet и поставщики - например, разработчики приложений для сети поставок, а также крупные организации - такие, как Ford или любой другой промышленный консорциум вроде Covisint - будут описывать целые пакеты групп сервисов и интерфейсов. В иных случаях компании могут добавлять эти группы по одной.

В целом, UDDI принимает и организует информацию трех типов в три обширных категории:

  • Статьи, содержащие адреса, контакты и известные идентификаторы.
  • Справочную информацию, включающую промышленное категоризирование на основе стандартной классификации.
  • Техническую информацию, о сервисах, предлагаемых бизнесом, включая ссылки и интерфейсы к поставляемым компанией сервисам.

Философия UDDI

UDDI представляет собой хороший пример того, что происходит, когда разработчики начинают задумываться о доставке приложений в виде сервисов. Реестр невелик (он не содержит информации - только ссылки на нее), построен на основе сообщений (соединения осуществляются путем передачи XML-документов, а не жестко запрограммированной интеграцией) и поддерживает распределенные приложения (даже если справочная база данных относительно централизована).

Сегодня UDDI требует слишком много ручной работы.

Весь объем возможностей UDDI проявится, когда средства разработки будут автоматически создавать WDSL-файлы для описания вновь созданных приложений и доставлять их напрямую в UDDI-базы данных общего пользования. Не менее важными будут и UDDI-ссылки в рамках ключевых корпоративных приложений - например, ERP, цепи поставок и снабжения. Такие приложения должны будут уметь отображать предлагаемые ими web-сервисы как часть процесса своей установки.

UDDI относится к незапланированным бизнес-отношениям - "изысканиям", как предполагает его название. В этом смысле долговременные бизнес-партнеры могут сообща использовать свои web-сервисы более прямым образом. "Но электронный бизнес растет", - говорит Курт, - "И компании будут регулярно оценивать новых поставщиков, а также изыскивать автоматизированные способы получения информации о новых web-сервисах и интерфейсах, предлагаемых их нынешними партерами.

UDDI-реестры общего пользования, развиваемые UDDI-базами данных сообщества частных поставщиков должны уметь работать с таким диапазоном отношений в сфере электронного бизнеса.

Между тем, версия 2.0 UDDI, запланированная к выпуску в июне 2001 года (опубликована 18.07.2001 года. Подробнее см. новости на www.uddi.org и на www.the451.com - прим. перев.), войдет в число прочих улучшений, поддерживающих более богатую палитру стандартов для лучшего отражения сложности предприятий и различных типов описываемых ими web-сервисов. Не вызывает сомнений, что UDDI и модель web-сервисов, которую он призван поддержать находится пока в стадии становления. Но до настоящего времени группа UDDI.org активно двигалась в направлении общедоступной реализации и держалась в стороне от политики.