Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Обязательная финансовая отчетность в новом тысячелетии. Подготовка финансовой отчетности перестанет быть тяжким бременем и превратится в один из ключевых факторов успеха банковских операций

К концу 20-го века становится наиболее очевидными значительный технологический прогресс, достигнутый в различных областях банковского бизнеса, от появления мейнфреймов до развития технологии отображения чеков и повсеместного распространения банкоматов (ATM). Но в процессе совершенствования банками и другими финансовыми организациями автоматизации различных составляющих своего бизнеса, одна из важнейших областей оставалась за бортом, а именно - обязательная отчетность. Несмотря на огромные затраты времени и денег, необходимых для ее формирования, и особое значение, уделяемое ее решению органами государственного регулирования, отнюдь не все банки и финансовые организации уделяют внимание проблеме повышения эффективности обязательной отчетности.

На пороге нового тысячелетия банки вынуждены будут осознать необходимость в быстром и эффективном способе улучшения целостности, точности и аналитической глубины формируемой ими отчетности, при одновременной экономии времени и денежных средств, затрачиваемых на ее подготовку.

Автоматизация процесса подготовки обязательной отчетности заставит мировые банки обратить внимание на преимущества рационализации операций и оптимизации использования человеческих ресурсов в результате использования единого Хранилища данных, аккумулирующего данные всех информационных управленческих систем. Такое Хранилище упрощает и оптимизирует процесс подготовки финансовой отчетности для федеральных и государственных органов регулирования и собственных головных подразделений компании. Кроме того, Хранилище данных обеспечивает руководство единым источником данных, удовлетворяющим все информационные потребности организации. В результате организация получает чистые, легко отслеживаемые данные, улучшенный анализ продуктов и конкуренции на рынке, а также углубленный анализ клиентской базы и прибыльности с одновременным снижением риска. Помимо прочего, единое Хранилище данных дает возможность мелким и средним банкам выйти на рынок банковских услуг с конкурентноспособными предложениями, и облегчает процесс объединения и унификации информационных систем при слиянии компаний внутри страны и с зарубежными предприятиями.

Тяжкое бремя формирования обязательной отчетности

Исторически менеджеры банков всегда имели доступ к большим объемам данных, часто содержащие весьма незначительные объемы полезной информации. Большинство банковских систем не обеспечивали адекватной информации для формирования точного представления о ежедневных банковских операциях, позволяющего принимать своевременные и правильные решения.

На ранних этапах автоматизации банковской деятельности банки стремились приобретать единые сложные программные пакеты одного конкретного поставщика, для охвата всех аспектов бизнеса - от розничных услуг и различных банковских счетов, до инвестиций. Такие пакеты часто не удовлетворяли потребностям организации и нередко требовали значительных временных затрат на реорганизацию имеющихся данных вручную для повышения их соответствия требованиям к отчетности данной организации. В последнее время тенденция изменилась: как только банки начали приобретать подсистемы и приложения для обслуживания различных задач своего бизнеса, они обнаружили, что сложные пакетные решения весьма немногочисленны и встречаются не так уж часто. Нехватка таких решений в области новых для рынка линеек продуктов и услуг, а также постоянный рост требований к обязательной отчетности способствует развитию имеющейся сегодня проблемы относительно данных финансовой отчетности.

Поскольку важные данные обычно находятся в различных приложениях, многие из которых весьма малофункциональны и специфичны с точки зрения данных, при подготовке отчетности банки сталкиваются с необходимостью объединения несогласованных фрагментов информации. Это мероприятие часто выливается в ошибки, потерю контроля над данными, а процесс формирования отчетности становится излишне длительным и дорогостоящим. И без того непростая задача усложняется еще и тем, что индивидуальные системы обычно содержат собственные специфические коды валют, продуктов, стран и клиентов, еще более запутывающие ситуацию. И в довершение всего, множество систем делает практически невозможным осуществление на должном уровне анализа финансовых данных и точной оценки рисков.

Несмотря на путаницу с данными и их несоответствия, кое-что остается неизменным - а именно, безусловная необходимость в обязательной отчетности. Она должна формироваться и предоставляться в соответствующие органы государственного регулирования в строго определенные сроки.

Отчетность для Федерального резервного банка

Федеральный резервный банк (ФРБ) был выбран Конгрессом США в 1913 году в качестве центрального банка Соединенных штатов с целью создания в государстве безопасной, гибкой и стабильной денежно-финансовой системы. Сегодня задачи ФРБ распадаются на четыре основных группы: (1) управление денежной политикой государства; (2) надзор и регулирование банковской сферы и защита прав вкладчиков; (3) поддержание стабильности финансовой системы; и (4) предоставление определенных финансовых услуг правительству США, общественности, американским и зарубежным государственным финансовым институтам.

Обязательная финансовая отчетность используется в качестве эффективного средства решения этих задач. Собирая содержащуюся в отчетности всестороннюю информацию относительно финансовой деятельности организаций, ФРБ осуществляет анализ различных финансовых операций - например, кредитования потребителей, транзакций с иностранной валютой, выявление рисков и имеющихся денежных запасов. Вопреки постоянному упрощению ФРБ своих требований к отчетности, банки часто обнаруживают в изданных инструкциях неясные для себя моменты. Но проблемы не исчезают с пониманием требований этих инструкций. Многие банки все равно вынуждены иметь дело со своей информационной проблемой при подготовке отчетов с помощью банковских приложений, разработанных для обработки транзакций и осуществления проводок по счетам, а не для соответствия растущим требованиям, предъявляемым к обязательной отчетности.

Как было сказано выше, эта ситуация осложняется использованием ряда банковских приложений, работающих на различных платформах различных поставщиков, что часто выливается в несоответствие информации между различными системами. В некоторых случаях для удовлетворения требованиям отчетности банки пытаются получить эту информацию из системы Главной Книги (аналог АБС), однако и в этом случае их подстерегает ряд сложностей. Главная Книга является отчетом об изменении баланса, и находящиеся в ней данные представляют собой совокупность транзакций, обработанных системами прочих бухгалтерских книг. Главная Книга, как правило, не содержит ключевые элементы данных - такие, как тип клиента, тип транзакции, код продукта, валюту, страну проживания или риск, составляющие основу подготовки практически всех отчетов.

Другой проблемой, подстерегающей те из банков, которые полагаются при подготовке отчетов исключительно на систему Главной Книги и ее подсистемы, заключается в постоянном изменении и росте требований органов государственного регулирования (например, ФРБ), Комиссии по ценным бумагам (Securities and Exchange Commission) и, во многих случаях, собственных головных подразделений. Большинство банков считают чрезвычайно сложной адаптацию к новым требованиям, так как процесс определения местонахождения необходимых данных часто является достаточно утомительной задачей. И, наконец, все эти сложности умножаются при слиянии банков. Чем больше банков подвергается слиянию с зарубежными партнерами, при котором процесс слияния вынуждает банки иметь дело с чем-то гораздо более сложным, чем различные IT-системы, тем более обостряются проблемы, порождаемые их внутренними информационными проблемами.

Автоматизация процесса подготовки обязательной финансовой отчетности

В последнее время на рынке появился ряд решений для автоматизированной подготовки обязательной финансовой отчетности. Они объединяют данные из систем банковских подразделений фронт-оффис и бэк-офис в центральный репозиторий данных, где ключевые данные переводятся в стандартизованную информацию, распознаваемую программным обеспечением. Этот единый источник информации исключает проблемы, связанные с использованием различных банковских приложений и платформ. Получаемая в результате стандартизованная информационная база объединяется затем в отчеты требуемого формата в соответствии с требованиями органов государственного регулирования.

Используя автоматизированные решения, финансовые институты могут уменьшить объем времени, затрачиваемый на подготовку информации для обязательной финансовой отчетности почти на 80 %. По данным ФРБ, на сбор всей необходимой для обязательной финансовой отчетности информации вручную может затрачиваться свыше 1,700 часов в год. Из этого времени приблизительно 80 % уходит на подготовку и менее 20 % - на анализ. Такой поход часто является причиной ошибок и существенно усложняется за счет связанной с ним сложной бумажной работы.

Автоматизация процесса подготовки финансовой отчетности сокращает затрачиваемое на это время приблизительно до 400 часов в год, из которых 20 % используется для подготовки отчетов и 80 % - для анализа. Дополнительное время, затрачиваемое на анализ, способствует не только существенному улучшению точности и аудиторской готовности отчетности, но и обеспечивает руководство необходимыми средствами для создания системы эффективного управления рисками.

Будущее

Автоматизированная подготовка обязательной финансовой отчетности дает банкам больше преимуществ, чем подготовка только специфических обязательных отчетов. Как только некий финансовый институт создает единое Хранилище данных, объединяющее все его данные, он может использовать его информацию в дальнейшем для подготовки различных других отчетов, предназначенных для различных внутрибанковских и внешних структур. Предпосылка такова, что, решив ключевую организационную проблему - формирование обязательной финансовой отчетности - компания может одновременно приобрести базу данных, которую можно использовать для подготовки самых различных видов отчетов и анализа. Эта информация может использоваться как трамплин для облегчения реализации новых проектов, способствующих росту и развитию организации.

Тенденция к автоматизации всей банковской деятельности совершенно очевидна. Ежедневно все больше финансовых институтов формируют собственный взгляд на развитие единой базы данных, отвечающей всем организационным требованиям компании. В 21 веке главной задачей банков будет создание общей системы, отвечающей как внутренним, так и внешним потребностям организации.

Другие тенденции, которые можно будет наблюдать в уже не столь отдаленном будущем, являющиеся результатом реализации единого Хранилища данных, первоначально созданного для удовлетворения потребностей в формировании обязательной финансовой отчетности, таковы:

  • Представление отчетов в ФРБ электронном виде и по Интернет;
  • Снижение взысканий в результате повышения точности обязательной отчетности;
  • Улучшение внутрибанковской работы и снижение объемов сверхурочных работ;
  • Углубление и расширение анализа отчетности и других данных;
  • Расширения возможностей подготовки том числе и общей управленческой отчетности (например, отчеты для подразделений банка в различных странах и регионах будут формироваться из единой базы данных);
  • Формирование единого подхода к обязательной, управленческой отчетности и отчетности для головных подразделений компаний;
  • Улучшение анализа продуктов и конкуренции, включая анализ рентабельности, клиентских счетов и управления рисками;
  • Обеспечение возможности устанавливать лимиты для клиентов в международном масштабе.

В новом тысячелетии станет гораздо очевиднее, что вся обязательная финансовая отчетность, ранее рассматривавшаяся банками как тяжкая повинность, станет, с помощью автоматизации, ключевым фактором успеха банковских операций.