Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Студии Хранилищ данных - шаги к успеху

Хранилища данных сегодня достигли в своем развитии такого же уровня, в каком системы приложений находились к концу 80-х годов. В связи с этим в данной области появилась аналогичная реальная альтернатива построению Хранилищ "с нуля" - интегрированные наборы продуктов, содержащих инструменты для проектирования и преобразования Хранилищ, базы данных, средства управления метаданными и администрирования Хранилища данных. С помощью таких наборов у организаций будет возможность сэкономить время и средства на реализации бизнес-решений и одновременно увеличить гибкость и масштабируемость создаваемого Хранилища соответственно требованиям определенного предприятия и быстро меняющимся условиям конкретных сфер бизнеса. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что формируется новое поколение Хранилищ данных, которое уже не предусматривает в проекте своей реализации начального и самого длительного этапа, включающего в себя разработку схемы проектирования, построения аналитических запросов, шаблонов ETL и др.




Рис. 1 Сравнительная схема традиционных проектов Хранилищ данных и Industry Warehouse Studio.

4 мая 1998 года компания Sybase, один из мировых лидеров по разработке программного обеспечения, предложила решение, предоставляющее предприятиям возможность упростить проектирование собственных Хранилищ данных для анализа отношений с клиентами (CRM). Таким решением стал специально созданный набор продуктов Industry Warehouse Studio, первоначально содержавший четыре студии для таких областей бизнеса, как страхование от несчастных случаев, здравоохранение, розничное банковское обслуживание и телекоммуникации. Позднее пакет был дополнен студиями для работы в сфере страхования жизни, кредитных карт и рынка ценных бумаг. На сегодняшний день Industry Warehouse Studio - практически единственный самостоятельно существующий набор инструментов для быстрого создания Хранилищ. И этот проект быстро завоевывает популярность среди крупных компаний, что подтверждает тезис о том, что бизнес готов принять новую схему разработки, и заявленные компанией преимущества продукта носят вполне объективный характер. Возможно, в скором времени такие студии станут стандартным средством для проектирования Хранилищ данных.

Сразу после представления Industry Warehouse Studio компания Business Objects, принадлежащая к числу ведущих поставщиков интегрированных инструментов для предприятий, объявила о поддержке этого продукта. Вице-президент по корпоративному маркетингу компании Business Object Дэйв Келлогг утверждает, что сегодня значительную часть своего IT-бюджета предприятия вкладывают именно в Хранилища данных, а с помощью Industry Warehouse Studio потребители получают простой в приобретении, реализации и применении пакет инструментов, необходимых для разработки Хранилища, полностью удовлетворяющего их специфическим требованиям. Компания Business Objects предполагает, что сокращение времени, затрачиваемого на создание и запуск такого Хранилища, позволит предприятиям быстрее начинать использование в своих проектах интегрированных и масштабируемых приложений Business Objects в области принятия решений.

В середине 1999 года компании Sybase и Cognos подписали партнерское соглашение по поставке бизнес-аналитического (BI) пакета совместно со студиями Sybase. Бизнес-аналитические решения и независимые от баз данных приложения Cognos в области страхования, здравоохранения, телекоммуникаций и розничного банковского обслуживания позволили дополнить инструменты создания и обслуживания Хранилищ данных аналитической оценкой прибыли от продаж, конкуренции, финансовых затрат и операционной эффективности работы предприятия. Программное обеспечение Cognos объединяет заранее определенные шаблоны для системы формирования запросов и отчетов Impromptu и OLAP-систему PowerPlay, обеспечивающие пользователей продуктов Sybase дополнительными возможностями по анализу данных, созданию запросов и получению отчетов. Все это увеличивает ценность студий как средств, используемых в процессе принятия решений и управления отношениями с клиентами.

Вторая половина 1999 года была ознаменована заключением стратегического партнерства между компаниями Sybase и Saratoga Financial Systems, предоставляющей консультационные услуги, сопровождение проектов и техническое обслуживание в области финансов. Соглашение направлено на предоставление бизнес-аналитических решений в сфере финансового и банковского обслуживания. Согласно этому соглашению Saratoga Financial Systems предлагает потребителям углубленное исследование данных по клиентам и продуктам путем преобразования их в рабочую бизнес-аналитическую информацию с помощью полнофункционального Хранилища данных на базе семейства студий Sybase. В свою очередь компания Sybase, используя опыт работы Saratoga Financial Systems в финансовой и банковской сфере более чем 20 стран мира, сможет выделить и проанализировать данные, являющиеся определяющими или специфическими для данной области бизнеса.

Конечно, готовые пакеты для разработки Хранилища данных есть не только у компании Sybase. Достаточно близко к ее студиям стоит такой функциональный элемент DB2 Universal Database компании IBM, как DB2 OLAP Starter Kit, созданный на базе DB2 OLAP Server и технологии Essbase компании Hyperion. Он не был выделен в отдельный продукт, однако задачи его во многом сходны с задачами студий Sybase. Starter Kit дает пользователям возможность достаточно просто создавать многомерные приложения, наполнять эти приложения данными Хранилища и обеспечивать доступ к ним некоторой рабочей группы. Он предлагает интегрированные возможности в области OLAP в соединении с несложным интерфейсом для разработки и управления OLAP-приложениями, и все это базируется на популярной аналитической машине Hyperion Essbase и мощностях DB2, использующей сотни приложений Essbase.

Впрочем, такой подход, несмотря на свою новизну, используется не только в зарубежных продуктах. В качестве примера можно привести систему "Контур Корпорация" компании "Intersoft Lab", представляющую собой аналогичную студию построения Хранилищ данных, ориентированную на специфику российской финансовой сферы. Возможности OLAP для Хранилищ, построенных на платформе "Контур Корпорация", обеспечивает OLAP-клиент "Контур Стандарт", который легко интегрируется в систему. Не секрет, что западные продукты требуют изрядной адаптации к условиям российского бизнеса, поэтому существование отечественной разработки вызывает законное чувство гордости.

Итак, на наших глазах возник новый метод построения Хранилищ данных - нынешним условиям уже не удовлетворяют ни статичные и дорогостоящие готовые Хранилища, ни разрозненные инструменты для их создания. Сегодняшний рынок суров, и предприятия желают получить Хранилище, максимально отражающее их специфику в минимально короткие сроки и за минимальную цену. Что ж, такие решения уже есть и все вышесказанное позволяет надеяться, что в скором времени сообщество студий пополнится новыми продуктами. В любом случае, очередное поколение Хранилищ вступило в свои права, и нам остается только пожелать, чтобы российские предприятия смогли наиболее полно воспользоваться новым технологическим подходом.