Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Web-компоненты зарубежных производителей

В качестве второй статьи мы предлагаем обзор решений зарубежных компаний в
области доступа к Хранилища данных через Интернет. Не все из рассмотренных нами
продуктов представлены на российском рынке, однако мы стремились дать
представление о наиболее известных продуктах в этой области. Безусловно, в
рамках небольшого обзора мы не можем охватить все актуальные сегодня
технологические подходы. Однако мы надеемся, что наши читатели не упустят
случая поучаствовать в обсуждении зарубежных технологий в наших конференциях
или даже в качестве автора одной из статей это рубрики следующего номера.

На пороге третьего тысячелетия трудно представить ситуацию, когда серьезная фирма не имеет выхода в Интернет. А поскольку большая часть работы сегодня связана с получением и компьютерной обработкой больших объемов информации, то и клиенты так же в большинстве своем с удовольствием используют преимущества, предоставляемые интернет-технологиями - возможность доступа к информации в удобное для них время, в удобном формате, получение необходимых конкретному специалисту отчетов, единообразное предоставляемой информации, как следствие - более рациональное использование своего рабочего времени. Таким образом, Интернет позволяет компаниям расширить круг потенциальных пользователей. Не будем забывать также и о финансовой стороне вопроса - стоимость работы в Интернет много меньше стоимости содержания собственного хранилища данных, а время и затраты на обучение работе с ним просто минимальны. Эти три условия - актуальность, удобство и рентабельность - и создали предпосылки для разработки целого направления программных продуктов, ориентированных на организацию доступа к корпоративной информации с помощью "всемирной паутины". И сегодня мы можем сказать, что и в области Хранилищ данных настало время, когда хорошее Хранилище - это Хранилище, информация которого доступна через Интернет.

Однако если бы мы взялись в рамках нашей статьи оценивать весь рынок подобных программных продуктов, такое исследование заняло бы не один десяток страниц и Вам вряд ли хватило бы времени и желания добираться до его заключительных строк. Поэтому, чтобы не утомлять уважаемого читателя (а также не утомляться самим :)), мы рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных зарубежных решений в области доступа к информации Хранилищ через Интернет.

SAS

Компания SAS, признанный лидер в области Хранилищ данных, одной из первых осознала преимущества нового подхода к распространению информации. Разработанная этой компанией технология SAS/IntrNet, опирающаяся на известную компоненту формирования отчетов Enterprise Reporter, обеспечивает интеграцию SAS System и Интернет. Ее использование позволяет:

  • Снизить стоимость разработки путем применения стандартной среды приложений.
  • Уменьшить объем клиентского приложения, а также его обслуживание.
  • Предоставить пользователям непосредственный доступ к отчетам и приложениям, сократив время, затрачиваемое на различные пояснения и ответы на вопросы.
  • Защитить данные путем построения и внедрения защищенных приложений.
  • Максимально увеличить прибыльность инвестиций путем разработки приложений для небольших групп с последующим расширением его для больших групп, уменьшая таким образом стоимость его внедрения на одном рабочем месте.

SAS/IntrNet одновременно поддерживает технологии CGI и Java для построения динамических интернет-приложений, динамического доступа к данным и средствам вычислений, дающих возможность пользователям с помощью Интернет запускать удаленные программы SAS, выполнять сложный анализ и принимать решения. При этом к отчетам через web-броузер возможен одновременный доступ многих пользователей внутри или вне организации, что в свою очередь упрощает разработчикам приложений их обслуживание и распространение.

Компоненты SAS варьируются от не-интерактивных средств публикации в Интернет до сред разработки приложений для интенсивно интерактивных клиентских Java-интерфейсов. Продукты компании SAS поддерживают три уровня интерактивности:

  • Публикацию в Интернет - доставку содержимого из приложений на web-сервер для пассивного просмотра в клиентском приложении.
  • Распространение отчетов - создание простых запросов в клиентском приложении, передача их через web-сервер в репозиторий данных и форматирование в виде отчета для просмотра в клиентском приложении.
  • Динамические приложения - инициирование запросов в клиентском приложении, выполнение их сервером приложений и просмотр результатов клиентом - web-броузером или Java-апплетом.

Одновременно продукты компании SAS реализуют и все преимущества "тонкого" клиента - с их помощью можно создавать приложения, соответствующие различной деятельности, и предоставлять возможность работы с ними в рамках клиента без средств SAS на клиентской машине. Реализация "тонкого" клиента возможна на любой платформе благодаря SAS MultiVendor Architecture.

Однако следует заметить, что в России продукты компании SAS более популярны в крупных компаниях. Небольшие же фирмы часто выбирают менее дорогостоящие решения.

Business Objects

Продукты компании Business Objects в целом по области применения сходны с описанными выше. Система BusinessObjects WebIntelligence, поддерживающая BusinessObject Repoter, также обеспечивает доступ через Интернет к корпоративной информации, также позволяет работать на любой платформе, также дружелюбно относится к не слишком технически грамотным пользователям и также использует схему "тонкого" клиента. Несмотря на это, отличия весьма значительны:

  • во-первых, у компании отсутствует собственное Хранилище данных. Фактически приложения компании представляют собой интерфейс к Хранилищам различных поставщиков баз данных, настроенный на эти базы и переносящий информацию из них в свои микрокубы для последующей обработки. Специальный инструмент WebIntelligence SDK дает возможность не только использовать технологию ASP фирмы Microsoft, но и встраивать систему поиска и просмотра данных в транзакционные схемы;
  • во-вторых, продукты компании поддерживают push-технологии (технологии оперативной доставки данных без запроса), а также возможность работы с нестандартными источниками данных, что позволяет решать противоположную задачу - программировать системы сбора данных из Интернет, в том числе - и создание собственных семантических слоев.

Отсутствие собственного Хранилища можно было бы считать серьезным недостатком этой системы, но не будем забывать, что здесь преследуются совсем другие цели, а именно - поддержка различных Хранилищ единым средством. Кроме того, более низкая цена также делает продукты компании Business Object достаточно популярными за рубежом.

Cognos

Скорее всего, наши читатели никогда не сталкивались с продуктами этой фирмы. Однако зарубежом она достаточно популярна. Интернет-решение этой фирмы носит название PowerHouse Web и включает в себя разработчик интернет-приложений Powerhouse 4GL, позволяющий создавать полноценные интернет-программы, имеющие функции дополнения, поиска, изменения и удаления, используя всего лишь несколько (а именно - четыре) предложения вместо сотен строк кода на языка Бэйсик или Си, что сокращает время разработки и обновления приложения, и, в конечном итоге, приводит к общему уменьшению себестоимости на предприятии.

Кроме того, особенностью продуктов Cognos является их ориентация на работу с нереляционными и немногомерными источниками данных (файлами C-ISAM, UNIX, RMS или наборами данных OpenVMS или TurboIMAGE на MPE/iX), которые легко и полностью могут быть описаны с помощью словаря данных средства PowerHouse. Доступ к таким источникам обеспечивается из тех же приложений и с помощью той же программы, что и к реляционным. К тому же имеющиеся на предприятии реляционные базы данных могут использоваться этим средством как подсловари, что позволяет избежать дублирования определений.

Microsoft

Во втором номере нашего Журнала мы уже останавливались подробно на новом OLAP-продукте этой фирмы - среде хранилищ данных Microsoft Data Warehousing Framework 2000, поэтому тем, кому интересна подробная информация по этому решению, мы рекомендуем заглянуть в Архив Журнала Клуба знатоков. Безусловно, эта известная фирма не могла обойти своим вниманием такую актуальную технологию, как доступ к данным Хранилища через Интернет. Главным преимуществом технологий Microsoft в данном случае, как, впрочем, и в других областях, является привычная популярность продуктов этой фирмы, и, как следствие - наиболее естественное взаимодействие ее новых технологий с уже имеющимися у пользователей инструментами, которые часто также оказываются ее разработками. Кроме того, идеологией Microsoft является выпуск "полуфабрикатов" для создания компаниями на базе этих компонентов собственных решений в области Хранилищ данных и Интернет.


Скорее всего, в ближайшую пару лет Хранилище данных и Интернет\Интранет перестанут разделяться в глазах потребителей. Огромные ресурсы разработчиков направлены на достижение этой цели. Уже сейчас, имея современные технологические инструменты, не так сложно создать собственное Web - Data Warehouse.



Автор: Дарья Черняева, специалист информационного отдела компании "Intersoft Lab"