Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Управление прибыльностью банка на основе трансфертного ценообразования

По мнению Джеффа Марсико (Jeff Marsico), IT-эксперта с многолетним опытом работы в финансовой отрасли, обесценивание задачи расчета прибыльности связана с тем, что это отчасти наука и отчасти искусство. Безусловно, в банках вычисляют рентабельность активов для всего банка, но к детализации расчета до уровня продуктов, которые в наибольшей/наименьшей степени зависят от рентабельности активов, переходят нечасто. Так же редко делают расчет в разрезе клиентов и используемых ими продуктов, чтобы выявить прибыльность возможных перекрёстных продаж.

Одним из критически важных компонентов управления прибыльности продуктов, как считает Джефф Марсико, является трансфертное ценообразование (Funds Transfer Pricing, сокр. FTP). Наиболее простой метод трансфертного ценообразования, как он полагает – это метод единой ставки или пула (singlerate/pool method). Предполагается, что депозиты имеют среднюю продолжительность в 3.5 года. Следовательно, можно кредитовать размещающие подразделения по единой ставке для любого рыночного инструмента, имеющего срок погашения, равный 3.5 года. Но лучший метод трансфертного ценообразования, по оценке эксперта, - это метод согласованной (matched maturity) или смежной трансфертной цены (coterminous FTP). В этом случае, трансфертные цены устанавливаются для каждого инструмента на уровне счёта, по балансовой стоимости рыночного инструмента той же зрелости. Таким образом, если руководитель филиала планирует привлечь депозиты сроком на 1 год под 0.5% годовых, а рыночная ставка (например, в Federal Home Loan Bank) по кредитам сроком на 1 год - 0.8%, он получает спрэд в 0.3% для этого депозитного вклада. Использование этого метода позволяет выделить каждый инструмент и исключает риск изменения процентной вставки.

Небольшим стабильно растущим банкам и кредитным союзам, предположительно с оборотом менее чем 300 миллионов долларов, для эффективного управления своим бизнесом достаточно консолидированной финансовой информации. Но если в планах кредитного учреждения – взрывной рост, ему следует задуматься о реализации системы отчётности, которая позволит информировать руководителей о прибыльности отдельных подразделений. Трансфертное управление ресурсами позволяет измерять эффективность на детальном уровне.

Полезно вспомнить события 2008-2011 годов, когда устойчивость кредитных портфелей подвергалась серьёзным испытаниям. Кредиторы получали вознаграждение, если они выдавали эти кредиты в 2006-2007 году. Если бы при оценке их работы использовались бы, во-первых, информация о прибыльности, во-вторых, трансфертное ценообразование, которое позволяет выделить доходность по их кредитам по сравнению с рыночной ставкой, в-третьих, распределение капитала на базе кредитных рисков для расчёта доходности собственного капитала, и, наконец, распределение надёжных резервов на основании методологии расчета резервов на покрытие убытков по кредитам, возможно, эти кредиты не выглядели в 2006-2007 годах столь хорошо.

По мнению Джеффа Марсико, есть три стратегические возможности, которые банк может получить, внедрив технологию трансфертного управления ресурсами в систему финансового управления:

  1. Дисциплина ценообразования и выполнения операций при осуществлении ежедневной деятельности по развитию бизнеса.
  2. Ответственность на уровне бизнес-направления.
  3. Акцент на наиболее прибыльных потребительских сегментах, а не на крупных клиентских счетах.

К сожалению, многие финансовые учреждения сосредоточены на достижении точности при вычислении трансфертной ставки, но не преуспели в подготовке аналитической отчётности. Более глубокий анализ результатов трансфертного ценообразования может привести к более правильным решениям в вопросах формирования цены и позволит кредитной организации получить объективную оценку эффективности.

Обозначенная проблема необязательно лежит в плоскости вычисления трансфертных ставок, а в том, почему многие современные банки не справляются с анализом и использованием полученной информации для принятия более обоснованных решений. Многие банки ставят во главу угла только вычисление точных трансфертных ставок, не до конца используя возможности, предоставляемые специализированными инструментами отчётности.

Реализация сложного, хорошо структурированного механизма трансфертного управления ресурсами обеспечит организации четкое представление об размере маржи в разрезе всех организационных уровней. Чтобы оценить размер прибыли, которую принес член правления, бизнес-подразделение, продукт или менеджер, банк должен начать с теоретически обоснованного подхода к расчётам трансфертных цен. Это привнесёт в систему трансфертного управления комплексные методики расчёта, которые, с учётом соответствующих предположений, отражают такие характеристики банковского продукта, как трансфертные ставки, кривая доходности и даже корректировки спрэда. Они необходимы, поскольку правильно рассчитанные трансфертные цены будут применяться для каждого счёта (на уровне записи) в зависимости от характеристик конкретного продукта.

Как только процесс трансфертного управления ресурсами заработает на практике, банк должен обеспечить, чтобы система трансфертного ценообразования не ограничивалась подготовкой только типичной бухгалтерской отчётности, а предоставляла возможность проведения всестороннего анализа:

  1. Анализ ценообразовании на основе рисков. Традиционная отчётность о результатах трансфертного ценообразования включает значения балансовых остатков, ставки, трансфертные ставки и трансфертный спрэд для портфеля. Простым объединением прочих полей, например, показателя FICO (система скоринга кредитоспособности клиентов корпорации FairIsaak), кредитное учреждение может определить, практикует ли кредитный специалист, отдел или канал продаж ценообразование на основе рисков (например, кредиты с низким кредитным рейтингом должны показывать более высокий спрэд, более качественные кредиты - наоборот). Если отчёт показывает, что нет измеримого различия между кредитами высокого и низкого качества, это означает, что банк не соотносит цены с рисками.
  2. Анализ, учитывающий временную переменную. Используя надёжную базу данных, банк может разобраться в предыдущих и текущих ценовых решениях. И хотя сосредоточенность на текущей активности в отношении портфеля может показаться важной, очень многое можно понять, анализируя исторические тенденции. Анализ действующих кредитов любого специалиста, безусловно, важен, однако взгляд на предыдущие решения поможет выявить, был ли неэффективен в прошлом неуспешный в настоящий момент кредитный специалист, подразделение или направление. Более того, можно попытаться оценить, какой может быть эффективность в будущем. Для этого следует проанализировать сокращение объёма портфеля за определённый временной горизонт, что поможет определить «спрэд для сокращения» для этого горизонта. Это позволит банку понять, какой «новый спрэд» необходим для сохранения или роста прибыли.

Трансфертное ценообразование – это один из инструментов в методологии подготовки отчётов о прибыльности, считает Джефф Марсико. Однако от стартовой точки до культуры подотчётности ведёт сложный путь, и банкам стоит решить, стоит ли его проходить. Обеспечив включение некоторых вышеперечисленных элементов в процесс трансфертного управления ресурсами, кредитные учреждения будут извлекать значительно больше пользы из системы трансфертного ценообразования, являющейся главным компонентом системы управления корпоративной рентабельности. Максимальную пользу принесёт объединение трансфертного управления ресурсами и подготовки аналитической деятельности в рамках единой платформы.

Публикации

  1. Джефф Марсико (Jeff Marsico). Почему банковские маркетологи должны озаботиться трансфертным ценообразованием (Why Should Bank Marketers Know and Care About Funds Transfer Pricing). 7 января 2014 г.
  2. Кен Левей (Ken Levey). Подходы кредитных союзов к трансфертному ценообразованию (Credit Union Keys to Funds Transfer Pricing). 14 января 2014 г.