Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Финансовый директор и технологии

Всегда считалось, что финансовый директор обладает бо́льшими полномочиями, чем IT-директор, что объясняется возможностями утверждать или отменять инвестиции в технологии. Действительно, задача IT-директора – предлагать, тогда как финансового – утверждать, а иногда и распоряжаться. Главный вопрос: приходилось ли финансовому директору брать на себя ответственность за руководство технологической функцией? Имели ли технологии для него принципиальное значение?

Исторически сложилось так, что отношение финансового директора к технологии ограничивалось автоматизацией финансовых процессов и бухгалтерского учёта, что в значительной степени обеспечивалось с помощью ERP-систем. Итогом этого стало упрощение задачи получения финансовой информации и отчётности, что и было главной необходимостью. В большинстве организаций взаимоотношения финансового директора с технологиями по-прежнему ограничены этой областью. Для финансовых руководителей переход от использования специализированных программ для ведения бухгалтерского учета к ERP-системам является самим значительным «ИТ-событием» за всю карьеру.

Тем не менее, от них требуется гораздо более тесное взаимодействия с технологиями, даже когда речь заходит об информации и отчётности. Информация расширяет возможности пользователей. Среда, предоставляющая возможности для совместной работы, где происходит обмен информацией, благоприятна для бизнеса. Обеспечение поступления нескольких типов данных в информационную систему обогащает эти данные. Разделение обработки транзакционных и аналитических данных повышает ценность информации. Всё эти аспекты непосредственно касаются сферы деятельности финансового директора.

Использование информации для управления эффективностью бизнеса предельно важно. Традиционно эта задача выполнялась функциональными руководителями, использующими информацию для управления конкретными бизнес-показателями, например эффективностью цепочки поставок, ценообразованием, прогнозированием спроса, результативностью маркетинга и др. Кроме того, полномочия финансового директора позволяют управлять факторами, влияющими на результативность бизнеса, прибыльность, использование активов, финансовые поступления, то есть то, что в IT-мире называется «управлением корпоративной эффективностью» (BPM).

Проиллюстрировать вышесказанное может недавний опрос «Брендинг финансового директора», проведённый международной ассоциацией финансовых руководителей FEICanada. В нём финансовые директора канадских компаний поделились своими мнениями и назвали приоритеты, помогающие управлять бизнесом. Особый интерес вызывает корреляция между технологией и ее влиянием на возможность оценки эффективности всего бизнеса финансовым руководством.

Согласно опросу, 92% его респондентов назвали процесс стратегического планирования важнейшей частью своих обязанностей (см. Рис. 1). В этой связи неудивительно, почему финансовые отделы активно пытаются найти способы оптимизировать и автоматизировать повторяющиеся задачи. Понимание того, какие процессы могут быть автоматизированы с помощью BPM-системы, является важнейшим шагом в создании основы для постоянного улучшения, поскольку позволит принимать решения, оптимизировать затраты и снижать риски.

Рис. 1. Наиболее важные задачи финансовых директоров, определяющие успех организации

Авторы исследования рекомендуют рассматривать BPM-технологии в качестве средства для преобразования информации в знания и инструмента для финансистов, позволяющий им принимать более активное участие в оказании помощи всем отделам в совместной работе для достижения бизнес-приоритетов.

В то время, когда одни данные опроса иллюстрируют мнение об обязанностях финансовых директоров, другие акцентируются на их текущих приоритетах.

Для компаний, стремящихся автоматизировать финансовые функции, часто повторяющиеся в каждом финансовом году, BPM-технологии могут предоставить помимо бюджетирования и прогнозирования возможности для ИТ-поддержки проектов, целью которых является оптимизация расходов и рост бизнеса. На основании результатов опроса можно выделить три наиболее важные для финансовых директоров задачи – подготовка финансовой отчётности (98%), бюджетирование и прогнозирование (97%) и помощь руководству в принятии решений (97%) (см. Рис. 2).

Рис. 2. Текущие обязанности финансового директора организации-респондента

Применение технологий BPM позволяет упорядочить и автоматизировать повторяющиеся процессы. В результате ПО для управления корпоративной эффективностью предоставляет больше времени для принятия решений на основе фактов, за счёт централизации бизнес-операций и соответствующих данных. Это делает исполнение стратегии постоянным процессом, а не единовременным событием.

Публикации

  1. Эд Надир (EdNadir). Что могут сделать финансовые директора? (What Can CFOs Do). 2 июня 2014 г.
  2. Кристиан Беллавинс (Christian Bellavance). Брендинг финансового директора (Brandingthe CFO). 2014 г.