Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

«Мобильность» - важное слово в бизнес-аналитике

В недавно вышедшем магическом квадранте Gartner, посвящённом рынку инструментов BI, аналитики компании рассмотрели наиболее заметные тенденции ушедшего года и озвучили свои прогнозы на будущее.

Рынок платформ бизнес-аналитики находится на этапе ускоренного перехода от BI-систем, используемых в первую очередь для расчета показателей и формирования отчётности, к инструментам, которые поддерживают анализ, прогнозирование и оптимизацию.

По предварительной оценке Gartner, BI-рынок преодолел в 2013 году отметку в 14 млрд. долларов в основном за счёт компаний, инвестирующих в консолидационные проекты, инициируемые ИТ-отделами с целью стандартизации BI-платформ, применяемых для формирования корпоративной отчётности. Эти платформы, как правило, централизованы и хорошо управляемы, выпускаемые ИТ-отделом отчёты предназначены для информирования широкого круга аналитиков и других пользователей. Несмотря на успешное внедрение таких аналитических возможностей как параметризованные отчёты, оперативная аналитическая обработка данных (OLAP) и нерегламентированные запросы, эта функциональность никогда не использовалась большинством бизнес-пользователей, управленцев и аналитиков в основном из-за того, что большинство считает, будто эти технологии слишком сложно применять для решения типовых аналитических задач. В результате на протяжении последних пяти лет эти платформы постоянно обновлялись, а в 2013 году их стали активно заменять и фокус инвестиций сместился в сторону технологий, предназначенных для получения данных непосредственно самими бизнес-пользователями, чтобы сделать аналитику более доступной и распространённой для более широкого спектра пользователей и сценариев применения.

По мнение аналитиков Gartner, рынок BI-платформ останется одним из наиболее быстро растущих сегментов программного обеспечения. Его совокупный среднегодовой рост предположительно составит 7% вплоть до 2017 года, что может быть объяснено следующими рыночными факторами:

  • Продолжающиеся инвестиции в инструменты для получения данных и масштабные проекты по внедрению этих решений, когда поставщики представляют подходящие предложения. Поскольку большой процент закупок и внедрений в организациях будет в основном стимулироваться требованиями бизнес-пользователей к инструментам для получения данных, большинство нынешних поставщиков, ориентированных на удовлетворение потребностей ИТ-отделов, сместят фокус своих инвестиций с решений для корпоративной отчётности, подготавливаемой силами ИТ-отделами, в сторону ПО для анализа и получения данных силами бизнес-пользователей. В результате к 2015 году это ПО вытеснит инструменты для формирования статичной отчётности, которую традиционно подготавливают ИТ-специалисты. Существующие системы корпоративной отчётности не исчезнут, но на их долю будет приходиться намного меньший процент применения. В то же время решения для получения данных увеличат свою пользовательскую аудиторию на 30%, что будет дополнительно стимулировать дальнейший рост рынка.
  • Один из наиболее трудоёмких аспектов создания BI-приложений – это подготовка данных. Рыночные тенденции и соответствующая разработка продуктов, которое сделает для ETL-процессов то, что сделало для инструментов BI развитие технологий для получения данных, обещают более продуктивную и гибкую разработку BI-контента и приложений.
  • Более тесная интеграция и улучшение инструментов для совместной работы, социальных сетей и обмена BI-контентом также стимулирует использование инструментов BI и повысит ценность инвестиций в аналитику для бизнеса.
  • Интеграция инструментов BI и систем для управления эффективностью, связывающая планирование и исполнение – это ещё одна важная тенденция.
  • Согласно данным опроса, проводимого в рамках подготовки магического квадранта, несмотря на то, что мобильные средства BI остаются привлекательным инструментом, фактическое внедрение таких продуктов относительно невелико, но обладает возможностями для роста, так как большинство организаций перестраивает существующий контент для доставки на мобильные устройства. Это остаётся ключевой областью для будущего роста и расширения пользовательской базы.

Говоря о мобильности, стоит обратить внимание на материалы Wall Street Journal, согласно которым более 80% компаний заявляют, что их сотрудники используют собственные мобильные устройства для связи с коллегами по рабочим вопросам, получения корпоративных данных и решения бизнес-задач. Мобильность, виртуализация и сотрудники, работающие по контракту – это ключевые силы, перестраивающие сегодняшний бизнес-ландшафт.

Повсеместная мобильность создала сеть данных и взаимодействий, находящуюся за пределами корпоративных рамок и брандмауэра. Это означает, что данные (или инструменты BI), необходимые бизнесу для функционирования, строго говоря, не находятся больше в его руках. Хотя ИТ-подразделения в некоторых компаниях все еще отрицают перспективы использования персональных устройств, множество публикаций показывает, что подавляющее большинство компаний может разрешить его, но не имеет соответствующих политик и приложений. Единственным сдерживающим фактором для разрешения применения личных устройств является масштаб проблемы. Их использование, особенно в случае использования приложений, требующих высокую пропускную способностью, может привести к истощению ресурсов сети и повредить внутренней безопасности данных. Чтобы справиться с этим, компаниям необходимо выбирать решения, поддерживающие экспоненциально растущие требования к сети, оставаясь при этом гибкими, чтобы дать пользователям возможность максимально задействовать потенциал их устройств. Действительно, сотрудники предпочитают собственные устройства, так как хотят иметь быстрый доступ к информации и реагировать на бизнес-проблемы в офисе и за его пределами. Неспособность создать бесшовный интерфейс и связь между внешними устройствами и корпоративными сетями, скорее всего, повлечёт за собой неэффективную работу персонала.

Рассматривая приложения, к которым тяготеют пользователи на своих мобильных устройствах, сложно переоценить фактор внешней привлекательности. От мобильного BI-приложения ожидается, что информация не только доступна в любой момент, но и, какой бы она ни была, доступна на стационарном компьютере или любой другой платформе. Таким образом, если компания хочет обеспечить удобство взаимодействия персонала и BI, им следует взять пример с успешных мобильных приложений вроде WhatsApp и разработать свой интерфейс так, чтобы он имитировал любимые приложения пользователей, которые они используют вне стен офиса.

Недавнее исследование BI от Ventana Research выявило, что 40% опрошенных организаций демонстрируют глубокий интерес к мобильным BI-решениям, а также желание полнее использовать полученную информацию. Несмотря на это менее половины компаний используют преимущества мобильных BI-решений, в то время как почти две трети - 71% - считают, что их сотрудники будут делать это в течение этого года. Кроме того, выяснилось, что руководители выражают решительную поддержку мобильным BI-приложениям. Почти 50% из них видят мобильный доступ критичным для реализации BI-процессов, что, несомненно, связано с его простотой использования. Авторы исследования связывают это со сложностями, которые многие сотрудники испытали, пользуясь мобильным доступом на заре его появления. В зачаточном состоянии мобильные BI-решения не были полностью оптимизированы для сенсорных экранов. Создатели сегодняшних приложений учли прошлые недостатки и позаботились об удобном пользовательском интерфейсе.

Публикации

  1. Магический квадрант для бизнес-аналитики и аналитических платформ на 2014 год (Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms for 2014). Февраль 2014 г.
  2. Франк Полади (Frank Poladi). Бизнес-аналитика без границ: как мобильные BI-решения меняют правила игры (Business Intelligence without Borders: How Mobile BI Is Changing The Game). 12 марта 2014 г.