Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

ИТ для финансовых директоров

Бесспорно, роль финансового директора в последние годы сильно изменилась в сторону усложнения. Финансовые директора, конечно, должны оставаться экспертами в основных областях, таких как финансовое регулирование, международный бухгалтерский учёт, структура капитала и контроль над расходами. Однако для достижения успеха им необходимо обладать и более глубоким пониманием бизнес-операций, показателей, влияющих на эффективность, и общей стратегии компании. Сегодня финансовым руководителям недостаточно понимать стоимость масштабных инвестиций, они должны осознавать, в чем их ценность. Необходимо расширять свои навыки, чтобы понимать возможности, которые несут бизнесу технологические инновации, и как эти возможности помогут развитию компании.

Недавнее исследование CFO Research, в котором приняли участие свыше трёхсот финансовых директоров, выявило ряд интересных моментов.

Несмотря на происходящие изменения, финансовые директора по-прежнему видят своей основной задачей управление прибылью. Так, около трети респондентов (32%) считают, что их главным приоритетом остаётся контроль затрат и повышение рентабельности. Второе место отводится поддержке и финансированию целей, связанных с ростом компании (таково мнение 23% опрошенных). Результаты исследования несут чёткое послание: поддержка прибыльного роста становится ключевым аспектом миссии финансового департамента (см. Рис. 1).

Рис. 1. Основные приоритеты финансистов на ближайшие два года

В течение следующих двух лет три четверти респондентов (73%) ожидают, что их внимание обратится к долгосрочному стратегическому планированию, наряду с планированием, прогнозированием и формированием бюджетов (72% опрошенных). Значительное число финансовых управляющих (70%) также предполагают, что потребуется дополнительная аналитическая поддержка для лиц, принимающих оперативные решения.

Оказалось, что вопросы стратегического планирования остаются одной из горячих тем для многих международных компаний. Например, недавний опрос Gartner показал, что 71% бизнес- и ИТ-руководителей понимают, какие ключевые показатели эффективности (KPI) имеют решающее значение для поддержки бизнес-стратегии. Но лишь 48% из них заявили, что имеют доступ к показателям, помогающим понять, как их работа сказывается на стратегически важных показателях. И только 31% опрошенных сказал, что они используют информационные панели для обеспечения наглядности этих показателей. Тем не менее, наглядность не поможет обеспечить достижения стратегических результатов, например, повышения рентабельности, при отсутствии правильных показателей.

Так, общение аналитиков Gartner с бизнес- и IT-руководителями показало, что они зачастую не используют предикативные показатели, неправильно понимая термин KPI (который является мерой, призванной указывать, что необходимо сделать для значительного повышения эффективности, и таким образом носящей прогностический характер). Они упорно применяют исторические показатели, и, следовательно, упускают возможности на рынке, которые могут привести к росту прибыли, или не могут вмешаться для предотвращения непредвиденного события, ведущего к финансовым потерям.

Стоит отметить, что, по оценке аналитиков Gartner, организации, использующие предикативные показатели эффективности бизнеса, повысят свою рентабельность на 20% к 2017 году.

Интересно, что когда речь идёт об улучшении финансовых технологий, первое, что упоминается – это внедрение новых финансовых приложений и аналитических инструментов. Например, респонденты упомянутого выше исследования CFO Research называют это одним из главных приоритетов. То, что финансовые руководители наравне оценивают важность внедрения финансовых приложений и интеграции существующих систем, очень показательно, учитывая, что финансовые директора в последние годы отдавали предпочтение системной интеграции в ущерб всем остальным технологическим усовершенствованиям. Примечательно, что почти столько же респондентов (35%) говорят о важности мобильных технологий. В целом, готовность выбирать конкретные инновации вместо широкого спектра технологических улучшений (модернизации систем, повышения вычислительной мощности или наращивания объёмов для хранения данных) демонстрирует уверенность финансовых директоров в силе новых технологий.

Как показало исследование, финансовое руководство планирует эффективно применять мобильные технологии, чтобы расширить свои возможности поддержки на всю организацию. Так, большинство из них (87%) согласны с тем, что обстоятельства вынудят их гораздо интенсивнее использовать мобильные технологии в течение ближайших двух лет. Начиная с улучшения удалённого доступа к информации и заканчивая обеспечением оперативной поддержки, мобильные технологии предлагают финансовым специалистам столь необходимые аналитические возможности для анализа каждого сегмента организации.

В развитие темы мобильности стоит привести результаты еще одного опроса CFO Research, посвященного соответствующим технологиям. Согласно этому исследованию, финансовые директора больше всего хотят располагать доступом к данным о потенциальных и свершившихся продажах, финансовым результатам на конец месяца, а также к отчётам о состоянии и результатах планирования, прогнозирования и формирования бюджета (см. Рис. 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос «Доступ к какой информации необходим в любом месте в любое время?»

По словам аналитиков Gartner, рынок мобильных приложений можно назвать «гиперактивным» - на нём работает более двухсот производителей, разрабатывая платформы для создания мобильных приложений, и миллионы разработчиков используют эти продукты и инструменты с открытым кодом для выпуска мобильных приложений. К 2016 году 20% корпоративных BYOD-приложений (Bring Your Own Device, концепция, предусматривающая возможность использования мобильных устройств, принадлежащих сотрудникам, для решения рабочих задач) потерпят неудачу из-за слишком строгих правил по внедрению и управлению мобильными устройствами (MDM, Mobile Device Management). Многие ИТ-подразделения в компаниях уже спешат развернуть MDM-системы для решения проблем, возникающих вследствие быстрого роста использования персональных устройств на рабочем месте. С распространением BYOD-приложений персонал всё сильнее осознаёт способность IT-отдела получать доступ к их личной информации. В результате сотрудники с осторожностью предоставляют IT-отделам доступ к собственным устройствам, и как следствие требуются решения, отделяющие бизнес-контент от личных данных, и ограничивающие возможность организаций получать к ним доступ, либо изменять контент или приложения.

По прогнозу Gartner, к 2017 году браузер мобильного устройства будет использоваться в качестве платформы для поддержки приложений, причем 50% новых веб-решений будут использовать JavaScript на стороне клиента. HTML5 – это лучший вариант для широко доступной кроссплатформенной технологии доставки приложений, обеспечивающей качественную работу пользователей со сложными компонентами. Тем не менее, такие вопросы, как производительность, фрагментация и незрелость этих приложений в течение нескольких лет ещё будут вставать на пути разработчиков.

Публикации

  1. Мэтт Сурка (Matt Surka), Дэвид Оуэнс (David Owens). Финансовая функция завтрашнего дня (Shaping the Finance Function of Tomorrow). Декабрь 2013.
  2. Рэнди Майерс (Randy Myers). Мобильность как новый императив финансистов (Mobility as Finance’s New Imperative). Сентябрь 2013.
  3. Роб ванн дер Мюлен (Rob van der Meulen). Gartner считает, что организации, использующие предикативные показатели бизнес-эффективности повысят свою рентабельность на 20% к 2017 году (Gartner Says Organizations Using Predictive Business Performance Metrics Will Increase Their Profitability 20 Percent by 2017). 16 января 2014 г.