Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок BPM-систем: что ждать в 2014 году

С течением времени технологии развиваются всё интенсивнее. Этот темп не всегда позволяет выделить наиболее значимые и перспективные тенденции. Крейг Шифф (Craig Schiff), президент компании BPM Partners, основываясь на опыте работы с клиентами и разработчиками в прошлом году, а также на результатах последнего опроса BPM Pulse, постарался наметить самые важные направления развития в управлении корпоративной эффективностью в 2014 году.

№1 Усиливается влияние облачных технологий на управлении эффективностью

Интересное, и наиболее неоднозначное мнение эксперта из всех приведённых. Крейг Шифф считает, что эта перспектива является логическим продолжением сегодняшних тенденций. Многие организации, особенно среднего уровня, ограничены в ресурсах и поэтому отдают предпочтение облаку. Остальные сохраняют нейтралитет. В некоторых случаях облако выигрывает только за счёт цены, а не технологии. Поскольку безопасность всё ещё остаётся проблемой (скорее надуманной, чем реальной), существует необходимость в надёжной функциональности, до недавнего времени отсутствовавшей в облачных решениях. Эта проблема начинает решаться по мере того, как разработчики «облачных» решений интенсивно работают для устранения разрыва между потребностями и функциями. Поставщики традиционных решений также интенсивно работают над обеспечением своих продуктов облачной функциональностью. В конечном итоге со временем поиск облачного решения, удовлетворяющего нуждам крупнейших компаний, не будет представлять сложностей.

№2 Мобильность становится важным отличием

Сегодня возможность мобильного доступа стала обязательной только для горстки компаний. Обычно эту функциональность запрашивают топ-менеджеры, которые нуждаются в доступе к последним отчётам на своём планшете. В некоторых случаях мобильная функциональность становится жёстким требованиям и разработчики, не предоставляющие её, оказываются «за бортом». И всё-таки для большинства заказчиков мобильные технологии пока остаются всего лишь опциональным, необязательным усовершенствованием. Также в центре внимания в основном находится использование данные, а не их создание. При прочих равных условиях предложение мобильной функциональности – это способ выделиться из общей массы.

№3 Рост вертикальных решений

Об этом говорится каждый год и каждый раз этот прогноз ближе к истине. Клиенты всегда хотят, чтобы и продукт, и поставщик «говорили на понятном им языке» и понимали специфику их бизнеса. Преимуществ много – это сокращение кривой обучения, отраслевая функциональность, сокращение кастомизации и расходов на консалтинг. В прошлом году подобные прецеденты можно было наблюдать чаще, чем когда-либо. Компании, ищущие и выбирающие вертикальные решения, принадлежат к отраслям производства, продаж, страхования, здравоохранения, коммунальных услуг и банковского дела. Прочие также стремятся оценить отраслевые решения поставщиков. Они будут смотреть на более мелких разработчиков, на которых никогда бы не обратили внимания при иных обстоятельствах. Кроме того, они будут довольствоваться несовершенными решениями (с устаревшими интерфейсами, более старыми технологиями и т. п.). До сих пор эту тенденцию сдерживала ограниченная доступность решений для широкого ряда индустрий. Сегодня можно наблюдать поставщиков решений, добившихся успеха в одной или двух отраслях и продвигающих продукты в новые секторы. Кроме того, некоторые из более известных вертикально ориентированных поставщиков обновляют свои продукты для того, чтобы сделать их более конкурентоспособными.

№4 Рост тиражных решений для оперативной аналитики

Оперативная аналитика – это важная область, в которой управление эффективностью имеет хорошие перспективы для роста. После того как будут решены задачи корпоративного бюджетирования, консолидации и отчётности, следующим шагом станет переход к основам управления эффективностью: выработке стратегии, планированию и оценке достигнутых результатов и исполнению в каждой функциональной области бизнеса. Это обеспечивает более жёсткое управление основными функциями бизнеса и приводит к более цельному пониманию вклада подразделений и бизнеса в целом. До сих пор сложность заключалась в том, что на протяжении многих лет эти решения строились организациями самостоятельно помощью инструментов BI. В последнее время наблюдается значительный рост популярности тиражных приложений в одной области, в частности – управления эффективностью продаж. Это неудивительно, поскольку эта область является наиболее перспективной. Сегодня доступен широкий спектр решений, предназначенных для оценки годового дохода, управления компенсационными программами, повышения точности прогнозов или пр. Стоит ожидать, что этот сегмент рынка будет расти и, возможно, распространится на прочие области бизнеса помимо продаж.

№5 Прогнозная аналитика по-прежнему набирает обороты

Известно, что прогнозная функциональность может обеспечить огромную ценность решениям для управления эффективностью, но с точки зрения практического применения, пожалуй, для неё ещё не пришло время. Понимание, как она функционирует и какую пользу может привнести, всё ещё не сложилось, а сами поставщики предлагают противоречивый спектр функциональных возможностей под знаменем прогнозного анализа. Результатом являются упущенные возможности для всех заинтересованных сторон. Прогнозная аналитика - это сложный и мощный инструмент, который опирается на комплексные математические алгоритмы, что отчасти является причиной недопонимания со стороны перспективных пользователей. Прогнозная аналитика может обеспечить высокую точность прогнозов или, как минимум, улучшить понимание вероятности того, что прогноз сбудется. Для этого необходим некий уровень стандартизации – согласованное определение того, что входит в этот модуль или функцию вне зависимости от производителя. Кроме того должно быть чётко донесено и объяснено – как ее использовать и какова от этого реальная выгода. Такое положение вещей абсолютно идентично ситуации, сложившейся десять лет назад в сфере управления эффективностью - пока группа консультантов, разработчиков и аналитиков не собралась вместе для решения схожей проблемы. Результаты превзошли ожидания и привели к появлению успешного массового рынка ПО для управления эффективностью, каким он стал сегодня. Область прогнозной аналитики могла бы использовать тот же тип привлечения внимания, чтобы повысить скорость признания.

№6 Влияние больших данных на управление эффективностью будет невелико

Сегодня невозможно прочесть IT-статью или блог, не встретив упоминания о больших данных и связанных с ними аналитических инструментах. Нет сомнений, что это важный класс ПО, в перспективе способный принести реальную пользу большинству компаний. Вопрос в том, насколько он относится к управлению эффективностью. Большинство данных, обрабатываемых системами управления эффективностью, по сути, являются финансовыми. Наличие множества данных не обязательно попадает под определение больших данных – огромного объёма частично и вовсе не структурированной информации, находящейся внутри и за пределами компании, слишком большого для традиционных баз данных и аналитических инструментов. Тем не менее, для больших данных тоже есть важная роль – в качестве опережающего показателя. Например, анализ данных социальных медиа может выявить недовольство потребителей, которое может объяснить, почему сокращаются повторные продажи или падают новые. Можно по-разному использовать в BPM-системах возможности такого анализа. В большинстве случаев этот анализ будет проведён в рамках отдельной системы, предназначенной для обработки подобного рода данных. Эта система станет источником для BPM-решения, подобно ERP- или CRM-системе. В то же время некоторые производители BPM-решений, в особенности поставщики облачных систем, предоставляют встроенную функциональность для анализа больших данных.

№7 Деятельность вместо измерения

В данный момент большинство BPM-решений в основном используются для измерения результатов деятельности. Они позволяют определять стратегические цели, составлять долгосрочные планы для достижения этих целей и формировать детализированные бюджеты и прогнозы, с помощью которых будет оцениваться достигнутые результаты. На основе данных из исходных систем BPM-решения отслеживают показатели и сигнализируют о значимых отклонениях. Принятие мер по устранению нежелательных отклонений, как правило, происходит за пределами системы управления эффективностью. Для этого есть две причины. Во-первых, для выбора соответствующего курса действий обычно необходимы более подробные оперативные данные, которые находятся в других системах. Во-вторых, что-либо помимо общего представления результатов слишком громоздко, чтобы группа сотрудников могла обсудить необходимые меры в рамках системы управления эффективностью. На рынке появляются решения, предназначенные для устранения этих двух проблем. Эти новые решения включают более детальный мониторинг оперативной деятельности (вплоть до производственного уровня), а также средства для совместного принятия решений. Совершенствуясь, эти решения должны затронуть эту последнюю и, возможно наиболее важную, недостающую часть управления эффективностью, то есть помочь успешному воплощению корпоративной стратегии.

Публикации

Крейг Шифф (Craig Schiff). 7 прогнозов для управления эффективностью в 2014 году (7 Predictions for Performance Management in 2014). 7 января 2014 г.