Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Технологии и инструменты для финансовых директоров

Практически в каждой ситуации для осуществления своей деятельности финансовые директора полагаются на технологию. Сегодня речь идёт уже не только о сокращении расходов, а скорее о том, какую ценность имеет технология и какие конкурентные преимущества она предоставляет.

В конце 2012 года исследовательская группа CFO Research совместно с компанией KMPG опросила финансовых директоров крупных компаний, чтобы выяснить, как они планируют использовать информационные технологии для достижения своих стратегических целей в течение ближайших двух лет. Исследование выявило довольно интересные факты.

Оказалось, что удобство и надёжность вряд ли имеют отношения к современным условиям. Почти две трети респондентов утверждают, что финансовая информация, которой они пользуются для принятия решений не настолько полезна, как следовало бы (см. рис. 1)

 

Рис. 1. Проблемы с корпоративной информацией

Кроме того, 37% респондентов, отметивших, что их сегодняшние информационные системы не обладают необходимыми аналитическими возможностями, указывают на множество других проблем, таких как несовместимость и сложность систем, большое количество ручных операций, сложности в получении поддержки для эффективного решения и, попросту, бесполезность генерируемой системами информации.

Недавно компания Gartner представила результаты ежегодного опроса финансовых директоров. Если рассматривать общекорпоративные приоритеты автоматизации, то BI-инструменты и бизнес-приложения по-прежнему занимают доминирующее положение в списке предполагаемых инвестиций, пусть и не такое высокое, как в 2012 году (см. рис. 2). Так, за BI-средства в прошлом году «проголосовало» 64% опрошенных, в текущем - 55%, а позиции бизнес-приложений остались практически неизменными (43% в 2013 году по сравнению с 42% в 2012 году). С другой стороны, хотя бизнес-приложения были приоритетом номер 1 в 2012 году, сегодня они упали на второе место, уступив место BI-технологиям. По сравнению с результатами исследований прошлых лет, финансовые директора уделяют повышенное внимание тому, как применяются технологии, а не платформа, на которой они применяются.

Заглядывая в 2014 год можно сказать, что аналитические технологии сохранят лидирующую позицию (56% опрошенных), тогда как бизнес-приложения потеряют 11% и снизятся до 32%. Gartner полагает, что крупные организации ожидают серьёзные вложения в консолидацию бизнес-приложений, которые перейдут в BI-инструменты, когда консолидация будет завершена. Аналитика в небольших организациях всё ещё находится в зачаточном состоянии и эти затраты у них в будущем.

С точки зрения приоритетов автоматизации для финансовых отделов BI-инструменты характеризуются еще большей востребованностью – за них отдали голоса 78% опрошенных. Кроме того, они оставили далеко позади бизнес-приложения (65%). Если сравнивать с общекорпоративными приоритетами, то разрыв окажется еще больше (78% против 43%). Многие финансовые директора стремятся использовать тиражные бизнес-приложений для интегрированных систем финансового управления и BPM-систем (управление корпоративной эффективностью).

По мнению аналитиков Gartner, многие финансовые директора выбирают BI-средства и аналитические инструменты, чтобы улучшить качество информации (например, показатели), а не технологии. Как правило, технологии опережают BI-компетенции большинства организаций. Это может стать реальной возможностью для ИТ-сотрудников компаний улучшить и реализовать свои бизнес-навыки, то есть помочь своим организациям генерировать более качественную аналитическую информацию для поддержки более качественных и оперативных бизнес-решений.

Рис. 2. Основные технологические приоритеты

Прогрессивные финансовые управляющие всё чаще применяют трансформирующие технологии для увеличения эффективности собственных организаций – привнося в бизнес инновации, конкурентные преимущества и новую эффективность. Следует обозначить несколько тенденций, актуальных для финансовых директоров:

  • Использование больших данных.

Тема больших данных достигла «точки кипения» в 2012 году и сохраняет остроту и в 2013 году. Финансовое руководство привыкло иметь дело с большими объёмами данных, генерируемых внешними системами. Однако большие данные поднимают понятие «большие» на качественно новый уровень – терабайтов, петабайтов и т. д. Так, согласно Gartner, всемирный объём данных ежегодно возрастает на 59%, или, другими словами, все существующие сегодня данные удвоятся ранее, чем через два года. Однако большие данные характеризуются не только размером. Так называемые «три преимущества» больших данных точно выражаются их характеристиками: объёмом, скоростью и разнообразием.

Извлечь выгоду из использования больших данных можно применяя надлежащие инструменты и ресурсы, и этому появляется всё больше примеров. Даже в кабинете финансового директора есть признаки того, что большие данные могут превратиться в большие «озарения». Например, комбинируя неструктурированные данные социальных сетей с финансовым прогнозированием можно сформировать новое поколение прогностических методов, учитывающих настроение клиентов по отношению к продуктам, потребителям и кампаниям. Однако сортировка и настройка данных такого масштаба требует особых инструментов поиска информации, позволяющих создавать эффективные структуры баз данных, которые не обременяют конечных пользователей излишней сложностью.

Ключ к значительным преимуществам больших данных - в объединении простоты использования традиционных BI-средств с новой технологией, необходимой для управления такими большими объёмами данных.

  • Использование потенциала облачных вычислений.

Согласно исследованию Gartner, 80% организаций из списка самых крупных компаний США (Fortune 1000) приобретали услуги в сфере облачных вычислений в конце 2012 года. Преимущества облачной обработки информации хорошо известны: это сокращение инвестиций в оборудование и ИТ-инфраструктуру для приложений; укоренное внедрение новых приложений; переложение обязанностей по их обслуживанию и поддержке на третьих лиц. Кроме того, модель подписки на облачные вычисления позволяет организациям устранить фактор неопределённости расходов и дать возможность платить только за то, что необходимо, т.е. избежать высоких расходов на предварительные решения и согласовать затраты на вычисления с ростом их объёмов.

Вместе с тем, облако имеет неоспоримые преимущества, но не для всех. По мере роста числа облачных приложений растут и проблемы интеграции предложений разных поставщиков, особенно в случае столкновения облака и «локального» мира. Стоит отметить, что не все поставщики облачных решений поощряют гибкую настройку.

  • Наделение пользователей мобильной функциональностью.

Мобильность появилась в повестке дня финансового и ИТ-директоров в связи с её важностью для успешности компании в течение следующих трёх лет. Мы приближаемся к новой эре мобильных BI, в которой, по мнению Gartner, мобильное устройство будет не только конечной точкой информационного потока, но в равной степени может считаться генератором данных – используя информацию о местоположении и изображения, чтобы обогатить корпоративные данные о людях, клиентах, поставщиках, продуктах и персонале. Также, аналитики Gartner считают, что к 2014 году 90% компаний обеспечат поддержку мобильных устройств собственным приложениям. По мнению аналитиков, к 2015 году число проектов разработки мобильных приложений превысит долю традиционных проектов в соотношении 4 к 1. А с учетом стоимости мобильных технологий в 30-50% от среднего ИТ-бюджета компании, финансовые директора, несомненно, чувствуют необходимость непосредственного участия в принятии инвестиционных решений. Тем не менее, концепция использования собственных устройств сотрудниками поднимает непростые вопросы, касающиеся конфиденциальности и защищённости данных – вопросы, которые всегда были приоритетными для финансовых директоров. Так, в ходе недавнего опроса финансовых директоров компанией Oracle, главным препятствием для развёртывания проекта мобильной бизнес-аналитики было названо отсутствие политики в области использования мобильных устройств.

Публикации

  1. CFO Research, KMPG. Правильная информация, вовремя, в нужных руках (The Right Information, in the Right Hands at the Right Time), август 2013 г.
  2. Джон Ван Декер (John E. Van Decker). Анализ результатов опроса об основных приоритетах финансовых директоров (Survey Analysis: CFOs' Top Imperatives From the 2013 Gartner FEI CFO Technology Study), 2 мая 2013 г.
  3. Джон О'Рурк (John O'Rourke). Три технологии, о которых следует знать финансовым директорам (Three Technologies CFOs Need to Know About), 21 мая 2013 г.