Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

BI под контролем бизнеса – бизнес-аналитика завтрашнего дня

В 2012 году объём мирового рынка средств бизнес аналитики, управления корпоративной эффективностью и аналитических приложений составил 13.1 млрд. долларов. Его рост составил 6.8% , что почти в два раза меньше по сравнению с 2011 годом (12.3 млрд. долларов), согласно данным Gartner. Жёсткие макроэкономические условия и неопределённость, связанная с появлением новых технологий, несколько снизили рост рынка по сравнению с предыдущими годами. «После нескольких лет, знаменательных существенными затратами на BI, семнадцатипроцентный рост рынка замедлился и снизился до 7%. То, что на первый взгляд кажется резким падением, на самом деле соответствует прогнозам, опубликованным в 2012 году», - отметил Дэн Соммер (Dan Sommer), главный аналитик Gartner.

Эксперты Gartner определили пять ключевых факторов, повлиявших на рост рынка BI-приложений в 2012 году. Первые два – сложные макроэкономические условия и недопонимание сути терминов «аналитика», «большие данные» и BI - оказали негативное влияние на рынок, тогда как третий – выход затрат на BI из зоны ответственности IT-отделов – имел нейтральный эффект. Четвёртый и пятый факторы, то есть превращение технологий обнаружения данных в основную архитектуру и концепция «Software as a Service» (SaaS, программное обеспечение как услуга), хотя и находящиеся в процессе становления, но являющиеся предпочтительным вариантом для проведения детального анализа – стали стимулами роста рынка.

Довольно интересный взгляд на дальнейшее развитие отрасли BI высказал Том Прингл (Tom Pringle), старший аналитик и основатель независимой аналитической организации Pringle&Company, специализирующейся на исследовании рынка BI-приложений и услуг. Согласно его мнению, BI постепенно перестаёт быть уделом узких специалистов и превращается в продукт массового потребления. Новое поколение решений, которому Прингл присвоил определение «BI под контролем бизнеса», предоставляет сотрудникам, ежедневно принимающим решения, доступ к функциональности приложений бизнес-аналитики, помогая им изучать, понимать и воздействовать на данные согласно своим условиям. Это важно, поскольку обычно BI-инструменты использовались несколькими экспертами, а разрабатывались, управлялись и зачастую «принадлежали» IT-специалистам. Чтобы понять, почему это не просто очередной маркетинговый ход для продвижения технологий, следует рассмотреть тенденции формирования BI рынка.

Можно выделить три супер-тренда, влияющие на IT в целом:

  • Осведомлённость о данных – растущее понимание ценности информации.
  • Технологическая эволюция – доступность быстрого и дешёвого оборудования и более удобного программного обеспечения.
  • Консьюмеризация IT – стирание граней между профессиональным и личным использованием технологии.

Вместе они обеспечивают надлежащие условия для процветания инструментов анализа данных, которые точно определяются потребностями среднего пользователя. Наряду с этими тенденциями стоит отметить и растущее разочарование в связи с традиционными препятствиями для применения BI:

  • Стоимость – это не только сумма затрат на ПО и оборудование, нужно учитывать расходы на внедрение и сопровождение.
  • Доступность – инструменты бизнес-аналитики всегда были областью опытных пользователей.
  • Скорость – длительное развертывание и анализ «узких мест» гасят вновь обретённый энтузиазм по отношению к данным.
  • Снижение спроса, вызванное этими барьерами, вынуждает поставщиков выводить на рынок новые и обновлённые решения, призванные бороться со спадом.

BI-решения становятся массовыми

Время для инструментов «BI под контролем бизнеса» ещё не настало, однако их способность предоставить большему количеству пользователей более глубокое понимание данных для принятия обоснованных решений столь убедительна, что знаменует собой начало перехода BI из области узкой специализации к обязательному компоненту массового рынка. Результаты исследований подтверждают эту точку зрения. Так, ожидаемая стоимость мирового рынка «BI под контролем бизнеса» составит около 4 млрд. долларов в 2013 году, а совокупный годовой рост превысит 35% вплоть до 2017 года, в итоге рынок увеличится почти в 4 раза. Это выгодно отличается от общего рынка BI, растущего примерно на 16%, что уже было рекордным для отрасли IT в сегодняшнее экономное время.

Будучи развивающимся сегментом рынка, инструменты «BI под контролем бизнеса» всё ещё находятся в стадии становления. Однако, относительно легко выделить их отличительные признаки, так как они отражают тенденции и препятствия, побудившие их появление:

  • Низкая стоимость – определяющая черта, инструмент должен обладать базовой функциональностью за минимальную первоначальную стоимость.
  • Самообслуживание – пользователи должны работать после незначительного обучения и с минимальной поддержкой со стороны IT-отдела.
  • Наглядность – инструменты должны быть визуально привлекательными как с точки зрения пользовательского интерфейса, так и представления результатов анализа.
  • Универсальность – они должны соответствовать требованиям как профессионалов, так и обычных пользователей.
  • Доступность – должно поддерживаться любое устройство для любого местоположения.

«BI под контролем бизнеса» обладает потенциалом для того, чтобы привнести больше фактической информации в процесс повседневного принятия решений путём предоставления её гораздо более широкой аудитории. Это делается с помощью недорогих инструментов, доступных непрофессиональным пользователям и помогающих им быстрее получать результаты. Включение организации в управление собственными данными - это заманчивая, но и рискованная идея.

Риски

Наиболее рискованными кажутся два момента: непрофессиональное использование и уже существующие системы. Каждый из них в состоянии вызвать серьёзные трения между бизнесом и IT. Пользователи-новички в бизнес-аналитике мало осведомлены о существующих инвестициях и политиках управления данными, обеспечения их качества и безопасности. Пока поставщики BI-решений оберегают пользователей от столкновения со сложными аналитическими алгоритмами в своих продуктах, обеспечивая их простоту и доступность, появляется риск того, что пользователи воспользуются ненадлежащим методом анализа и будут действовать исходя из неверных выводов. В обоих случаях проблема решается путём разработки руководящих принципов, процессов и средств контроля, обеспечивающих достаточную гибкость для работы пользователей с данными и предупреждающую связанные с этим риски. «BI под контролем бизнеса» помогает пользователям достичь потенциала, которым средства бизнес-аналитики всегда обладали: интеграция основанной на фактах информации в практику повседневно принимаемых решений. Достигая это за низкую цену, получая результаты быстрее с помощью технологии, доступной непрофессионалам, «BI под контролем бизнеса» станет новым поколением BI-инструментов.

Публикации

  1. Роб Ванн Дер Мюлен (Rob van der Meulen), Джанесса Ривера (Janessa Rivera). По мнению Gartner, рынок средств бизнес-аналитики, управления корпоративной эффективностью и аналитических приложений вырос на 7% в 2012 году (Gartner Says Worldwide Business Intelligence, CPM and Analytic Applications/Performance Management Software Market Grew Seven Percent in 2012), 6 июня 2013 г.
  2. Том Прингл (Tom Pringle). Возвращая понятие «бизнес» в бизнес-аналитику (Putting the business back into business intelligence), 4 июля 2013 г.