Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Новая волна бизнес-аналитики

Эксперты освещают тенденции и перспективы развития рынка
бизнес-аналитики.

За последние два года бизнес-аналитика стала мейнстримом – люди знают, что это такое, понимают потенциальные преимущества её применения, а некоторые компании уже широко ее используют. В 2013 году отрасль ожидает всплеск внедрения BI-систем. Опрос по инвестициям в IT на текущий год, проведённый Computer Weekly, выявил, что 78% опрошенных присвоили бизнес-аналитике максимальный приоритет. Кроме того, бизнес-аналитика была признана технической задачей №1 в актуальном ежегодном исследовании Gartner.

Аналитики Gartner прогнозируют семипроцентный рост рынка BI-инструментов и аналитического программного обеспечения. Безусловно, это впечатляет, но, не сверх всех ожиданий. Так, в 2011 году объем продаж вырос на 16%.

В 2013 году, по оценке Gartner, мировой рынок BI-платформ приблизился к 14 миллиардам долларов, а к 2016 году превысит 17 миллиардов.

Одной из причин сокращения ранее больших бюджетов на внедрение BI-инструментов является увеличение «тактических приобретений» - т.е. для отдельных бизнес-подразделений и департаментов. Этот тип покупок согласуется с моделью «поставка информации», которую активно предлагают BI-поставщики. «Несмотря на общую зрелость рынка, инвестиции в который многие годы имели наивысший приоритет среди IT-директоров, по-прежнему сохраняется существенный спрос. В каждой компании есть множество предметных областей, таких как маркетинг или HR, до которых только дошла очередь средств бизнес-аналитики, - утверждает Курт Шлегель (Kurt Schlegel), вице-президент Gartner. - В большинстве компаний завершено внедрение инструментов описательного анализа для традиционных предметных областей, то есть для финансовых департаментов и отделов продаж. Тем не менее, ожидается обширный рост BI-проектов в области диагностического, прогностического и нормативного анализа. Поскольку множество организаций среднего размера едва приступило к развёртыванию BI-проектов, логично ожидать, что рынок BI-платформ останется одним из самых активно растущих».

Эти прогнозы можно подтвердить, внимательно рассмотрев главные тенденции, актуальные для рынка бизнес-аналитики, которые выделила Ханна Смоллтри (Hannah Smalltree) из компании ParAccel.

Тенденция №1: всё больше организаций предпочтут архитектуры совместной обработки данных, такие как логическое хранилище данных Gartner. Одна из сложностей, с которой сталкиваются при эксплуатации хранилища данных – необходимость обрабатывать новые типы данных и поддерживать сложную аналитическую нагрузку. Традиционные хранилища данных не рассчитаны на большие данные, на реализацию социальной и конвергентной аналитики в реальном времени. Поэтому рекомендуемая специалистами новая архитектура обеспечивает возможность совместной работы нескольких хорошо интегрированных систем, предоставляющих широкий спектр аналитических инструментов. Это основная концепция, поддерживаемая многими экспертами и компаниями, в частности, компанией Gartner с её логическим хранилищем данных, а также Enterprise Management Associates, 451 Group, Колином Уайтом (Colin White), руководителем и основателем BI Research и другими специалистами.

Несмотря на некоторые различия в рекомендациях экспертов, основные положения архитектуры для распределённой совместной обработки схожи. Например, организация может использовать традиционное хранилище данных для бизнес-аналитики и генерации отчётности, Hadoop - для захвата и обработки больших данных, а аналитическую платформу для сложных или специальных аналитических задач. Используя правильные инструменты и архитектуру, эти системы могут рационально взаимодействовать друг с другом, обмениваясь данными и аналитическими результатами и сводя к минимуму перемещение данных.

Тенденция №2: конвергентная аналитика станет нормой. Отдельный анализ больших данных зачастую рисует неполную картину. Именно поэтому в 2013 году организации будут двигаться в сторону конвергентной аналитики, комбинируя для более полных выводов аналитические результаты из различных предметных областей (потребители, цепочки поставок, маркетинг и т. п.). Этот подход будет реализован в наступившем году за счёт технологических новинок и кооперативных архитектур, описанных ранее. До сегодняшнего дня конвергентный анализ был почти невозможен без серьёзных доработок, но с новыми архитектурами совместной обработки организации могут получить функциональность конвергентного анализа без значительных усилий на интеграцию.

Тенденция №3: Каждый пользователь будет работать с большими данными благодаря новым приложениям. До сегодняшнего дня большие данные были областью, доступной профессионалам. Сейчас эта ситуация меняется. Новые приложения для работы с большими данными предоставляют готовые модели и аналитическую функциональность для конкретных бизнес-задач и типов данных. Это узкоспециализированные приложения, которые могут оказать значительное влияние на бизнес. Для многих проектов больших данных аналитическая ценность может быть серьёзно увеличена за счёт дополнительного контекста из других источников.

Каким же образом проходит практическое применение бизнес-аналитики? Как организации используют новые подходы к процессу принятия решений? На эти вопросы помогут ответить данные исследования, проведённого компанией Accenture.

Поскольку темп изменений заставляет компании быть более гибкими, и организации приобретают квалификацию в продвинутых аналитических приложениях, неудивительно, что число организаций, говорящих об аналитике, как об основном инструменте прогноза, удвоилось по сравнению с кризисным периодом (рис. 1). Так, аналогичное исследование, проведенное три года назад, выявило, что половина опрошенных применяло аналитику в равной мере как для анализа исторических данных, так и для прознозирования, и только 12% организаций использовало аналитические инструменты преимущественно для генерации прогнозов. Но к 2012 году их процент почти утроился и достиг 33%.

Этот впечатляющий рост отражает растущее усложнение функциональных возможностей, которые позволяют предполагать будущее, а не просто объяснять прошлое. Несмотря на этот рост, спрос на предиктивный анализ серьёзно превышает предложение. Тогда как примерно треть компаний применяет в первую очередь предиктивные техники, почти вдвое большее число – 60% - сообщили, что внутренние клиенты просят их прогнозировать тенденции, а не только докладывать о происходящем в организации.

Рис. 1. Рост популярности предиктивной аналитики в 2012 году

Результаты исследования показывают, что рост использования аналитики происходит преимущественно в функциональных единицах, особенно в клиент-ориентированных областях. Так, 69% респондентов, использующих аналитику для удержания и приобретения клиентов, видят заметные результаты этой деятельности. Около 60% используют её для улучшения обслуживания клиентов, при этом 52% также наблюдают положительные результаты (рис. 2). Бизнес-пользователи из отделов маркетинга и продаж более последовательно, чем их коллеги из юридических и кадровых подразделений, применяют аналитику для установки целей.

В то время, как рост применения аналитических приложений во многих функциональных областях растёт, влияние аналитики на качество обслуживания становится неоспоримым. В результате, сегодня уже сложно обвинить бизнес в близорукости по отношению к клиенту. Как сказал руководитель одной британской компании, предоставляющей финансовые услуги: «Раньше мы анализировали свою базу потенциальных клиентов. Сегодня мы применяем анализ, чтобы понять потребности каждого клиента, чтобы персонализировать оказываемые услуги».

Рис. 2. Функциональные области применения бизнес-аналитики

Выяснилось, что многие руководители ещё не до конца осознали важность роли данных в процессе принятия решений. В свете сохраняющейся важности таких нематериальных факторов, как «интуиция, личный опыт и консультации» реалист можно заключить, что подходы, основанные на данных, всё ещё проигрывают инстинктивному принятию решений (рис. 3). На интуиции и личный опыт по-прежнему опираются большинство опрошенных руководителей при принятии решения.

Рис. 3. На основе чего принимаются решения? (Среднее значение всех вариантов ответов)  

Неоднозначны мнения о полезности бизнес-аналитики (рис. 4). В то время как больше трети компаний (35%) сообщает о частичной удовлетворённости от использования аналитики, лишь 22% утверждают, что они в высшей степени довольны результатами вложений в этой области.

Рис. 4. Удовлетворённость бизнес-аналитикой

Относительно вопроса возврата инвестиций, 58% респондентов считают ключевой задачей аналитики извлечение ценных результатов из данных. Установление связей между сбором данных и анализом, с одной стороны, и действий с результатами, предсказанными аналитикой, с другой, на поверку оказывается более сложным, чем сбор или интеграция данных. Хотя согласованность, точность и полнота данных получают относительно высокую оценку у приблизительно половины компаний, только 39% заявляют, что генерируемые ими данные «имеют отношение к бизнес-стратегии». Для большинства существует глубокий разрыв между собираемыми данными и бизнес-стратегиями, тактикой и результатами, которые они преследуют. В этих компаниях аналитика используется преимущественно как тактический инструмент, нежели средство для принятия стратегических решений.

По мнению аналитиков Accenture, для этих компаний верным средством будет развитие корпоративных аналитических возможностей, интегрирующих компоненты для решения кросс-функциональных и стратегических задач бизнеса. Это требует значительных усилий, но в масштабах компании увеличение прибыли, рентабельность, ценность клиента и другие параметры оправдают сделанные вложения.

Публикации

  1. Стивен Свойер (Stephen Swoyer). «Рост рынка бизнес-аналитики замедлится в 2013 году» (BI, Analytic Growth to Slow in 2013). 5 марта 2013 года.
  2. Ханна Смоллтри (Hannah Smalltree). «Основные тенденции отрасли аналитики на 2013 год» (Top 3 Analytics Trends for 2013). 15 января 2013 года.
  3. «Аналитика в действии: препятствия и прорывы на пути к возврату инвестиций» (Analytics In Action: Breakthroughs And Barriers On The Journey To ROI). 27 февраля 2013 года.

Автор: По материалам зарубежных сайтов