Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рекомендации по проектированию BI-компонентов

Каждый шаг на протяжении жизненного цикла хранилища данных или системы бизнес-аналитики (DW/BI) обеспечивает согласованный, инкрементный набор данных, который представляет ценность для организации и может быть реализован в относительно краткие сроки. Слишком часто отделы DW/BI упускают из внимания бизнес-составляющую и сосредотачиваются на выборе инструмента бизнес-аналитики вместо обеспечения комплексного решения. На каждом шаге жизненного цикла нужно предусмотреть предоставление трёх BI-компонентов: стандартных отчётов, возможности самостоятельного доступа к данным и специализированных BI-приложений. Очевидно, что инструменты важны, но потребности бизнеса ещё важнее. Давайте рассмотрим эти три обязательных компонента бизнес-аналитики.

Стандартные отчёты

Система DW/BI должна стать источником для оценки бизнес-процессов организации. Для этого на каждом шаге его жизненного цикла необходимо формировать стандартные отчёты, предоставляющие возможность мониторинга бизнес-процессов. Например, процесс обращения в службу поддержки клиентов должен обеспечиваться стандартными отчётами с базовыми показателями, характеризующими уровень обслуживания клиентов, такими как количество звонков в день, неделю или месяц на протяжении значительного периода времени.

Показатели этих стандартных отчётов должны отличаться высокой точностью. Поэтому отдел бизнес-аналитики должен работать с представителями бизнес-подразделений для проверки и утверждения этих показателей. Эта проверка включает документирование всех отличий между значениями показателей, полученных отделом DW/BI, и предыдущими версиями подобных отчётов. Специалисты BI-отдела будут многократно обращаться к этой документации, демонстрируя бизнес-пользователям то, что новые отчёты не просто корректные, но и более высокого качества, поскольку они, как правило, устанавливают проблемы с качеством данных и бизнес-правилами в старых отчётах.

Эти стандартные отчёты имеют критическую важность для широкой категории пользователей, следящих за бизнесом на относительно высоком уровне. Им нужны отчёты с простой, предопределённой структурой, возможно, с опцией изменения параметров или детализации на один-два уровня. Зачастую, они хотят получать по электронной почте один и тот же отчёт с возможностью просмотра на мобильных устройствах.

Самостоятельный доступ к данным

Помимо стандартной отчётности команда DW/BI должна также обеспечить прямой доступ к данным. Этот компонент бизнес-аналитики ранее считался инструментом построения нерегламентированных запросов, однако за последние несколько лет эта категория ПО разделилась на инструменты бизнес-аналитики и средства визуализации со значительным перекрытием в функциональности.

Как правило, BI-инструменты обеспечивают доступ к данным, основываясь на семантической модели, которая охватывает определения измерений и отношения, что позволяет преобразовать запрос пользователя в запрос на языке SQL или MDX. Этот доступ обычно реализуется на уровне столбцов путем перетаскивания мышью, при этом конечные макет и форматирование определяются пользователем. Лучшие инструменты бизнес-аналитики обеспечивают возможность детализации, установку ограничений, просмотр значений атрибутов и выбор различных табличных и графических форматов. Часто такие нерегламентированные отчеты становятся дополнительными стандартными отчётами.

Инструменты визуализации также используют промежуточный слой, опирающийся на модель, но, как правило, предопределяют и контролируют внешний вид итоговых отчётов и графиков. Инструменты визуализации пытаются обеспечить мгновенную обратную связь с процессом аналитического проектирования, предлагая предпочтительный графический формат для представления информации. Графические возможности этих инструментов вышли за рамки простых линий и гистограмм и включают точечные диаграммы, небольшие множества, анимированные временные ряды, сетевые представления, пространственные карты, тепловые и древовидные карты.

Обратите внимание, самостоятельный доступ к данным не означает доступа для всех. Эти инструменты подходят для основных пользователей аналитической системы или хранилища данных. Более известные как «продвинутые пользователи», «супер пользователи» или бизнес-аналитики, они понимают данные, инструменты и бизнес достаточно хорошо для самостоятельной работы, которая невозможна без наличия предварительных знаний. В каждой организации есть сравнительно небольшой процент таких пользователей.

Специализированные BI-приложения

Прежде всего, на каждом этапе жизненного цикла системы DW/BI должны приносить пользу, которую можно измерить. Эта польза должна быть связана с конкретной аналитической возможностью, определённой в процессе сбора бизнес-требований, и служить обоснованием для загрузки определённого набора данных. Это могут быть стандартные отчеты, если содержащаяся в них информация не была ранее доступна, но чаще всего, речь идет об определенном наборе аналитических возможностей.

Например, сотрудник, работающий в инвестиционной компании, решил, что его организации необходимо понимать, как их продукция продаётся по различным каналам. Проблема заключалась в том, что продукция продавалась через третьих лиц и доступ к данным о продажах отсутствовал. Он нашёл источник, в котором была собрана информация о продажах, и применил сложный набор последовательных операций для очистки данных, а также бизнес-правила для извлечения данных в разрезе каналов продаж. В результате бизнес-персонал смог определить, на чём сосредоточить усилия отдела продаж, заключить более эффективные соглашения и изменить ценовую политику, опираясь на эту информацию.

Инструментами для реализации этих возможностей могут быть стандартные отчёты, или средства самообслуживания, панель управления, средства прогнозирования, или даже приложение на .Net или Java. Отдел DW/BI должен быть готов сделать всё возможное, чтобы пользователь получил практический результат.

Сложнее, чем кажется

Каждый DW/BI отдел должен взять на себя ответственность за обеспечение практического результата. Как только вы поймёте, что обслуживаете несколько групп пользователей с разными аналитическими требованиями и разным уровнем аналитических способностей и навыков, вы поймёте, что не существует одного единственного инструмента бизнес-аналитики, решающего все проблемы, то есть, лучшего BI-инструмента. Однако есть единственная архитектура, которая должна служить базисом для всех компонентов бизнес-аналитики. Наиболее прямой путь к успеху – это построение цельного, соответствующего требованиям организации, многомерного хранилища данных, которое содержит данные атомарного уровня и станет платформой для всех форм бизнес-аналитики. Эта платформа гарантирует максимальную гибкость и будет хорошо работать практически со всеми BI-инструментами. После чего сосредоточьте своих BI-специалистов на использовании надлежащих BI-компонентов, которые принесут результат, имеющий практическую ценность для организации.

Публикации

Уоррен Торнтуайт (Warren Thornthwaite), «Рекомендации по проектированию BI-компонентов, полезных для бизнеса » (Design Tip #151 BI Components for Business Value), 8 января 2013 г.