Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Перспективы рынка бизнес-аналитики в наступившем году

Вопросы бизнес-аналитики не теряют своей актуальности и остроты. Ведущие эксперты делают самые разные предположения о будущем отрасли. В частности, Синди Хоусон (Cindi Howson), основатель независимой аналитической компании BI Scorecard, считает, что для бизнес-аналитики 2013 года будут характерны следующие тенденции:

Управленческие панели развиваются и расширяются

Бытует мнение, что сегодня существует мало перспектив совершенствования управленческих панелей, поскольку они прочно связаны с интерфейсами бизнес-аналитики, уже задействованными в большинстве крупных и средних организаций. И всё же, как выяснилось в ходе опроса «Успешный BI-проект 2012 года» (2012 Successful BI Survey) исследовательской компании BI Scorecard, панели получили наивысший приоритет для расширения и совершенствования. Рост популярности управленческих панелей - это результат объединения технологий следующего поколения плюс признание необходимости сопоставления бизнес-аналитики с практическими целями.

Однако, как отмечает эксперт, только доступ к данным не поможет в улучшении компании. Управленческие панели следующего поколения помогают работникам сосредоточиться на правильных показателях и подсказывают способы, позволяющие выполнить упреждающие действия. Основные характеристики таких панелей включают в себя обработку данных в оперативной памяти, возможность объединять данные и собирать собственные панели для пользователей, ключевые показатели эффективности, фасеточный поиск (фильтр-по-категории), мобильность и способность привязать вывод к действию.

Принцип самообслуживания становится реальностью для бизнес-аналитики

Самообслуживание в бизнес-аналитике по-прежнему интересно компаниям, в которых пользователи уполномочены исследовать новые наборы данных без особенной поддержки со стороны IT-отдела. Визуальные инструменты обнаружения данных стали синонимом применения BI-инструментов в режиме самообслуживания, и демонстрируют трёхкратный рост по сравнению с общим темпом рынка инструментов бизнес-аналитики. Существует целый ряд возможностей у таких инструментов, начиная интерактивной отчётностью и заканчивая бизнес–запросами и визуальным обнаружением данных; к ним также стоит отнести и электронные таблицы.

По мнению Синди Хоусон, ведущие компании сделают упор на самообслуживание, добиваясь и расширения полномочий сотрудников, и оптимального распределения ограниченных ресурсов IT-отделов. 44% респондентов упомянутого выше опроса сообщили, что у отделов бизнес-аналитики недостаточно времени, финансирования или ресурсов для удовлетворения спроса на их услуги.

Нехватку квалифицированных специалистов нельзя преодолеть просто увеличив числа сотрудников. Вместо этого бизнес-пользователи должны брать на себя ответственность за рутинные BI-задачи. В то же время IT-отделы должны сосредоточиться на сложных задачах и инновациях.

Мобильные средства стимулируют введение в эксплуатацию решений бизнес-аналитики

Очевидно, что дни, когда корпоративные IT-специалисты могли устанавливать стандарт используемых мобильных устройств уже в прошлом. Сегодня пользователи приносят на работу собственные устройства, заставляя IT-персонал (и производителей средств бизнес-аналитики) поддерживать широкий выбор смартфонов и планшетов. Наиболее перспективный путь – это поддержка HTML5, однако наибольшей продуктивностью обладают «родные» приложения для каждого устройства.

Мобильные технологии продолжат продвигать бизнес-аналитику в 2013 году, возвращая интерес руководства и делая бизнес-аналитику более актуальной для «полевых» и оперативных работников. В прошлом году лишь 11% респондентов упомянутого опроса заявили об успешном внедрении мобильных средств бизнес-аналитики в своих организациях. Выяснилось, что число пользователей BI–инструментов в этих компаниях составило 39% сотрудников, что сильно опережает средний показатель по отрасли (24% сотрудников).

Большие данные генерируют большой интерес

Стало очевидно, что большие данные, такие как веб-клики, заметки в социальных сетях и геномные данные критичны для многих отраслей, например для электронной коммерции, компьютерных игр, рекламы и здравоохранения. Многие ассоциируют большие данные только с решениями Hadoop и NoSQL. Однако, по мнению эксперта, они являются только частью архитектуры для обработки структурированных и неструктурированных данных, и свою роль должны сыграть все: и традиционные хранилища данных, и аналитические средства, и поставщики средств бизнес-аналитики.

Облачные решения становятся просто ещё одним вариантом

Несмотря на то, что облачные вычисления приковывают значительное внимание, они так и не преуспели в практическом смысле. По оценке Gartner, облачные решения составляют лишь 3% от общего числа поступлений от внедрённых средств бизнес-аналитики, Облако, похоже, опустилось в область под названием «неплохо-бы-иметь». Соображения безопасности изначально были самым большим препятствием на пути развёртывания бизнес-аналитики в облаке. Сейчас техническая возможность существования безопасного облачного BI вызывает все меньше сомнений. В этой связи возникает вопрос: сможет ли провайдер облачного решения обеспечить его надёжность и безопасность?

Сотрудничество выходит за рамки социальных сетей

По всей видимости, большинство производителей включают функциональность сотрудничества в свои приложения без чёткого понимания, что она может дать. Некоторые потребители BI утверждают, что пользователи не требуются подобные функции. Однако, как когда-то никто не просил поддержки мобильных устройств. Читая, что такие медицинские учреждения как United Health Group и Mayo Clinic обмениваются данными и проводят их интеллектуальный анализ, можно сделать вывод о том, что сотрудничество в области бизнес-аналитики дает возможности получить лучшие данные и выполнить лучший анализ.

Так звучат прогнозы, касающиеся наступившего 2013 года. Что же будет характерно для отрасли в более долгосрочной перспективе? На этот вопрос попытались ответить специалисты компании Gartner. По их мнению, инструментам бизнес-аналитики необходимо последовательное совершенствование для поддержки высоких темпов роста источников данных. Компании, стремящиеся к успеху в плане бизнес-аналитики, должны охватывать расширяющийся спектр информационных ресурсов. Gartner ожидает формирования следующих тенденций на рынке бизнес-аналитики:

  • К 2015 году, 65% коммерческих аналитических приложений со средствами расширенного анализа будут поставляться встроенными в Hadoop. Организации оценили плюсы, которые Hadoop-анализ привносит в программы больших данных, в частности для анализа плохо структурированной информации, текста, поведенческого анализа и запросов на основе времени. Пока IT- отделы компаний будут проводить текстовые испытания продуктов и приложений с поддержкой Hadoop, производители приложений будут на шаг впереди и встроят специально разработанные аналитически функции на базе Hadoop в пакетные приложения. По мнению специалистов Gartner, это наиболее заметная тенденция на фоне предложений облачных коммерческих решений, и она не исчезнет со временем.
  • К 2015 году, 70% ведущих производителей BI будут обладать возможностями для поддержки естественного языка и произношения голоса. Производители приложений бизнес-аналитики по-прежнему несколько отстают в вопросе распознавания и синтеза речи. Портируя приложения на мобильные устройства, поставщики сосредоточили усилия на адаптации для сенсорного экрана своих традиционных интерфейсов, предназначенных для оперирования его элементами с помощью мыши. Эксперты считают, что в течение следующих нескольких лет производители программного обеспечения для бизнес-аналитики реализуют основные голосовые команды для стандартных интерфейсов, а затем обработку естественного разговорного языка в SQL-запросах. В конечном счёте, «виртуальные личные аналитики» продемонстрируют понимание контекста, поддержку двухстороннего диалога и, в идеале, поддержку разговорных тем.
  • К 2015 году, более 30% аналитических проектов будут поставлять результаты обработки анализа структурированных и неструктурированных  данных. Бизнес-аналитика в основном была сосредоточена на инструментах, технологиях и подходах для доступа, управления, хранения, моделирования и оптимизации и анализа структурированных данных. Ситуация меняется с тем, как организации стремятся получить результаты, используя новые разнообразные источники информации. Потенциальная выгода от освоения этих новых и ранее неиспользуемых источников данных (в сочетании с большими данными), вызвали разработку новых продуктов для работы с различными данными, и стимулировали появление целого ряда новых подходов для соотношения, управления, хранения и поиска аналитических зависимостей в различных данных.

Публикации

  1. Синди Хоусон (Cindi Howson), «7 основных тенденций рынка бизнес-аналитики на 2013 год» (7 Top Business Intelligence Trends For 2013), 25 января 2013 г.
  2. Gartner. «Бизнес-аналитика должна обеспечить масштабирование, чтобы поддержать взрывной рост источников данных» (Gartner Says Business Intelligence and Analytics Need to Scale Up to Support Explosive Growth in Data Sources) 24 января 2013 г.