- 23 декабря 2012 г.
Современные проблемы подготовки регуляторной отчётности
В статье анализируется проблематика формирования финансовой отчётности для
органов надзора, рассматриваются актуальные вопросы и методы их решения.
Сегодня многие крупные компании, предоставляющие свою финансовую информацию регулирующим органам или органам государственной власти по всему миру, всё настойчивее принуждаются к исправлению и совершенствованию «последней мили финансов». Этим термином можно назвать совокупность бизнес-процессов, происходящих между подготовкой проверочного баланса, проверкой данных, консолидируемых из различных источников, и подачей документов в органы надзора, в государственные органы, регулирующие органы фондового рынка, фондовые биржи и даже отраслевые контролирующие организации, совершенствующие процессы получения и анализа финансовой информации организаций, находящихся под их юрисдикцией.
Одним из аспектов этой тенденции является значительное внимание, уделённое в прошлом году стандартизированному формату для подготовки отчётности, известному как XBRL. Требуя от компаний предоставлять отчётность в этом формате, регулирующие органы получают возможность быстро выполнять алгоритмы для проверки данных и вычисляемых показателей. Целью является повышение надёжности процессов формирования финансовой отчётности и повышение точности получаемой информации. Более того, регулирующие органы хотят упростить доступ пользователей к финансовой информации, позволяющей понять, что скрывается за цифрами отчётов.
«Передовики» и «Отстающие»
Пришло время исправить множество недостатков процесса финансовой отчётности. В ходе исследования, выполненного Американским центром продуктивности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC), был обнаружен широкий разрыв между организациями, выделяющимися и отстающими в этой области. Рассматривая этот разрыв с точки зрения относительной продуктивности компании при подведении баланса, APQC определил две группы, заслуживающие одобрения, и одну требующую внимания. Первая группа, которую можно условно назвать «передовики» (лидеры) опережает прочие, когда речь заходит о количестве дней, необходимых для выпуска отчётов, как ежеквартальных, так и годовых после завершения консолидации финансовых данных. Им несколько уступает вторая группа «успешных компаний». Третья группа – «отстающие» выпускают квартальные и годовые отчёты с самой низкой оперативностью. «Передовики» затмевают прочие группы с точки зрения производительности персонала и расходов, связанных с процессом предоставления финансовой отчётности. Они используют персонал из расчета 1.2 человеко-дня на каждый миллиард долларов дохода и тратят по 16 центов на каждые 1000 долларов дохода при выполнении этой задачи. Группа успешных компаний используют по 1.5 человеко-дня на миллиард и тратят по 54 цента на 1000 долларов. «Отстающие» же компании находятся в критическом положении, требуя 10.3 человеко-дня и 1.09 долларов, соответственно, на выполнение рядовой финансовой процедуры.
Сложности на банковском рынке
Не лучше дело обстоит и у кредитных учреждений. Беспрецедентны масштабы и темпы изменений среди банковских регуляторных органов. В данный момент банки должны соответствовать нескольким регуляторным режимам разных юрисдикций, находящихся на различных этапах развития, с несколькими датами реализации (многие из которых зачастую примерны). Возможность соответствовать изменяющимся нормативам является ключевым фактором, определяющим высокую производительность. Соответствие нормативам сегодня – это не просто соблюдение правил, речь идёт о достижении высокой результативности и, в некоторых случаях, о конкурентоспособности. Регуляторные требования воздействуют на бизнес, на ассортимент предоставляемых услуг, прибыльность и рост, на управление ограничениями капитала, сценариями и стресс-тестирование. Пренебрежительный подход к соблюдению регуляторных положений или отношение к ним как к необходимому злу устарело. В прошлом, исправления известных недостатков и внесение изменений в соответствии новым нормативным требованиям создали сложные и дорогостоящие процессы и системы. Объём и темпы этих изменений демонстрируют, что должного внимания не уделялось данным (их целостности, источникам данных, вопросам полноты и очистки), процессам (отсутствие отлаженных процессов, ведущее к множеству доработок), а также контролю эффективности и технологии (изобилие не интегрированных и обособленных систем). А отсутствие стратегических решений не уменьшает, а порой и увеличивает объём используемых «заплаток» и ручных доработок при подготовке отчётности.
В отчете «Проблемы инвестиционных банков в сфере финансовой отчётности (Financial Reporting Challenges in Investment Banking)» компании Accenture анализируются фундаментальные вопросы подготовки финансовой отчётности и приводятся рекомендации по различным подходам к управлению изменениями. Эксперты отмечают, что масштабы нормативных изменений заставляют банки серьёзно оценивать способы их работы. Регулятивные предписания в отношении отчётности по капиталу и ликвидности, также прибылях-убытках и рисках меняются. Регулирующие органы ожидают большей прозрачности и лучшей управляемости со стороны организаций. Ответ на эти требования потребует взаимодействия между отделами, совместной работы финансового директора, директора по управлению рисками, исполнительного и технического директоров. Банкам необходимо предвидеть и планировать последствия регуляторных воздействий. Достаточно распространено мнение, что финансовые отделы кредитных учреждений должны не только отвечать регуляторным требованиям в отношении прозрачности процессов подготовки финансовой отчётности, но и повышать эффективность бизнеса. Следует определить, что необходимо, а что желательно предпринять на этой ступени финансового развития, и о чём следует задуматься при разработке надёжного плана совершенствования финансовой структуры. Существует ряд ключевых приоритетов и обязанностей, которые должны рассматриваться с точки зрения управления изменениями. Стандарты МСФО, закон Додда-Фрэнка, требования к ликвидности Basel III, а также требования Евросоюза и Великобритании – это лишь часть регуляторных рычагов, которые будут направлять процесс принятия решений в ближайшие годы. Совершенствование процесса и управления данными и повышения их качества в источниках требует решения банком вопросов интеграции персонала, процессов и технологий в рамках всей организации для достижения стандартизации и управления данными как активом.
Взяв за основу подход «персонал-процесс-технология», аналитики Accenture и выделили проблемы, актуальные для банков на сегодняшний день:
- Среди проблем, имеющих отношение к персоналу, оказались: некорректное финансирование в рамках бизнеса, отсутствие отчётности по вопросам качества данных, изменение организационной культуры и внедрение новых обязанностей; отсутствие координации служб передачи данных в организации, централизованного принятия решений в рамках компании, а также последовательной передачи информации и подготовки персонала.
- Негативное влияние на корпоративные процессы оказывает отсутствие последовательных политик и стандартов в рамках организации; процесса, устанавливающего бизнес-определения и стандарты качества; процессов, определяющих качество данных и направленных на исправление ошибок максимально близко к источнику данных и процесса для мониторинга применения политик и стандартов.
- Актуальными технологическими проблемами Accenture считает отсутствие стандартов передачи данных и последовательного применения бизнес-правил в рамках интерфейсов, наличие многочисленных не интегрированных технологических платформ и разрозненных приложений со своими версиями данных, отсутствие согласованных эталонных данных и документации, а также сложные и устаревшие системы.
Ключевые проблемы, стоящие перед финансовым сообществом
В своём исследовании Accenture определила 10 наиболее значимых проблем, стоящих перед финансовым сообществом. Заострить внимание стоит на следующих из них:
Отсутствие единой терминологии
Зачастую подготовка финансовой отчётности затрудняется отсутствием формализованной и внятной бухгалтерской- и бизнес-терминологии, используемой финансовым отделом и прочими структурами. В результате существует риск затягивания решения непонятых или неправильно понятых вопросов.
Введение единого плана счетов с единой таксономией позволит сделать первые шаги к решению этой проблемы. Классификация данных, широкий доступ и понимание обеспечат взаимодействие финансового отдела и службы управления рисками с прочими подразделениями банка.
Отсутствие источника непротиворечивых транзакционных данных
Зачастую транзакционные данные разделяются, проходя через архитектуру банка. Это связано с убеждением, что финансовые, рисковые и операционные подразделения должны обрабатывать одинаковые данные настолько по-разному, что каждому необходим свой набор данных. Подобное вынужденное «тиражирование» данных центрального источника данных неэффективно и влечёт за собой такие сложности как дублирование работ и увеличение числа сверок. После разделения данных финансовые отделы, службы рисков и информационных технологий должны потратить немало времени и сил, чтобы обеспечить целостность данных.
Например, департамент по управлению рисками зачастую располагает независимыми торговыми и справочными или статистическими данными, получаемыми из систем фронт офиса, данные из которых также используются и финансовым отделом. В результате возникает опасность появления нескольких версий «истины», что может повлечь за собой сложности с регуляторными органами. Неспособность наладить взаимодействие между этими двумя подразделениями по вопросам выполнения ключевых требований означает, что они продолжают извлекать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные по-разному. Несоответствия между исходными и преобразованными данными приводят к увеличению сверок, зависимости от ключевых сотрудников и расхождениях во внутренних и внешних отчётностях.
Финансовый отдел и департамент управления рисками должен иметь доступ к согласованному источнику данных. Этого можно добиться, внедрив хранилище финансовых данных со строгой политикой управления данными, обеспечивающей их сопровождение, качество и безопасность.
Распространённость ручной доработки
Сложный характер инвестиционной деятельности банков и характер сегодняшних инвестиций в IT привели к тому, что большой объём финансовых данных собирается в несколько разрозненных источников. Значительный рост числа ручных корректировок необходим для очистки и исправления данных. Это снижает эффективность финансовых отделов и, в результате, им не хватает производительности для решения актуальных вопросов, связанных с качеством исходных данных и их трансформацией. Также, это затрагивает вопрос контроля эффективности как обычных, так и сложных банковских услуг.
Косность устаревших систем
IT-решения фронт офиса обеспечивают значительную долю конкурентных преимуществ инвестиционного банка. Однако, этим системам следует должным образом поддерживаться и быть интегрированными в систему финансовой отчётности, чтобы позволить финансовому отделу формировать отчёт на уровне продуктовой линейки, бизнес-направлений или банка в целом. Ограниченность «точечных» решений привели к необходимости разработки банками «доморощенных» приложений. Это означает, что производительность IT-архитектуры финансовых отделов не только далека от высокой, но и, порой, просто не соответствует текущим нуждам бизнеса.
Отсутствие стандартизированных процессов
Наличие нескольких продуктов в нескольких направлениях бизнеса приводят к множеству процессов финансовой отчётности. Отсутствие стандартизации и множество «временных» процессов мешают прозрачности данных. Это не только затрудняет быстрое подведение баланса в конце месяца, но и означает, что преобразования, выполняемые финансовым отделом, не имеют определённой точки старта.
Банки должны в первую очередь оценить процессы, направленные на формирование отчётов в рамках различных направлений бизнеса. Тщательное изучение существующих процессов и сравнительный анализ относительно конкурентов позволит банкам определить, какие именно изменения необходимо привнести.
Рекомендации Accenture
Избрав этот подход можно внедрить как тактические, так и стратегические решения. Их суть в рационализации финансовой и рисковой архитектур, а хранилище данных обеспечит их единый источник, гарантируя получение единообразной отчётности всеми заинтересованными сторонами. Комбинация этого решения с надёжными политиками управления данными гарантирует банкам то, что весь доступный объём данных может быть использован с максимальным эффектом. Это позволит продвинуть аналитическую деятельность за пределы стандартной финансовой отчётности.
Публикации
- Мэри Дрисколл. Оперативная поставка сложных финансовых отчётов. (Mary Driscoll. Fast Delivery of Complex Financial Reports) Июнь 2011 г.
- Исследование Accenture "Проблемы инвестиционных банков в сфере финансовой отчётности". (Financial Reporting Challenges in Investment Banking) Январь 2012 г.
Автор: По материалам зарубежных сайтов