Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Современные проблемы подготовки регуляторной отчётности

Сегодня многие крупные компании, предоставляющие свою финансовую информацию регулирующим органам или органам государственной власти по всему миру, всё настойчивее принуждаются к исправлению и совершенствованию «последней мили финансов». Этим термином можно назвать совокупность бизнес-процессов, происходящих между подготовкой проверочного баланса, проверкой данных, консолидируемых из различных источников, и подачей документов в органы надзора, в государственные органы, регулирующие органы фондового рынка, фондовые биржи и даже отраслевые контролирующие организации, совершенствующие процессы получения и анализа финансовой информации организаций, находящихся под их юрисдикцией.

Одним из аспектов этой тенденции является значительное внимание, уделённое в прошлом году стандартизированному формату для подготовки отчётности, известному как XBRL. Требуя от компаний предоставлять отчётность в этом формате, регулирующие органы получают возможность быстро выполнять алгоритмы для проверки данных и вычисляемых показателей. Целью является повышение надёжности процессов формирования финансовой отчётности и повышение точности получаемой информации. Более того, регулирующие органы хотят упростить доступ пользователей к финансовой информации, позволяющей понять, что скрывается за цифрами отчётов.

«Передовики» и «Отстающие»

Пришло время исправить множество недостатков процесса финансовой отчётности. В ходе исследования, выполненного Американским центром продуктивности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC), был обнаружен широкий разрыв между организациями, выделяющимися и отстающими в этой области. Рассматривая этот разрыв с точки зрения относительной продуктивности компании при подведении баланса, APQC определил две группы, заслуживающие одобрения, и одну требующую внимания. Первая группа, которую можно условно назвать «передовики» (лидеры) опережает прочие, когда речь заходит о количестве дней, необходимых для выпуска отчётов, как ежеквартальных, так и годовых после завершения консолидации финансовых данных. Им несколько уступает вторая группа «успешных компаний». Третья группа – «отстающие» выпускают квартальные и годовые отчёты с самой низкой оперативностью. «Передовики» затмевают прочие группы с точки зрения производительности персонала и расходов, связанных с процессом предоставления финансовой отчётности. Они используют персонал из расчета 1.2 человеко-дня на каждый миллиард долларов дохода и тратят по 16 центов на каждые 1000 долларов дохода при выполнении этой задачи. Группа успешных компаний используют по 1.5 человеко-дня на миллиард и тратят по 54 цента на 1000 долларов. «Отстающие» же компании находятся в критическом положении, требуя 10.3 человеко-дня и 1.09 долларов, соответственно, на выполнение рядовой финансовой процедуры.

Сложности на банковском рынке

Не лучше дело обстоит и у кредитных учреждений. Беспрецедентны масштабы и темпы изменений среди банковских регуляторных органов. В данный момент банки должны соответствовать нескольким регуляторным режимам разных юрисдикций, находящихся на различных этапах развития, с несколькими датами реализации (многие из которых зачастую примерны). Возможность соответствовать изменяющимся нормативам является ключевым фактором, определяющим высокую производительность. Соответствие нормативам сегодня – это не просто соблюдение правил, речь идёт о достижении высокой результативности и, в некоторых случаях, о конкурентоспособности. Регуляторные требования воздействуют на бизнес, на ассортимент предоставляемых услуг, прибыльность и рост, на управление ограничениями капитала, сценариями и стресс-тестирование. Пренебрежительный подход к соблюдению регуляторных положений или отношение к ним как к необходимому злу устарело. В прошлом, исправления известных недостатков и внесение изменений в соответствии новым нормативным требованиям создали сложные и дорогостоящие процессы и системы. Объём и темпы этих изменений демонстрируют, что должного внимания не уделялось данным (их целостности, источникам данных, вопросам полноты и очистки), процессам (отсутствие отлаженных процессов, ведущее к множеству доработок), а также контролю эффективности и технологии (изобилие не интегрированных и обособленных систем). А отсутствие стратегических решений не уменьшает, а порой и увеличивает объём используемых «заплаток» и ручных доработок при подготовке отчётности.

В отчете «Проблемы инвестиционных банков в сфере финансовой отчётности (Financial Reporting Challenges in Investment Banking)» компании Accenture анализируются фундаментальные вопросы подготовки финансовой отчётности и приводятся рекомендации по различным подходам к управлению изменениями. Эксперты отмечают, что масштабы нормативных изменений заставляют банки серьёзно оценивать способы их работы. Регулятивные предписания в отношении отчётности по капиталу и ликвидности, также прибылях-убытках и рисках меняются. Регулирующие органы ожидают большей прозрачности и лучшей управляемости со стороны организаций. Ответ на эти требования потребует взаимодействия между отделами, совместной работы финансового директора, директора по управлению рисками, исполнительного и технического директоров. Банкам необходимо предвидеть и планировать последствия регуляторных воздействий. Достаточно распространено мнение, что финансовые отделы кредитных учреждений должны не только отвечать регуляторным требованиям в отношении прозрачности процессов подготовки финансовой отчётности, но и повышать эффективность бизнеса. Следует определить, что необходимо, а что желательно предпринять на этой ступени финансового развития, и о чём следует задуматься при разработке надёжного плана совершенствования финансовой структуры. Существует ряд ключевых приоритетов и обязанностей, которые должны рассматриваться с точки зрения управления изменениями. Стандарты МСФО, закон Додда-Фрэнка, требования к ликвидности Basel III, а также требования Евросоюза и Великобритании – это лишь часть регуляторных рычагов, которые будут направлять процесс принятия решений в ближайшие годы. Совершенствование процесса и управления данными и повышения их качества в источниках требует решения банком вопросов интеграции персонала, процессов и технологий в рамках всей организации для достижения стандартизации и управления данными как активом.

Взяв за основу подход «персонал-процесс-технология», аналитики Accenture и выделили проблемы, актуальные для банков на сегодняшний день:

  • Среди проблем, имеющих отношение к персоналу, оказались: некорректное финансирование в рамках бизнеса, отсутствие отчётности по вопросам качества данных, изменение организационной культуры и внедрение новых обязанностей; отсутствие координации служб передачи данных в организации, централизованного принятия решений в рамках компании, а также последовательной передачи информации и подготовки персонала.
  • Негативное влияние на корпоративные процессы оказывает отсутствие последовательных политик и стандартов в рамках организации; процесса, устанавливающего бизнес-определения и стандарты качества; процессов, определяющих качество данных и направленных на исправление ошибок максимально близко к источнику данных и процесса для мониторинга применения политик и стандартов.
  • Актуальными технологическими проблемами Accenture считает отсутствие стандартов передачи данных и последовательного применения бизнес-правил в рамках интерфейсов, наличие многочисленных не интегрированных технологических платформ и разрозненных приложений со своими версиями данных, отсутствие согласованных эталонных данных и документации, а также сложные и устаревшие системы.

 

Ключевые проблемы, стоящие перед финансовым сообществом

В своём исследовании Accenture определила 10 наиболее значимых проблем, стоящих перед финансовым сообществом. Заострить внимание стоит на следующих из них:

Отсутствие единой терминологии

Зачастую подготовка финансовой отчётности затрудняется отсутствием формализованной и внятной бухгалтерской- и бизнес-терминологии, используемой финансовым отделом и прочими структурами. В результате существует риск затягивания решения непонятых или неправильно понятых вопросов.

Введение единого плана счетов с единой таксономией позволит сделать первые шаги к решению этой проблемы. Классификация данных, широкий доступ и понимание обеспечат взаимодействие финансового отдела и службы управления рисками с прочими подразделениями банка.

Отсутствие источника непротиворечивых транзакционных данных

Зачастую транзакционные данные разделяются, проходя через архитектуру банка. Это связано с убеждением, что финансовые, рисковые и операционные подразделения должны обрабатывать одинаковые данные настолько по-разному, что каждому необходим свой набор данных. Подобное вынужденное «тиражирование» данных центрального источника данных неэффективно и влечёт за собой такие сложности как дублирование работ и увеличение числа сверок. После разделения данных финансовые отделы, службы рисков и информационных технологий должны потратить немало времени и сил, чтобы обеспечить целостность данных.

Например, департамент по управлению рисками зачастую располагает независимыми торговыми и справочными или статистическими данными, получаемыми из систем фронт офиса, данные из которых также используются и финансовым отделом. В результате возникает опасность появления нескольких версий «истины», что может повлечь за собой сложности с регуляторными органами. Неспособность наладить взаимодействие между этими двумя подразделениями по вопросам выполнения ключевых требований означает, что они продолжают извлекать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные по-разному. Несоответствия между исходными и преобразованными данными приводят к увеличению сверок, зависимости от ключевых сотрудников и расхождениях во внутренних и внешних отчётностях.

Финансовый отдел и департамент управления рисками должен иметь доступ к согласованному источнику данных. Этого можно добиться, внедрив хранилище финансовых данных со строгой политикой управления данными, обеспечивающей их сопровождение, качество и безопасность.

Распространённость ручной доработки

Сложный характер инвестиционной деятельности банков и характер сегодняшних инвестиций в IT привели к тому, что большой объём финансовых данных собирается в несколько разрозненных источников. Значительный рост числа ручных корректировок необходим для очистки и исправления данных. Это снижает эффективность финансовых отделов и, в результате, им не хватает производительности для решения актуальных вопросов, связанных с качеством исходных данных и их трансформацией. Также, это затрагивает вопрос контроля эффективности как обычных, так и сложных банковских услуг.

Косность устаревших систем

IT-решения фронт офиса обеспечивают значительную долю конкурентных преимуществ инвестиционного банка. Однако, этим системам следует должным образом поддерживаться и быть интегрированными в систему финансовой отчётности, чтобы позволить финансовому отделу формировать отчёт на уровне продуктовой линейки, бизнес-направлений или банка в целом. Ограниченность «точечных» решений привели к необходимости разработки банками «доморощенных» приложений. Это означает, что производительность IT-архитектуры финансовых отделов не только далека от высокой, но и, порой, просто не соответствует текущим нуждам бизнеса.

Отсутствие стандартизированных процессов

Наличие нескольких продуктов в нескольких направлениях бизнеса приводят к множеству процессов финансовой отчётности. Отсутствие стандартизации и множество «временных» процессов мешают прозрачности данных. Это не только затрудняет быстрое подведение баланса в конце месяца, но и означает, что преобразования, выполняемые финансовым отделом, не имеют определённой точки старта.

Банки должны в первую очередь оценить процессы, направленные на формирование отчётов в рамках различных направлений бизнеса. Тщательное изучение существующих процессов и сравнительный анализ относительно конкурентов позволит банкам определить, какие именно изменения необходимо привнести.

Рекомендации Accenture

Избрав этот подход можно внедрить как тактические, так и стратегические решения. Их суть в рационализации финансовой и рисковой архитектур, а хранилище данных обеспечит их единый источник, гарантируя получение единообразной отчётности всеми заинтересованными сторонами. Комбинация этого решения с надёжными политиками управления данными гарантирует банкам то, что весь доступный объём данных может быть использован с максимальным эффектом. Это позволит продвинуть аналитическую деятельность за пределы стандартной финансовой отчётности.

Публикации

  1. Мэри Дрисколл. Оперативная поставка сложных финансовых отчётов. (Mary Driscoll. Fast Delivery of Complex Financial Reports) Июнь 2011 г.
  2. Исследование Accenture "Проблемы инвестиционных банков в сфере финансовой отчётности". (Financial Reporting Challenges in Investment Banking) Январь 2012 г.