Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Планирование и бюджетирование: практика и тенденции

В статье рассматриваются актуальные вопросы бюджетирования, анализируется
накопленный опыт и используемый инструментарий.

Формирование бюджета является одной из наиболее важных задач в жизни компании. Зачастую, её решение вызывает определённые затруднения, делая тему бюджетирования особенно актуальной. В этой связи особый интерес представляют результаты опроса, Quantrix посвящённого вопросам бюджетирования, прогнозирования и планирования.

Особенности планирования

Как выяснилось в ходе исследования, большинство респондентов разрабатывают и стратегический план, и бюджет на каждый год. Чем больше компания, тем больше вероятность того, что она подготавливает оба плана: Так 44% компаний со штатом менее 50 человек используют и бюджет, и стратегический план, если говорить о крупных корпорациях (со штатом более 5000 сотрудников), то таких уже 77%.

Что же касается типа бизнеса, то 23% компаний, ориентированных на конечного потребителя, ограничиваются только бюджетным планом. Организации, работающие с другими предприятиями, делятся на две равные группы (38%) использующие бюджет как отдельно, так и совместно со стратегическим планом.

Интересно, что вне зависимости от отраслевой принадлежности 29% компаний формируют стратегический план на три года, а 39% - на четыре года и более. Что же касается очень крупных предприятий, то стратегический план на четыре с лишним года составляют 46% из них.

Подавляющее большинство респондентов – 58% - пересматривает свой бюджет ежеквартально, однако крупные компании чаще прочих выполняют эту процедуру. Так, ежемесячно пересматривает бюджет 33% предприятий со штатом более 1000 человек, и 30% предприятий - со штатом более 5000 человек.

Большинство респондентов среди компаний всех типов и размеров сообщили, что используют несколько  нерегламентированных сценариев в течение года. Так, 32% опрошенных ежегодно формируют два-четыре сценария, а 29% - от одного до трёх. Примечательно, что организации, работающие с корпоративными клиентами, и компании численностью 5000 и более сотрудников создают наибольшее количество сценариев.

Задачи для IT-отдела

Как стало известно, в большинстве организаций IT-отдел, так или иначе, вовлекается в процесс финансового планирования. В 31% предприятий ИТ-сотрудники отвечают за выбор и внедрение соответствующих приложений, а в 24% занимаются программированием интерфейсов, необходимых для получения данных из хранилищ. В 2012 году вовлечённость IT-отделов в финансовое планирование возросла, в этом году лишь в 39% компаниях не привлекают IT-персонал (для сравнения – в 2011 таких было 49%).

Чем крупнее организация, тем больше людей вовлекается в процесс финансового планирования и выполнения аналитических задач. В небольших компаний (менее 50 сотрудников) в процессе участвуют от одного до десяти человек (такую цифру озвучили 92% опрошенных), а в корпорациях со штатом более 5000 человек - более ста сотрудников (такова оценка 31% опрошенных).

Тиражные решения для формирования бюджета

Вопросы бюджетирования оказались в фокусе ещё одного исследования, проведённого с ноября 2011 по март 2012 года компанией BPM Partrners. Его результаты показали, что второй по популярности причиной начала BPM-проектов после необходимости повысить качество управленческой отчётности является потребность в обеспечении «продвинутого», более гибкого планирования.

Как показало анкетирование, среди решений, используемых для бюджетирования, первое место с большим отрывом занимают тиражные приложения (так заявило более 50% опрошенных). На втором месте, с вдвое меньшим результатом (порядка 25% опрошенных) находятся электронные таблицы. На третьем месте – другие решения. Четвёртое и пятое места занимают собственные разработки и инструментарий ERP-систем, соответственно.

Почему же тиражные решения пользуются такой популярностью? По мнению участников опроса, они позволяют сократить объём прилагаемых усилий и ошибок, их проще использовать и обслуживать. Кроме того, в рабочий процесс может быть вовлечено большее количество сотрудников, увеличится и время, оставшееся на аналитические операции. Нежелание отставать от коллег, уже использующих тиражные приложения, также нельзя сбрасывать со счетов.

Немаловажным фактором предпочтения тиражного решения является время, затрачиваемое на формирование бюджета предприятия. Результаты опроса показали, что пользователи таких продуктов справляются с этой задачей за три месяца и меньше, тогда как компании, использующие электронные таблицы, зачастую, тратят более четырёх.

Рис. 1. Уровень удовлетворённости инструментами формирования бюджета

Если говорить об удовлетворённости применяемым решением (рис. 1), то выбор становится очевидным: 77% респондентов, использующих электронные таблицы, недовольны этим инструментом, тогда как 84% отдавших предпочтение тиражным решениям полностью удовлетворены своим выбором.

Публикации

  1. Исследование Quantrix  «Опрос, посвящённый бюджетированию, прогнозированию и планированию» (2012 Budgeting Forecasting and Planning Survey). Апрель 2012 г.
  2. Крэйг Шифф, (BPM Partners), Мэри Дрисколл (APQC) Совершенствование системы управления: основные ингредиенты, материалы вебинара (Craig Schiff, Mary Driscoll. Improving Performance Management: The Essential Ingredients). Май 2012 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов