Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

НСИ: на пороге перемен

Управление нормативно-справочной информацией (НСИ) (Master Data Management) - это одна из наиболее распространенных дисциплин в области управления данными в последние годы. Существует целый ряд причин, которые заставляют современные организации модернизировать применяемые инструменты для управления НСИ. В настоящее время задача состоит в том, чтобы перейти к следующему поколению НСИ-решений.

Например, некоторые программы по управлению НСИ фокусируются на мастер-данных о клиентах, а затем охватывают другие предметные области, такие как продукты, финансы, партнеры, сотрудники и пр. Применение НСИ для отдельного приложения, такого как ERP или BI - это безопасный и эффективный старт проекта, но цель управления НСИ состоит в том, чтобы общие определения и справочные данные использовались в различных приложениях. Большинство НСИ-концентраторов обеспечивают агрегирование и стандартизацию справочных данных, хотя их функциональные возможности намного шире и позволяют поддерживать функции для идентификации, прямой и обратной синхронизации данных, выполнения операций в реальном времени, усовершенствование процесса согласования и утверждения новых мастер-данных.

Перспективы развития следующего поколения систем управления НСИ стали предметом очередного исследования TWDI, отчет о результатах которого был недавно опубликован на сайте этой авторитетной организации.

Филипп Рассом (Philip Russom), директор исследовательских программ TDWI и автор отчета, дает следующее определение управлению нормативно-справочной информацией. По его словам, это - практика определения и поддержания согласованных описаний субъектов предпринимательской деятельности (например, «клиент» или «продукт») и данных о них в нескольких ИТ-системах и, возможно, за пределами предприятия, например, у партнеров по бизнесу. Решение по управлению НСИ обеспечивает общий и регулируемый доступ к уникальным сущностям справочных данных с тем, чтобы они могли иметь широкое и последовательное применение в масштабах всей организации.

Это определение дает общее понятие об управлении НСИ. Однако, чтобы детально пояснить, что же на самом деле оно собой представляет, нужно рассмотреть три основные ее составляющие.

1.     Постановка бизнес-целей, которая включает:

  • определение целей;
  • идентификация проблем, связанных с данными;
  • достижение цели;
  • пересмотр целей, процессов и решений.

2.     Совместные процессы:

  • внесение бизнес-целей и проблем в требования, предъявляемые к управлению НСИ;
  • координация вовлеченных систем и подразделений;
  • рекомендации по определению основных бизнес сущностей.

3.     Технические решения:

  • внесение бизнес-рекомендаций в решение по управлению НСИ;
  • координация работы сотрудников ИТ и отдела по управлению данными;
  • развитие, тестирование и развертывание нового или усовершенствованного решения.

Постановка бизнес-целей

В большинстве организаций могут быть такие бизнес-цели, как сохранение и рост клиентов, оптимизация цепи поставок, управление сотрудниками, отслеживание финансовых потоков, создание и поддержка системы управления качеством продукции. Поскольку большинство бизнес-целей сосредоточивается на таких понятиях как «клиент», «поставщик», «сотрудник», «финансовый инструмент» или «продукт», управление НСИ может помочь организациям достичь всех этих целей более легким путем. А именно, предоставляя процессы и решения для получения исчерпывающих, уникальных и согласованных определений этих сущностей и соответствующих справочных данных.

Совместные процессы при управлении НСИ

По определению, управление НСИ является результатом совместной работы, которая требует коммуникации и координации между сотрудниками. Это сотрудничество особенно касается определения сущностей, потому что один специалист редко знает все детали, которые входят в стандартное определение клиента или другого сущности. Ситуация усложняется, когда возникает несколько определений одной сущности, из которых необходимо составить справочные данные для множества разных ИТ-систем, бизнес-направлений, расположенных удаленно друг от друга.

Технические решения для управления НСИ

Технические решения для управления НСИ имеют сходство с инструментами для интеграции данных (их регулярно путают) в том, что первые извлекают справочные данные из исходных систем, преобразуют их в нормализованные модели, которые соответствуют внутренним стандартам НСИ, а затем агрегируют в базу мастер-данных, опираясь на которую технические специалисты и сотрудники бизнес-направлений могут выявлять повторяющиеся и несовместимые записей.

В зависимости от архитектуры решения для управления НСИ, эта база данных также может служить в качестве корпоративного репозитория или системы учета так называемых «золотых записей» и других справочных записей. Если решение поддерживает замкнутый цикл, записи могут быть исправлены в репозитории и синхронизированы с исходной системой, из которой они были получены. Справочные данные могут передаваться в другие системы, такие как хранилища данных и системы маркетинговых кампаний.

НСИ-решения имеют сходство и с инструментами обеспечения качества данных  в том, что многие функции последних применяются к исходным данным. С помощью большинства инструментов для управления НСИ можно автоматизировать процесс обнаружения и исправления ошибок в справочных данных. Эта автоматизация часто влечет за собой создание и поддержание многочисленных "бизнес-правил", которые могут выполняться автоматически после развертывания соответствующего программного обеспечения.

Практика применения средств управления НСИ

Дискуссии вокруг программ по управлению НСИ заставляют усомниться в том, что организации на самом деле практикуют их внедрение.

Как показал упомянутый выше опрос, 61% его участников заявили, что в той или иной степени практикуют управление НСИ. Эта оценка достаточно скромна, учитывая, что вопросы внедрения соответствующих программных средств остаются горячей темой в ИТ-прессе в течение последних 15 лет.

Выяснилось, что многие организации хотели бы внедрить НСИ-решения, но еще на сделали этого (29% опрошенных). Согласно другим исследованиям TDWI , значительная часть компаний (42% опрошенных) находятся на этапе изучения рыночных предложений, как так многие пользователи видят ценность в применении решений по управлению НСИ, но до сих пор не могут добиться соответствующих инвестиционных решений.

Как правило, для управления НСИ используется несколько инструментов - так заявили 44% опрошенных. И только 17% респондентов говорят о том, что внедрение технологий управления НСИ было инициировано и выполнено в рамках всего предприятия. Отрадно, что, как оказалось, совсем мало организаций вовсе не имеют планов по построению систем управления НСИ (8% опрошенных).

Справочные данные в контексте НСИ

По данным TDWI, наиболее часто моделируемая предметная область – это «клиенты», так считают 77% опрошенных. В конце концов, многие организации, использующие системы по управлению НСИ, работают в таких клиент-ориентированных областях как финансовые услуги, страхование и розничная торговля.

Удивительно, но только 39% респондентов указали в качестве области применения НСИ финансовые данные, которые заняли четвертое место после данных о продуктах (54% опрошенных) и сотрудниках (40%). Для сравнения – в предыдущем опросе TDWI финансовые данные занимали второе место.

Современные технологии

Выяснилось, что пока большинство НСИ-решений на сегодняшний день опираются на внутренние разработки (26% опрошенных).

Второе место занимают внутрикорпоративные разработки с использованием средств, изначально не предназначенных для управления НСИ (19%) - инструменты для интеграции данных или обеспечения качества данных.

Популярное направление развития НСИ-платформ – это отказ от ручного кодирования и других внутрикорпоративных наработок и переход к более широкому использованию инструментов от специализированных поставщиков:

• 32% опрошенных планирует применять функциональные возможности комплектов инструментов для управления данными;

• 47% опрошенных хотят перейти к использованию специализированных приложений или инструментов для управления НСИ.

Планы по замене инструментов для управления НСИ

Как показал опрос, примерно половина опрошенных организаций (46%) не планируют замену платформ, а чуть более половины (50%) заявила о необходимости замены. Если эти планы осуществятся, то, по мнению Филиппа Рассома, в течение следующих пяти лет решения по управлению НСИ будут гораздо более совершенными, чем их сегодняшние аналоги.

Публикации

Филипп Рассом. Следующее поколение НСИ (Philip Russom. Next generation master data management TDWI research). Второй квартал 2012.