Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Сложности автоматизации налоговой отчетности и пути их преодоления

Стремление регулирующих органов повысить прозрачность налоговой отчетности обозначилось еще в 2002 году с принятием Закона Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act). Эта тенденция сохраняется и поныне, и ситуация усложняется еще больше, поскольку требования меняются. Более чем три четвертых всех опрошенных респондентов отчета, подготовленного исследовательской группой CFO Research Services, говорят, что с вступлением в силу этого закона стало намного сложнее вести налоговый учет и отчетность. Сорок два процента респондентов заявляют, что их компаниям по-прежнему "много что нужно усовершенствовать", чтобы отвечать налоговым инициативам регуляторов с наименьшими «потерями». И еще 6% утверждают, что им "предстоит пройти долгий путь", прежде чем они смогут привести свою отчетность в соответствие с новыми налоговыми требованиями.

Ужесточение законодательства наряду с довлеющей политикой налоговых органов, направленной, несмотря на сокращение налоговой базы, на увеличение количества собираемых средств, привели к увеличению рисков: большинство опрошенных руководителей (60%) заметили, что их компании сегодня в большей степени подвержены рискам, связанным с налогообложением, чем они были пять лет назад.

При этом руководители финансовых и налоговых служб не считают, что ситуация изменится к лучшему в ближайшем будущем. Подавляющее большинство респондентов (89%) ожидают, что требование органов регулирования обеспечить большую прозрачность налоговой отчетности только усилится в следующие два года. Почти столько же респондентов (84%) говорят, что их компании столкнутся с более «агрессивным» налоговым законодательством и предвидят усиление этой тенденции в течение ближайших двух лет.

Несмотря на то, что менеджеры и финансовых, и налоговых служб в целом согласны, что давление со стороны регуляторов растет, исследование выявило некоторые заметные различия во мнениях между этими двумя группами. Так, например, 40% руководителей налоговых служб говорят, что стало намного сложнее готовить налоговую отчетность и соответствовать требованиям после принятия Закона Сарбаниса-Оксли, но только 12% финансовых директоров поддерживают эту точку зрения.

Другое различие между «корпоративными налоговиками» и финансистами обнаруживается в их отношении к будущему: 35% респондентов, работающих в налоговых подразделениях, ожидают существенного увеличения налоговой отчетности в течение ближайших двух лет, и только 17% респондентов из финансовых отделов разделяют эту точку зрения..

Если предположить, что руководители налоговых служб, чьи сотрудники ежедневно заняты подготовкой налоговых отчетов и документов для проверок регулирующих органов, имеют исключительно полезную информацию о тех трудностях, с которыми их компания сталкивается в налоговой сфере, то эти различия в восприятии информации позволяют предположить, что некоторые финансовые руководители недооценивают масштабы изменений налогового законодательства. Финансовым и налоговым отделам, которые не имеют полного взаимопонимания относительно степени этого внешнего давления, скорее всего, будет трудно прийти к согласию в установлении приоритетов и адекватно выделять ресурсы для их решения. Поскольку финансовые руководители ожидают еще более существенного вклада налоговых служб в деятельность по планированию, поддержке принятия решений и управлению рисками, им особенно важно в полной мере осознать масштаб требований, предъявляемых к налоговым отделам, и оценить ресурсы, необходимые для их реализации.

Автоматизация – ключ к решению проблем

Исследование показало, что автоматизация процесса сбора и учета налогов существенно сократит разрыв между налоговыми и финансовыми службами в понимании и решении этой проблемы.

Когда уровень спроса растет, а ресурсов для его удовлетворения недостаточно, компании часто обращаются к автоматизации. Результаты исследования позволяют предположить, что эта закономерность прослеживается и в налоговом контексте: половина респондентов (51%) подтвердила, что автоматизация будет играть "важную" или "критически важную" роль в усилиях компаний по совершенствованию эффективности налогового управления в течение ближайших двух лет.

Действительно, рост уровня автоматизации может быть особенно необходим в отделах по налоговому учету, в связи с постоянной нехваткой сотрудников. Несмотря на большие инвестиции в ERP-системы в последние годы, руководители финансовых и налоговых служб стали гораздо чаще упоминать, что их компании предпочитают применять специализированные, "лучшие в своем классе" приложения (50%), а не настраивать существующие ERP-системы (только 17% опрошенных).

Но результаты исследования также показывают, что разработка убедительного экономического обоснования для инвестиций в технологии подготовки налоговой отчетности может быть трудной задачей, особенно когда речь идет о подсчете ROI.

Расхождения во взглядах финансистов и налоговиков на технологии по учету налогов создают трудности для привлечения инвестиций для автоматизации налогового учета. 62% опрошенных специалистов по налогам утверждают, что рост автоматизации будет играть важную и даже критическую роль в повышении эффективности учета налогов в ближайшие два года. Это мнение поддерживают только 42% финансовых руководителей. Более того, 61% респондентов, ежедневно работающих с налоговыми системами, придерживаются мнения, что более предпочтительными для выполнения налоговых функций являются специализированные, "лучшие в своем классе" приложения. Такой подход находит поддержку лишь у 42% их коллег из финансового сектора.

Хранилища налоговых данных

По мнению специалистов в этой области подготовки налоговой отчетности, дополнительным подспорьем, а во многом и единственным решением для управления налоговыми данными в международных компаниях являются хранилища налоговых данных. По оценке специалистов независимой организации FEI (Financial Executives International), являющейся спонсором программы профессионального обучения бухгалтеров (Certified Public Accountant), управление налоговыми данными на сегодняшний день становится еще более сложной и необходимой задачей, чем управление данными финансового и бухгалтерского учета. Сложности проведения налоговой консолидации и консолидации данных для формирования отчетов о прибылях и убытках различных юридических лиц, проблемы подготовки отчетности по стандартам МСФО – все эти факторы усиливают потребность налоговых подразделений в данных.

Центральное место в управлении налоговыми данными должно занимать коммерческое хранилище налоговых данных, которое предполагает создание «единого источника правды» для поддержки каждого этапа подготовки налоговой отчетности.

Хранилища налоговых данных предоставляют централизованный доступ к достоверным финансовым данным, структура которых оптимизирована для выполнения требований налоговых органов, и содержат всю информацию, необходимую для подготовки налоговой отчетности.

Чтобы получить более полное представление о новых возможностях такого хранилища, для примера можно взять компанию с оборотом в 2 млрд. долларов с 30 представительствами в США и 60 представительствами за их пределами в 30 странах мира. Такая компания может иметь ежегодно до 1500 налоговых обязательств более чем в 80 налоговых органах. За четыре года компании нужно будет обработать 6000 налоговых деклараций и учесть их в своей годовой финансовой отчетности. Если учесть, что эти 80 налоговых органов постоянно меняют налоговое законодательство, ставки и нормативные базы бухгалтерского учета, легко увидеть, какую проблему представляют разрозненные технологий и процессов.

Чтобы лучше управлять этими рисками опираясь на данные, хранилище налоговых данных должно содержать данные пробного баланса для каждого юридического лица, включенного в консолидированную финансовую отчетность за все года, подлежащие аудиторской проверке.

Если системы бухгалтерского учета не генерируют оборотно-сальдовую ведомость по каждому юридическому лицу, хранилище поддерживает преобразование данных по бизнес подразделениям в данные по юридическим лицам, как того требует налоговая отчетность. По каждому из них в нем содержатся корректировки по налоговым суммам, а также чистые операционные убытки, ставки по кредитам и налоговые ставки.

Для расчета резервов компании за определенный период времени хранилище налоговых данных включает в себя данные отчета о прибылях и убытках, прогнозы расходов средств на уплату налогов по юридическим лицам, органам налоговых служб и годам. Здесь же находится подробное описание состояния изменений установленного государством налогооблагаемого уровня прибыли и налоговых ставок. Для того чтобы уменьшить потенциальные риски внешнего воздействия, хранилище содержит данные обо всех внутригрупповых сделках и основных продуктах, отчеты о прибылях и убытках для поддержки международного трансфертного ценообразования компании. Наконец, в нем находятся копии всех деклараций, поданных в электронном виде на сайт регулятора.

Хотя эти хранилища содержат значительный объем данных, он значительно меньше того объема информации, которая содержится в разрозненных источниках данных. Реальность такова, что текущее состояние уровня автоматизации процессов начисления и оплаты налогов, администрирования налоговых данных делает практически невозможным установить контроль над всеми налоговыми обязательствами и связанным с ними учетом налога на прибыль в международных компаниях.

Использование хранилища налоговых данных и сопутствующих налоговых приложений может иметь свое применение на каждом этапе подготовки отчетности: приведения ее в соответствие с нормативами, планирования, защиты данных и выполнения расчетов. С внедрением соответствующего ПО налоговые и финансовые отделы ожидает ранее недостижимый рост эффективности, усиление контроля и точности при формировании налоговой отчетности.

Внедрение хранилища налоговых данных будет способствовать снижению рисков, неотъемлемых при сегодняшней разрозненной обработке налоговых данных.

Последние исследования показывают, что создание хранилища налоговых данных облегчит процесс подготовки налоговой отчетности, сделает его прозрачным, а саму отчетность более точной.

Публикации

Боб Нортон. Налоги: повышение технической оснащенности управления налогами в международных компаниях. (Bob Norton Tax. The Rise of Global Tax Management Platforms). Май 2012.

Под давлением: опрос высшего руководства о сложностях налогового менеджмента в условиях восстанавливающийся экономики (Under Pressure Finance and Tax Executives on Tax Management in a Challenging recovery). Март 2012.