Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Финансовая консолидация с разных точек зрения

Финансовая консолидация приобретает все большее значение из-за таких факторов, как глобализация и популярность слияний и поглощений. В прошлом, она представляла интерес главным образом для крупных транснациональных компаний, но сейчас и многие компании среднего размера могут владеть несколькими юридическими лицами в разных странах. Хотя требования таких компаний к финансовой консолидации не очень сложны, процесс консолидации осуществляется в электронных таблицах, что приводит к значительным затратам времени и появлению большого количества ошибок. В настоящее время доступны различные решения, позволяющие оптимизировать процесс консолидации и избежать ошибок.

Финансовая консолидация на современном этапе

Разные люди понимают финансовую консолидацию по-разному. На самом базовом уровне для компании, представляющей одно юридическое лицо, этот термин может означать просто объединение данных из нескольких центров затрат в целях планирования или для подготовки отчетности. В этом случае, как правило, объединяются данные из главной книги, которые были записаны в системе управления предприятием (ERP) и связаны с различными отделами и центрами затрат. Цель состоит в том, чтобы подготовить финансовую отчетность, которая касается компании в целом.

Тем не менее, финансовая консолидация, как правило, не ограничивается только этим процессом. Обычно она предполагает объединение данных не из отделов одной компании, а из нескольких юридических лиц или компаний. В этих случаях просто агрегирование данных может быть сложным по различным причинам. Например, юридические лица могут иметь разные финансовые годы и разные планы счетов. Кроме того, в большинстве компаний требования к финансовой консолидации будет включать внесение корректив в консолидированные значения. Например, требование выделить расходы из головного офиса в дочерние компании, чтобы они включили их в свои собственные счета. Более распространенная и сложная задача – исключение внутрикорпоративных оборотов.

Согласно одному из подходов к финансовой консолидации, она заключается в том, чтобы рассматривать в качестве главной цели подготовку консолидированной главной книги для группы компаний. Существует необходимость в корректировке цифр, что достигается за счет проводок, которые могут вестись не только по счетам в рамках одной компании, но и между несколькими юридическими лицами, которые консолидируются.

Какова цель финансовой консолидации?

Как правило, финансовая консолидация связана с подготовкой отчетов по историческим и фактическим данным. Некоторые компании также хотят осуществить формальную консолидацию плановых данных. Например, после того как дочерние компании разработали годовой бюджет, они консолидируются с исключением внутрикорпоративных оборотов для получения бюджетных показателей компании в целом. Когда есть требование к подготовке обязательной отчетности, она (как, следовательно, и консолидация) будет привязана к сроку (ежегодная, ежеквартальная или ежемесячная). В случае ежеквартальной отчетности, ежемесячная консолидация может не потребоваться, но часто рекомендуется получать ежемесячные данные, как для управленческого учета, так и чтобы свести к минимуму время, необходимое для получения результатов в конце квартала.

Помимо обязательной и управленческой отчетности, есть и другие причины, почему компании обращаются к финансовой консолидации. Например:

  • Формальное документирование внутрифирменных продаж в консолидированном лице, которое торгует в разных странах, упрощает ответы на вопросы о трансфертном ценообразовании и приведение отчетности в соответствие с законодательными нормами.
  • Для холдинговой компании, возможно, нет необходимости иметь отдельную главную книгу, лучше использовать систему финансовой консолидации как систему учета. В этом случае аудит будет отвечать требованиям внешнего аудита.
  • Будущие штрафы после аудита можно уменьшить, если есть стандартные закрывающие проводки, которые ранее прошли аудит и одобрены внешними аудиторами. Это предпочтительнее, чем электронные таблицы, которые нужно полностью проверять каждый год.

Оценка решений для финансовой консолидации

Как отмечают эксперты, финансовая консолидация не является одинаковой для всех компаний. В зависимости от внешних или законодательных требований, предъявляемых к отчетности, и потребностей руководства в информации, процесс консолидации может быть очень сложным или относительно простым. Его масштабы и сложность зависят от того, насколько строгого управления финансами хочет компания. Поэтому, прежде чем внедрять решение для финансовой консолидации, важно иметь четкое представление о целях проекта и о том, каким должен быть конечный результат.

С точки зрения  профессионального бухгалтера, финансовая консолидация состоит из ряда процессов, которые могут включать в себя следующее:

  • соотнесение разрозненных главных книг с общим планом счетов
  • импорт данных из нескольких субъектов
  • сбор исправлений для исключения внутрикорпоративных оборотов (ICE) от разных юридических лиц
  • внесение корректировок в консолидированные данные
  • подготовку отчетов для консолидированной компании

С определенной точки зрения консолидация может показаться очень простым процессом - просто объединение ряда счетов различных компаний. Однако наличие многоуровневых требований все усложняет. Это особенно верно, когда есть еще и мультивалютные требования. Есть и другие требования, которые еще больше усложняют консолидацию:

  • юридические лица, которые имеют различные планы счетов
  • юридические лица, которые имеют различные финансовые календари
  • количество и виды корректировок
  • многоуровневые требования к отчетности
  • сложная (многоуровневая) финансовая отчетность
  • несколько валют
  • частичная собственность
  • исключение внутрикорпоративных оборотов

В зависимости от требований у компании есть несколько вариантов для выполнения консолидации: на основе электронных таблиц, ERP-систем или пакетных приложений. Однако первые два варианта в большинстве случаев не подходят для решения этой задачи по нижеследующим причинам.

Электронные таблицы как инструмент консолидации

Многие компании используют электронные таблицы для выполнения финансовой консолидации, но они не подходят для «промышленных масштабов». Некоторые компании могут довольствоваться электронными таблицами, но чтобы свести к минимуму затраты на разработку, техническое обслуживание и эксплуатацию, настоящая система финансовой консолидации требует функциональности, которая отсутствует в электронных таблицах:

  • импорт данных, который включает сопоставление планов счетов
  • формально определенные проводки
  • исключение внутрикорпоративных оборотов
  •  процесс разнесения проводок
  • процесс представления и утверждения проводок
  • интегрированная, гибкая и простая в использовании финансовая отчетность
  • распространение финансовой отчетности
  • контрольный журнал

ERP-системы

Другим возможным решением является использование компонентов главной книги ERP-системы. Как правило, это возможно лишь при выполнении следующих условий:

  • Счета для всех юридических лиц ведутся на одной и той же ERP-системе.
  • Все организации используют одинаковые планы счетов.
  • ERP-система включает в себя консолидацию таких функций, исключение внутрикорпоративных оборотов, разделение корректировок, контрольный журнал и т.д.

Некоторые поставщики ERP-систем рекомендуют свое программное обеспечение для финансовой консолидации. При условии, что вышеупомянутые критерии соблюдены, использование ERP-системы является допустимым решением. Однако, как правило, это не так. Если, например, каждое юридическое лицо будет переходить на одно и тоже программное обеспечение, внедрение ERP станет очень дорогим. Кроме того, большинство ERP-продуктов имеют ограниченные возможности для составления отчетности. Ограниченные возможности для отчетности – та самая причина, по которой многие компании экспортируют данные главной книги в приложения сторонних производителей для соблюдения своих постоянных требований к отчетности.

Пакетные приложения как инструмент финансовой консолидации

Сегодня на рынке представлены три основных вида ПО для финансовой консолидации:

  1. Пакетные приложения.
  2. ERP-системы
  3. Основные инструменты, включая электронные таблицы.

Результаты исследований показывают, что наибольшей популярностью пользуются пакетные приложения (59% опрошенных). Большинство компаний предпочитают пакетные приложения, потому что они отвечают как требованиям обязательной отчетности, так и требованиям управленческой отчетности.

Налоговый учет и финансовая консолидация

Налоговый учет во многих отношениях может рассматриваться как процесс «налоговой консолидации», который отражает «финансовую консолидацию». Однако, несмотря на значительные параллели между этими двумя процессами, налоговый учет отличается в двух основных аспектах:

  1. Он включает географически более разнообразные бизнес-правила, основанные на налоговом кодексе.
  2. Он поддерживает не только раскрытие информации для финансовой отчетности, но также выступает в качестве системы учета, которая поддерживает значительные остатки на счетах в главной книге.

Возможно, самое важное - это процесс, осуществляемый в рамках подготовки финансовой отчетности. Он требует  детальной информации о пробном балансе и предоставляет один из последних журналов перед закрытием. И налоговый отдел обычно управляет им посредством отдельного процесса.

В результате, налоговый отдел обычно не выигрывает от этого процесса и внедрения систем по управлению эффективностью бизнеса, основанных на продвинутых технологиях. Чтобы воспользоваться теми преимуществами, которые дают эти инструменты, разработчики решений налогового учета должны быть осведомлены о текущих и будущих тенденциях в технологиях подготовки финансовой отчетности. Это позволит им разрабатывать системы, которые могут учитывать ограничения, в то же время расширяя возможности финансовых систем, чтобы лучше интегрировать процесс налогового учета.

Процесс подготовки финансовой отчетности

По мнению Дэвида Депьюти (David Deputy), известного эксперта в области решений для налогового учета, консолидации и BI, важно понимать основы финансовой отчетности, а затем сопоставить роль налогового учета и его особенности с подготовкой традиционной финансовой отчетности. Финансовая отчетность состоит в основном из трех элементов:

  1. Задачи до консолидации
  2. Финансовая консолидация
  3. Раскрытие финансовой информации

Роль технологии

На сегодняшний день основные мировые поставщики средств для подготовки финансовой отчетности сфокусировались на решениях финансовой консолидации, почти не обращая внимания на налоговые требования. Технически эти системы отражают функциональность налоговых систем – в них присутствуют иерархии владения, они сводят информацию о предварительном балансе и применяют корректировки и правила на уровне счетов. Эти системы, однако, не предназначены для работы с разнообразием юрисдикций или сложностью правил налогового учета.

Основываясь на опыте высокоспециализированных поставщиков, основные поставщики систем финансовой отчетности обращаются к задачам до консолидации и управлению раскрытием информации.

Решения для налогового учета и резервирования традиционно дополняли технологии финансовой отчетности. Информация о пробном балансе сводится в системах налогового учета и резервирования, к ним применяются корректировки налогового учета и правила налогообложения конкретной страны.

Исторически обмен данными между решениями для финансовой консолидации, подготовки налоговой отчетности и резервирования осуществлялся в «ручном режиме» или с помощью экспорта:

  • Информация пробного баланса является отправной точкой для обеих систем.
  • Финальные корректировки и исключение внутрикорпоративных оборотов, сделанные в системах консолидации, должны быть отражены в системах резервирования.
  • Результаты вычисления резервирования должны быть включены  в консолидированные финансовые отчеты.

Налоговый учет в сравнении с резервированием

Решение для налогового учета отличается от простой системы резервирования тем, что системы налогового учета предназначены для качественной поддержки вспомогательной книги для итоговых остатков на счетах отложенных налогов в балансовом отчете. Системы резервирования предназначены для осуществления раскрытия финансовой информации, связанной с налогами. Они успешно справляются с предоставлением информации, необходимой для выполнения этой задачи. Тем не менее, они не в состоянии обеспечить тот уровень детализации, целостности, интегрированности, безопасности, который обычно ассоциируется с системами вспомогательной книги.

Таким образом, появляется новый класс приложений для налогового учета, чтобы восполнить этот пробел. Эти системы тесно интегрированы с существующими системами бухучета и подготовки отчетности.

Заключение

Финансовая консолидация обретает все большую популярность среди разных компаний. Она значительно облегчает процессы подготовки разных видов отчетности, с учетом внешних и внутренних требований к ней. В настоящее время на рынке представлено множество решений для консолидации в зависимости от требований компании. Налоговый учет также можно рассматривать как процесс налоговой консолидации. Но он имеет ряд существенных отличий от финансовой консолидации, которые необходимо учитывать. Согласно  результатам исследований, большинство компаний отдают предпочтение пакетным решениям по консолидации.

Публикации

  1. Как помогает ПО для финансовой консолидации (How Can Financial Consolidation Software Helps). 16 декабря 2010 г.
  2. Дэвид Депьюти. Обозначая будущее налогового учета и раскрытия налоговой информации. Как технологии финансовой отчетности могут помочь (David Deputy. Mapping the Future of Tax Accounting and Tax Disclosure. How financial reporting technologies can help). 28 апреля, 2011 г.
  3. Основные сведения о приложениях для финансовой консолидации (Essentials of Financial Consolidation Applications). 2012 г.