Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Управление данными: рынок растет

Управление НСИ, специальная область деятельности, основанная на применении технологий с целью повышения согласованности, точности, семантической непротиворечивости и прозрачности НСИ компании, существует уже не первый год. Важность этой сферы стала очевидна в последние годы, когда повысились требования контролирующих органов к отчетности и управлению рисками, а также в связи с необходимостью оптимизации затрат и увеличения. В каком же состоянии находится сфера управления НСИ, а также управление данными в целом, на сегодняшний день?

Растет понимание – растет рынок

По данным исследования 2011 Global MDM Survey, проведенного компанией Forrester Research, рынок средств управления НСИ в 2011 году продолжал развиваться, несмотря на наличие различных проблем.

Основной проблемой для многих компаний остается достижение должного уровня управления данными. Только 20% респондентов заявили о том, что комплексное управление данными в их компании находится на высоком уровне. Впрочем, и они признают, что еще предстоит сделать много работы. В то же время есть и положительные изменения. Как показало исследование, управление данными становится приоритетной областью, на развитие которой выделяются средства.

Также выяснилось, что мультидоменные (то есть способные управлять более чем одной предметной областью данных) средства управления НСИ достигли требуемого пользователям уровня: существующие на рынке продукты способны удовлетворить интересы и требования пользователей. 47% респондентов заявили, что масштаб их программ управления НСИ включает более двух предметных областей данных.

Все больше компаний понимают, что для успешного осуществления бизнес-процессов и принятия решений требуются достоверные данные. Соответственно, инициативы по улучшению данных должны рассматриваться в контексте их ценности для бизнеса.

В ходе исследования были получены интересные результаты, касающиеся облачных вычислений и «больших данных». Как показал опрос, облачные технологии не получили широкого распространения в области управления НСИ: 63% респондентов практически не заинтересованы в их применении. Помимо классических вариантов размещения НСИ (у провайдеров маркетинговых услуг, поддерживающих управление кампанией прямого маркетинга и аналитику, или за счет использования решений по аутсорсингу бизнес-процессов), большинство мультидоменных средств управления НСИ, а также решения для управления НСИ клиентских данных остаются на территории организации.

Работа с «большими данными» также находится пока вне большинства программ управления НСИ. Только 9% опрошенных учли специфику «больших данных» в своих стратегиях развития средств управления НСИ, а подавляющее большинство (72%) пока не придают им особого значения. Как выяснилось, в настоящее время с «большими данными» экспериментируют в основном ИТ-отделы, занимающиеся BI и продвинутой аналитикой. «Большие данные» не стали пока частью проектов, реализующихся на уровне компании в целом, а именно этим отличаются многие инициативы в области управления НСИ.

Данные Forrester Research во многом подтверждают и результаты исследования компании Gartner, которая опубликовала свой «Магический квадрант для средств управления НСИ клиентских данных» (Magic Quadrant for Master Data Management of Customer Data Solutions).

Аналитики Gartner отмечают, что многие крупные компании испытывают проблемы по причине того, что их данные носят фрагментарный, неточный и неполный характер и хранятся в разных приложениях. Отсутствует единая система, которая хранила бы единое представление о клиенте или была бы предназначена для управления полным циклом изменения НСИ клиента.

Примечательно, что все больше организаций рассматривают способность создавать, поддерживать и развивать единую, достоверную и совместно используемую версию НСИ как одно из ключевых требований для поддержки бизнес-процессов и процессов принятия решений. В процессе создания НСИ и управления ею многие организации и компании-поставщики думали, что CRM, ERP и другие системы помогут решить проблему противоречивой НСИ, распределенной по разным системам. Однако позже выяснилось, что эти системы не были приспособлены для решения подобных задач. Начиная с 2004 года, многие крупные компании инвестировали в создание новых централизованных систем для обработки клиентских данных.

По оценкам Gartner, большинство компаний продолжают инвестировать в решения управления НСИ, при этом финансовые компании фокусируются главным образом на области клиентских данных.

Результаты исследования Gartner показали, что рынок средств управления НСИ растет. Общий доход от средств управления НСИ в 2010 году составил 1,4 млрд. долларов, что на 15% больше, чем в 2009 году. При этом рынок этих инструментов для клиентских данных равнялся 446 млн. долларов в 2010 году, что на 23% больше показателей 2009 года. Аналитики Gartner прогнозируют среднегодовые темпы роста в 20% как для средств управления НСИ в целом, так и для инструментов управления НСИ на рынке клиентских данных к 2015 году.

Растет и интерес к управлению информацией и данными в целом. Так, согласно исследованию BeyeNetwork, две трети респондентов внедряют или планируют внедрять программы по комплексному управлению данными. При этом более 40% опрошенных внедряют их на уровне компании в целом. 70% респондентов уверены, что важность комплексного управления данными для достижения успеха в бизнесе возрастет в течение следующих трех-пяти лет.

Инвестиция инвестиции рознь

Джим Харрис (Jim Harris), независимый консультант в области данных, в одной из своих статей обращает внимание на то, что приобретение инструментов для работы с данными само по себе не решает существующие проблемы. Он пишет, что коэффициент окупаемости инвестиций при покупке инструмента качества данных или внедрении программы по управлению данными равен нулю. По мнению Харриса, просто приобретение инструмента по улучшению качества данных не является само по себе инвестицией, если только сам инструмент не является решением какой-то конкретной проблемы. Использование инструмента предполагает построение, тестирование, внедрение и поддержку программных решений. Покупка инструмента - это лишь часть сложного процесса, включающего данные, бизнес-процессы, технологии и людей. Настоящая инвестиция, по словам эксперта, подразумевает вложение времени, знаний и усилий в повышение качества данных и управление ими. Это ежедневная тяжелая работа по улучшению качества данных и внедрению принципов, политик и процедур управления данными.

О том, что комплексное управление данными – не простая задача, говорят результаты опроса, проведенного интернет-изданием SearchDataManagement.com. Опрос также подтверждает результаты вышеупомянутых исследований. Вопросы качества данных, их точности и полноты по-прежнему остаются предметом основной заботы для IT-отделов и обычных пользователей. Все больше компаний осознают, что управление данными важно как никогда. Так, около 41% компаний полагают, что достижение и поддержка высокого качества данных – одна из сложнейших задач по управлению данными, с которыми они столкнулись. Но, несмотря на это, 77% респондентов уже внедрили или планируют внедрение программ по комплексному управлению данными. Это на 9% больше, чем в 2010 году.

Почему комплексное управление данными важно?

Аналитик Джим Хассерт (Jim Hassert) обращает внимание на еще один важный момент: эффективное управление данными – не одноразовое мероприятие, а повторяющийся процесс.

Он опровергает распространенное мнение, что комплексное управление данными – это политики, записанные в ряде документов, которые хранятся где-то в компании. Как пишет Хассерт, наиболее эффективные программы по комплексному управлению данными – те, которые активны и непрерывны. Они состоят из регулярных аудитов, согласований, мер по приведению отчетности в соответствие с требованиями контролирующих органов и мероприятий по контролю качества данных.

Хассерт выделяет пять основных причин, почему управление данными значимо для компании.

  1. Без комплексного управления данными невозможно получить цельные, достоверные и воспроизводимые данные. Главная роль управления данными состоит в том, чтобы убедиться, что показатели одинаково определены в рамках всей компании. Это значит, что все сотрудники точно понимают, о чем идет речь в том или ином случае. Без четко прописанных стандартов принимаемые решения могут приниматься на основе ложных предположений.
  2. Проблемы с отчетностью очень часто связаны с проблемами в управлении данными, а не с технологиями. Многие организации спешат винить в неудачах свои инструменты или технологии. Но обычно причина в том, что эти инструменты не были должным образом сконфигурированы, чтобы было ясно, что означает тот или иной показатель, как он соответствует тем или иным целям, где он может отличаться от данных, предоставленных другими системами. Компании, не понимая этого, начинают менять свои системы, вместо того, чтобы провести необходимую работу по управлению данными и убедиться, что системы работают должным образом.
  3. Комплексное управление данными направляет все другие аналитические программы. Оно гарантирует, что механизмы получения данных настроены таким образом, что все получают именно то, что им нужно.
  4. Комплексное управление данными избавляет сотрудников от лишних забот и усилий. Больше нет необходимости волноваться по поводу того, как объяснить скептически настроенному руководству, почему разные данные противоречат друг другу. Эффективное управление данными помогает решить подобные проблемы за счет прояснения того, что означают те или иные показатели, какие из них наиболее важны, как внутренние цифры связаны с внешними рейтингами и почему между ними есть несоответствие. Чем больше ясности, тем увереннее принимаются решения.
  5. Комплексное управление данными позволяет сэкономить деньги, избавляя компанию от неоправданных затрат и неэффективного вложения средств.

Тезисы Хассерта подтверждаются результатами опроса, проведенного Сообществом по управлению данными (Information Governance Community). Так, более половины опрошенных (около 66%) отметили, что управление данными повысило доверие к информации для принятия решений. Почти 60% заявили, что оно значительно облегчило выполнение требований контролирующих органов. Половина респондентов говорят о получении большей отдачи от инвестиций в технологии (52%) и улучшении взаимодействия между отделами за счет большей прозрачности (51%).

Также респонденты отметили, что без управления данными невозможно решить проблемы, связанные с управлением НСИ (78% опрошенных), внедрением BI-систем (78% респондентов), инструментов бизнес-аналитики (69%), построением хранилищ данных (67%).

Заключение

Исследования рынка показывают, что осознание значимости управления НСИ и данными в целом растет. Многие компании понимают важность обладания согласованными, цельными и достоверными данными и готовы вкладывать средства на реализацию программ по управлению данными. На этом этапе им важно прислушаться к мнению экспертов, осуществлять стратегии в области данных последовательно и быть готовыми прилагать усилия, чтобы добиться успеха.

Публикации

  1. Роб Карел. MDM в 2012 году (Rob Karel. MDM In 2012). 6 января 2012 г.
  2. Джон Редклиф, Билл О’Кейн. Магический квадрант для средств управления мастер-данными для клиентских данных (John Radcliffe, Bill O'Kane. Magic Quadrant for Master Data Management of Customer Data Solutions). 12 декабря 2011 г.
  3. Джим Харрис. Вы получаете отдачу только от того, во что действительно вложили (Jim Harris. You Only Get a Return from Something You Actually Invest In). 8 декабря 2011 г.
  4. Марк Брунелли. Программы по управлению данными занимают центральное место в 2012 году (Mark Brunelli. Data governance programs taking center stage in 2012). 6 декабря 2011 г.
  5. Джим Хассерт. Пять причин, почему управление данными имеет значение (Jim Hassert. 5 Reasons Why Data Governance Matters). 13 октября 2011 г.
  6. Стивен Адлер. Управление информацией компании – часть управление информацией (Steven Adler. EIM is a subset of Information Governance). 24 января 2011 г.
  7. Джудит Дэвис. Управление информацией как целостный подход к управлению и улучшению информации (Judith R. Davis. Information Governance as a Holistic Approach to Managing and Leveraging Information. BeyeNetwork Custom Research Report). 2011 г.