Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Внедрение BI и BPM: факторы успеха

Статья посвящена факторам успеха при внедрении BI-решений, а также тому, как
пользователи оценивают поставщиков BPM-систем.

Перед компаниями, желающими внедрить BI-инструменты, неизбежно встает вопрос: как сделать так, чтобы извлечь максимальную выгоду и избежать неудачи? Отчего зависит успешность внедрения BI-системы?

Производительность BI-системы

Ведущий консультант независимой консалтинговой компании Steria Джон Донахью (John Donoghue) обращает внимание на ключевой фактор успеха BI-проектов - производительность. Он пишет о том, что успех или провал внедрения BI-решения зависит от пяти ключевых факторов. К ним относятся:

  • Охват предметной области и отношение к предпринимательской деятельности.
  • Своевременность данных, содержащихся в BI-решении.
  • Качество данных, часто зависящее от исходных систем.
  • Возможность использовать BI в режиме самообслуживания.
  • Производительность BI-решения с точки зрения пользователя.

В то время как первые четыре вопроса могут быть решены путем активного участия пользователей в сочетании с хорошим анализом, проектированием и соответствующими инструментами, производительность BI-решения может оказаться проблемой и повлиять на его обновление.

Следовательно, тестирование производительности является важным этапом в проекте внедрения BI-решения. Конечно, оно должно быть одним из элементов в рамках более широкой стратегии тестирования и взаимосвязанных этапов тестирования. Тестирование производительности обычно идет после тестирования устройства, системы и интеграции (как минимум).

Нет единого мнения по вопросу о том, когда проводить тестирование производительности: до, вместе или после определения степени принятия приложения пользователями, но в любом случае оно должно производиться перед эксплуатационным тестированием.

Как связаны показатели производительности в обычном хранилище данных или BI-решении? Они влияют друг на друга, осложняя определение причин падения производительности? Как можно предотвратить эти и другие риски до внедрения инструментов?

Джон Донахью выделяет восемь основных факторов, влияющих на производительность BI-решения:

  1. Исходные OLTP-системы. Эти приложения позволяют компании работать на ежедневной основе. Существуют различные способы, которыми данные могут быть извлечены из OLTP-систем, начиная с ESB-сообщений (т.е. сообщений интеграционной шины данных), посредством технологий репликации данных, и заканчивая процессами извлечения с помощью инструментов ETL. Во время проектирования решения необходимо провести оценку преимуществ каждого способа, чтобы удостовериться в том, что вы используете приемлемый метод для каждой исходной системы.
  2. Сетевая инфраструктура. Она играет ключевую роль в процессе передачи данных от источника до основного хранилища данных. Если источники данных находятся в одном центре обработки данных и опорной сети, то передача данных не представляет проблемы. Однако, если решению необходимо получить данные из источников, которые географически распределены по глобальной сети и местным локальным сетям, то задача усложняется. Необходимо учитывать пропускную способность каждой локальной сети, глобальной сети, а также дополнительную нагрузку, чтобы определить влияние и устойчивость инфраструктуры. Это может в свою очередь привести к необходимости обновления элементов обоих сетей и/или повлиять на способ извлечения данных и, возможно, на требующееся для этого время.
  3. Конфигурация операционной системы. Она может влиять на производительность за счет конфигурации файла подкачки, конфигурации управления памятью, загрузки процессора на каждом отдельном сервере решения.
  4. Локальный сервер и сетевое устройство хранения данных (NAS). Каждый сервер будет иметь определенный объем, например, для операционной системы и прикладного программного обеспечения и др. Кроме того, вполне вероятно, что решение будет использовать сетевое запоминающее устройство для размещения, к примеру, хранилища данных. Нужно оценить имеющиеся возможности, чтобы определить, как можно использовать тот объем памяти, который есть.
  5. Процессы трансформации данных. Эти процессы осуществляются ETL-инструментами, которые берут данные из источника, реструктурируют и обогащают их, приводя в формат, подходящий для загрузки в хранилище данных. Проектирование процессов трансформации ETL формируется в соответствии с целевой модели данных, которая влияет на методы заполнения модели. Процесс эффективной трансформации может привести к более производительному решению, поэтому это фундаментальная область, которая требует экспертной оценки при проектировании и разработке, а также тщательного тестирования как функционирования, так и нагрузки/загрузки.
  6. Моделирование данных. В основе решения находится модель данных. Она определяет, как ETL-процесс может заполнить модель, также обеспечивая основу для BI-отчетности и инструментов анализа, применяемых пользователями. В процессе тестирования производительности допустимы лишь минимальные изменения модели данных, но лучше их вообще избежать. Хотя модель может быть настроена с помощью базовой функциональности базы данных.
  7. Платформа базы данных. Она формирует основу для выполнения основного объема тестирования производительности. Такие функциональные возможности, как виртуализация инфраструктуры, разделы данных, управление таблицами и индексация, могут быть настроены в сочетании с моделью данных.
  8. Инструменты BI и отчетности. Они включают в себя семантическую модель, которая опирается на процессор базы данных. Это активизирует «окно», в пределах которого бизнес-пользователь получает доступ к данным с помощью инструментов BI. Процессор BI-инструмента будет работать в сочетании с базой данных, и отношения между этими двумя основными компонентами являются основополагающим при проведении тестирования производительности. Кроме того, в самой BI-платформе вычислительные процессы часто могут быть разделены между основным процессором и механизмом представления, слоем веб-сервера.

В целом, с учетом всех этих факторов, становится ясно, что тестирование производительности - не простая задача, а этап сложного теста, при котором нужно принимать во внимание множество факторов, понимая их взаимоотношения, точки соприкосновения и влияние друг на друга.

BPM и удовлетворенность пользователей

В 2009 году темпы роста рынка BPM-приложений были значительно ниже, чем в предыдущие годы – 3,6% против 28% в 2008 году. Многие проекты были отложены до тех пор, пока финансовые отделы (основной инвестор в BPM-проекты и их объект) не преодолели последствия кризиса. Во второй половине 2010 года начался новый рост, и многие компании вернулись к финансированию BPM-проектов. Однако результаты различных обзоров за последние четыре года свидетельствуют, что практически никаких изменений в объемах инвестиций, внедрении BPM и преимуществах, полученных компаниями, не было. Согласно специалистам Gartner, трансформирующая составляющая BPM наиболее сильна тогда, когда она является частью более широкого подхода к BI. Однако немногие ее используют. Наоборот, BPM-инструменты оказываются в рамках финансовых отделов, где используются для поддержания финансового планирования, процессов раскрытия и закрытия. А такие аспекты BPM, как стратегический менеджмент и моделирование доходности нередко внедряются в виде отдельных решений. Эксперты рекомендуют компаниям лучше выбирать поставщиков ПО, чтобы эффективно решать свои задачи.  

В одном из своих последних исследований, аналитики Gartner пытались выяснить, насколько пользователи удовлетворены поставщиками BPM-систем и их продуктами. Были получены довольно интересные результаты:

  • Компании могут достичь своих целей в области управления эффективностью и добиться значительного уровня удовлетворенности, поддержки и выгод.
  • В то время как IT-отдел продвигает другие проекты, такие как BI, именно финансовый отдел вкладывает средства и управляет BPM. Лучшая практика, как показало исследование, смешанный подход, подразумевающий участие и IT, и бизнес-подразделений.
  • В среднем, поставщики, специализирующиеся на решении одной или нескольких задач, предоставляют обслуживание лучшего качества, чем крупные поставщики.
  • На степень удовлетворенности могут влиять такие факторы, как то, кто руководит процессом внедрения. Важно быть уверенным, что компания, осуществляющая внедрение приложения, имеет обширный опыт и знания, о чем свидетельствуют сертификаты, успешно реализованные проекты и т.д.

В целом результаты исследования свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности от внедрения BPM-решений в сравнении с прошлым годом. В то же время, результаты выявили те области, на которые поставщикам следует обратить особое внимание.

Стоимость и простота использования были названы в качестве основных причин выбора специализированных компаний. Это свидетельствует о том, что при покупке ПО большую роль играют предпочтения конечных пользователей. Напротив, респонденты, выбиравшие мегавендоров, часто в качестве основных причин называли функциональность и совместимость с другими продуктами поставщика.

Интересны также полученные в ходе опроса данные о количестве пользователей приложений специализированных поставщиков и мегавендоров. В то время как число пользователей приложений специализированных компаний составляет около 50 человек, приложениями мегавендоров пользуются более 500 человек. Стоимость обладания ПО (что включает сервисное обслуживание, затраты на сотрудников и аппаратную часть) тоже сильно разнится: от ста тысяч до почти трех миллионов долларов. Средняя стоимость BPM-решения – около 600 тысяч долларов при среднем количестве пользователей, равном 296. Это данные показывают, что существует две группы решений для разных типов клиентов. Одни хотят более простых решений для менее чем 100 пользователей по цене от 100 тыс. долларов. Другие ищут более сложные решения, опирающиеся на комплексные BPM-системы, для тысяч пользователей при бюджете, превышающем 500 тыс. долларов.

Опрос также выявил зависимость числа пользователей в зависимости от функциональности. Выяснилось, что далеко не все компоненты BPM-системы используются одинаково. Моделирование доходности и стратегическое управление оказались наименее внедряемыми функциями. Однако в некоторых случаях число пользователей превысило 3 тыс. Это говорит о том, что BPM-решения могут широко внедряться вне финансового отдела. Наиболее часто внедряются бюджетирование, прогнозирование и планирование. Далее следуют финансовая, внешняя и управленческая отчетность. Больше всего внедрений приходится на решения для 200 пользователей или меньше.

Представления о сложности проекта, его стоимости, опыт продаж и поддержки, а также возможные выгоды для бизнеса зависят от масштабов проекта и поставленных задач. Результаты исследования показали, что в некоторых случаях ожидания клиентов для небольших проектов оправдались в меньшей степени, чем для очень крупных. Продукты поставщиков, специализирующихся на одном виде деятельности, воспринимаются как более простые во внедрении. Это означает, что существует прямая связь между простотой внедрения и «тиражной» функциональностью. Аналитики Gartner рекомендуют клиентам выбирать то BPM-решение, функциональные возможности которого максимально полно соответствуют поставленным целям, так как это минимизирует риски и снижает совокупную стоимость владения.

Заключение

Тестирование производительности BI-решения является важным этапом в процессе его внедрения. Как отмечают эксперты, это совсем не простая задача, поскольку в ходе его проведения нужно учитывать множество факторов. Но в целом, как показывают результаты исследования Gartner, пользователи удовлетворены поставщиками BPM-систем и их продуктами.

Публикации

  1. Джон Донахью. BI: ключ к успеху или неудаче (John Donoghue. BI: the key to success or failure). Январь 2012 г.
  2. Нил Чандлер. Опрос пользователей CPM-систем 2011 г.: клиенты оценивают поставщиков своих систем управления эффективностью (Neil Chandler. CPM Suites User Survey 2011: Customers Rate Their Corporate Performance Management Vendors). 9 августа 2011 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов