Почему цена - не единственный критерий выбора ПО
Выбирали софт и подрядчика по бюджету проекта: эти много хотят, а вот эти «по карману».
Уже через полгода «экономный» подрядчик перелимитил расходы в два раза, сорвал сроки и поставил под сомнение успех проекта. Чтобы получить хоть какой-то результат, проекту выделили дополнительное финансирование. Но через год он все равно был остановлен.
Это реальная история, в которой мне довелось участвовать на этапе конкурса и еще раз включаться позже, когда работу выбранного вендора признали неуспешной.
Типичная ситуация, когда время и деньги потрачены, а перед заказчиком разбитое корыто.
Почему такое вообще происходит?
Потому что назначить стоимость проекта самым весомым критерием выбора ПО и исполнителя гораздо проще, чем углубляться в разработку детальных функциональных и нефункциональных требований, а потом скрупулезно контролировать соответствие им конкурсантов и вникать в ограничения коммерческих предложений.
Куда легче сравнить итоговые цифры из КП участников - и вот уже победитель выбран.
Правда, потом зачастую начинаются открытия:
- интеграция с вашими источниками данных в нашем предложении не была предусмотрена; можем оценить дополнительно,
- мы вообще давали оценку только лицензий, внедряйте своими силами,
- этого функционала нет в тиражном ПО, можем разработать, но дайте постановку и бюджет,
- и т.д. и т.п.
Все эти и не только открытия/жалобы я слышала от заказчиков в адрес конкретных вендоров/подрядчиков.
Хорошо, если всё ограничится только принуждением к увеличению бюджета до уровня среднерыночной стоимости проекта. Все-таки одна и та же работа стоит у опытных подрядчиков примерно одинаково. Просто одни лукавят, чтобы сделать входные цифры привлекательнее, а другие - нет.
Но если вы попали на новичка или хуже - недобросовестного исполнителя, то ждите проблем куда серьезнее.
Выводы:
- Цена – важный, но не единственный критерий выбора софта и внедренца. Особенно, если это не последняя цена…
- Когда стоимость проекта кажется завышенной, разберитесь: может именно такой она и должна быть в вашем случае. Или опытный исполнитель превзошел ожидания и оценил потенциальные «хотелки», о которых вы пока не задумались. Тогда есть простор для оптимизации бюджета.
- Насторожитесь, если цена предложения сильно ниже, чем у других участников. Риск войти за рубль, чтобы потом искать выход за два, очень велик.
- Самый верный способ не ошибиться – это быть готовым к выбору. Заранее определиться с целями и задачами автоматизации, изучить рынок, познакомиться с опытом коллег, разобраться в структуре стоимости и проч., чтобы оценивать предложения с позиции эксперта. Но имейте в виду - такая подготовка требует вашего времени и усилий.